Фильм «Старый Новый год» можно назвать энциклопедией советского образа жизни. Но несмотря на то, что фильм ярко отразил особенности жизни в эпоху развитого социализма, он смог вместить в себя смыслы, которые остаются актуальными и в наше время.
"Старый Новый год" 1980г. Режиссеры: Наум Ардашников, Олег Ефремов
Ставка на материальные ценности Себейкина
Себейкин получил квартиру в столице. У него есть холодильник, люстра аж на пять рожков и даже пианино. А ещё телефон имеется! Это и вправду достижения в эпоху развитого социализма. Что нужно еще для счастья?! Себейкин рад, что все так складывается в его жизни. В канун старого Нового года в его жизни случилась ситуация настоящего жизненного успеха. Но вот только со стороны семьи он не получает признания. Себейкин вынужден выслушивать унизительные высказывания в свой адрес («Делает куклам голоса, медведЯм пищалки вставляет. Люди-то, люди по космосАм — а мой по голосам!»). И работа-то у него непочётная, и муж-то он никудышный, и, вообще, неудачник он по жизни!
Важно даже не то, что его родные не видят в нём успешного и достойного работника, а то, что такое отношение его очень больно ранит. Как будто в глубине души он сам об этом знает, сам так чувствует, а самые близкие люди только озвучивают его сокровенные мысли.
У Себейкина огромная потребность в признании. Он нуждается в позитивном внимании. Он, как и все люди, зависит от обратной связи с другими людьми, особенно с родными и близкими. Признание со стороны значимых для нас людей придаёт нам ценность, формирует устойчивость нашего внутреннего достоинства. Ощущение себя как ценности приходит к нам сначала через родителей, затем через близких и родных людей, а также от общества в целом. Если мы не напитаны признанием, возникает огромное желание его заслужить. И самый логичный способ получить признания являются наши достижения, причем, прежде всего, внешние. Так можно предъявить людям конкретные факты, продемонстрировать свою успешность: «Смотрите — вот доказательства моей ценности!». Себейкин делает ставку на внешние материальные ценности. Но на него по-прежнему смотрят как на неудачника. Себейкин не чувствует внутри себя ценным и достойным. Покупка холодильника и даже пианино не может закрыть у него потребности ощущать себя ценным и достойным.
Ложная духовность Полуорлова
Полуорлов вспомнил о духовности. Кажется, осознал, всю тщетность стремления к материальным благам, но это только на поверхности. В глубине души он очень уязвлен своей неудачей на работе. Его бунт против материальных ценностей — это стремление обесценить свой профессиональный провал. Не дают возможности получать материальные дары, значит, стоит самому отвергнуть эти дары, как что-то низкое и ненужное. Весь его пафос — это защитная реакция, необходимость защитить себя от мира, который не признает его заслуги и таланты.
Все гости Полуорлова присоединяются к нему в момент критики материального. Никакой духовности в этих речах нет, а есть необходимость повысить свою значимость, утвердить свой статус.
Обесценить, чтобы возвыситься
Недостаточность внутренней ценности порождает желание себя возвысить, увидеть негативное и низкое в других, и, конечно, обесценить. Себейкин обесценивает труд инженера, Полуорлов критикует приверженность материальным ценностям, но на самом деле они не хотят признать, что не дают. Родственники Себейкина так изящно обесценивают все материальные ценности хозяина квартиры! А как остаться достойным, когда у других лучше то, что для тебя является основной ценностью? А тут и холодильник новее, и квартира просторнее, еще и телефон работает!
Жёны Себейкина и Полуорлова пытаются обесценить своих мужей. Они говорят о них жестокую правду, но не о себе ли они говорят?! Полуорлова утверждает, что её муж не стал орлом. Может в глубине душе она чувствует себя курицей, пусть красивой и интеллигентной. Она через мужа решила реализовать себя, а он не справляется! А как же справиться с самореализацией за двоих-то?!
Завсегда с народом как поиск признания
Самый загадочный персонаж — это Иван Адамыч. Персонаж он почти волшебный, практически домовой. Он появляется то в одной квартире, то в другой, умудряется участвовать в застольях обеих семей, а также успевает замечать обо всех событиях в доме. И все-таки в отличие от домовых он очень уж реалистичный, так как «завсегда с народом». Адамыч постоянно находится в состоянии лёгкого алкогольного опьянения, что возможно является результатом такого тесного общения с народом. Символически он гремучая смесь сознательного и сознательного влечения к чему-то высокому. Его принимают во всех квартирах, он готов всем помочь.
Несмотря на свое бурное общение, Адамыч одинок. Он в вечном движении от человека к человеку, от одной работы к другой. Он охранял склады, работал в домоуправлении, агентом Госстраха, озеленителем, контролёром в трамвае, «капендинером» в театре, в санатории, на хлебозаводе, на спасательной станции, лифтёром… Сейчас или на пенсии, или почтальон. Он везде и нигде. Если не идеализировать этого персонажа, то можно сказать, что Адамыч — это человек, который так и не нашёл признания. Он с этим смирился и, можно сказать, упростился. Недаром он говорит многие меткие афоризмы, но при этом постоянно их упрощает. Как будто в его жизни не случилось настоящего признания, настоящего успеха, настоящего постижения жизни. Адамыч как будто бы пытается идти по жизни просто. И это вполне возможно, если находиться в нетрезвом состоянии.
Где искать признание?
Как Себейкин, так и Полуорлов хотят признания. Они желают его получить извне. Герои фильма сталкиваются с душевным кризисом, когда материальные достижения начинают оказываться в разрыве с истинными жизненными ценностями. На первый взгляд, их успехи — квартиры, покупки, карьерные достижения — кажутся триумфом. Однако по мере развития сюжета обнажается их внутренняя пустота.
Человек — это единственное существо в мире, который способен вопрошать о смысле своего существования. Потребность в этом есть у каждого человека, особенно в зрелые годы. Материальные достижения и обеспечение комфорта могут являться важной