Найти в Дзене

Желание и требование признания в фильме "Старый Новый год"

Фильм «Старый Новый год» можно назвать энциклопедией советского образа жизни. Но несмотря на то, что фильм ярко отразил особенности жизни в эпоху развитого социализма, он смог вместить в себя смыслы, которые остаются актуальными и в наше время. "Старый Новый год" 1980г. Режиссеры: Наум Ардашников, Олег Ефремов Себейкин получил квартиру в столице. У него есть холодильник, люстра аж на пять рожков и даже пианино. А ещё телефон имеется! Это и вправду достижения в эпоху развитого социализма. Что нужно еще для счастья?! Себейкин рад, что все так складывается в его жизни. В канун старого Нового года в его жизни случилась ситуация настоящего жизненного успеха. Но вот только со стороны семьи он не получает признания. Себейкин вынужден выслушивать унизительные высказывания в свой адрес («Делает куклам голоса, медведЯм пищалки вставляет. Люди-то, люди по космосАм — а мой по голосам!»). И работа-то у него непочётная, и муж-то он никудышный, и, вообще, неудачник он по жизни! Важно даже не то, чт
Оглавление
Фильм "Старый Новый год"
Фильм "Старый Новый год"

Фильм «Старый Новый год» можно назвать энциклопедией советского образа жизни. Но несмотря на то, что фильм ярко отразил особенности жизни в эпоху развитого социализма, он смог вместить в себя смыслы, которые остаются актуальными и в наше время.

"Старый Новый год" 1980г. Режиссеры: Наум Ардашников, Олег Ефремов

Ставка на материальные ценности Себейкина

Себейкин получил квартиру в столице. У него есть холодильник, люстра аж на пять рожков и даже пианино. А ещё телефон имеется! Это и вправду достижения в эпоху развитого социализма. Что нужно еще для счастья?! Себейкин рад, что все так складывается в его жизни. В канун старого Нового года в его жизни случилась ситуация настоящего жизненного успеха. Но вот только со стороны семьи он не получает признания. Себейкин вынужден выслушивать унизительные высказывания в свой адрес («Делает куклам голоса, медведЯм пищалки вставляет. Люди-то, люди по космосАм — а мой по голосам!»). И работа-то у него непочётная, и муж-то он никудышный, и, вообще, неудачник он по жизни!

Фильм "Старый Новый год"
Фильм "Старый Новый год"

Важно даже не то, что его родные не видят в нём успешного и достойного работника, а то, что такое отношение его очень больно ранит. Как будто в глубине души он сам об этом знает, сам так чувствует, а самые близкие люди только озвучивают его сокровенные мысли.

У Себейкина огромная потребность в признании. Он нуждается в позитивном внимании. Он, как и все люди, зависит от обратной связи с другими людьми, особенно с родными и близкими. Признание со стороны значимых для нас людей придаёт нам ценность, формирует устойчивость нашего внутреннего достоинства. Ощущение себя как ценности приходит к нам сначала через родителей, затем через близких и родных людей, а также от общества в целом. Если мы не напитаны признанием, возникает огромное желание его заслужить. И самый логичный способ получить признания являются наши достижения, причем, прежде всего, внешние. Так можно предъявить людям конкретные факты, продемонстрировать свою успешность: «Смотрите — вот доказательства моей ценности!». Себейкин делает ставку на внешние материальные ценности. Но на него по-прежнему смотрят как на неудачника. Себейкин не чувствует внутри себя ценным и достойным. Покупка холодильника и даже пианино не может закрыть у него потребности ощущать себя ценным и достойным.

Ложная духовность Полуорлова

Полуорлов вспомнил о духовности. Кажется, осознал, всю тщетность стремления к материальным благам, но это только на поверхности. В глубине души он очень уязвлен своей неудачей на работе. Его бунт против материальных ценностей — это стремление обесценить свой профессиональный провал. Не дают возможности получать материальные дары, значит, стоит самому отвергнуть эти дары, как что-то низкое и ненужное. Весь его пафос — это защитная реакция, необходимость защитить себя от мира, который не признает его заслуги и таланты.

Фильм "Старый Новый год"
Фильм "Старый Новый год"

Все гости Полуорлова присоединяются к нему в момент критики материального. Никакой духовности в этих речах нет, а есть необходимость повысить свою значимость, утвердить свой статус.

Обесценить, чтобы возвыситься

Недостаточность внутренней ценности порождает желание себя возвысить, увидеть негативное и низкое в других, и, конечно, обесценить. Себейкин обесценивает труд инженера, Полуорлов критикует приверженность материальным ценностям, но на самом деле они не хотят признать, что не дают. Родственники Себейкина так изящно обесценивают все материальные ценности хозяина квартиры! А как остаться достойным, когда у других лучше то, что для тебя является основной ценностью? А тут и холодильник новее, и квартира просторнее, еще и телефон работает!

Фильм "Старый Новый год"
Фильм "Старый Новый год"

Жёны Себейкина и Полуорлова пытаются обесценить своих мужей. Они говорят о них жестокую правду, но не о себе ли они говорят?! Полуорлова утверждает, что её муж не стал орлом. Может в глубине душе она чувствует себя курицей, пусть красивой и интеллигентной. Она через мужа решила реализовать себя, а он не справляется! А как же справиться с самореализацией за двоих-то?!

Завсегда с народом как поиск признания

Самый загадочный персонаж — это Иван Адамыч. Персонаж он почти волшебный, практически домовой. Он появляется то в одной квартире, то в другой, умудряется участвовать в застольях обеих семей, а также успевает замечать обо всех событиях в доме. И все-таки в отличие от домовых он очень уж реалистичный, так как «завсегда с народом». Адамыч постоянно находится в состоянии лёгкого алкогольного опьянения, что возможно является результатом такого тесного общения с народом. Символически он гремучая смесь сознательного и сознательного влечения к чему-то высокому. Его принимают во всех квартирах, он готов всем помочь.

Фильм "Старый Новый год"
Фильм "Старый Новый год"

Несмотря на свое бурное общение, Адамыч одинок. Он в вечном движении от человека к человеку, от одной работы к другой. Он охранял склады, работал в домоуправлении, агентом Госстраха, озеленителем, контролёром в трамвае, «капендинером» в театре, в санатории, на хлебозаводе, на спасательной станции, лифтёром… Сейчас или на пенсии, или почтальон. Он везде и нигде. Если не идеализировать этого персонажа, то можно сказать, что Адамыч — это человек, который так и не нашёл признания. Он с этим смирился и, можно сказать, упростился. Недаром он говорит многие меткие афоризмы, но при этом постоянно их упрощает. Как будто в его жизни не случилось настоящего признания, настоящего успеха, настоящего постижения жизни. Адамыч как будто бы пытается идти по жизни просто. И это вполне возможно, если находиться в нетрезвом состоянии.

Где искать признание?

Как Себейкин, так и Полуорлов хотят признания. Они желают его получить извне. Герои фильма сталкиваются с душевным кризисом, когда материальные достижения начинают оказываться в разрыве с истинными жизненными ценностями. На первый взгляд, их успехи — квартиры, покупки, карьерные достижения — кажутся триумфом. Однако по мере развития сюжета обнажается их внутренняя пустота.

Фильм "Старый Новый год"
Фильм "Старый Новый год"

Человек — это единственное существо в мире, который способен вопрошать о смысле своего существования. Потребность в этом есть у каждого человека, особенно в зрелые годы. Материальные достижения и обеспечение комфорта могут являться важной составляющей смысла жизни. Но они не закрывают этих щемящих вопросов: «Кто я? Зачем? А тем ли я занимаюсь? Так ли я живу?». Близкие люди могут показаться нам жестокими и ужасными, но очень часто они нам говорят о том, чего мы чувствуем, но боимся сказать себе.

Мужчины в фильме осознают, что признание со стороны общества и семьи хрупкое и ненадежное. А собственное самоощущение своей ценности практически не зависит от внешних атрибутов успеха. Искусственная завеса материального благополучия отодвигается, открывая критическое осознание: смысл жизни не в обладании, а в чем-то другом. Но это другое ускользает от них...

Спасибо, что дочитали статью! Другие мои статьи о психологии в кино:

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен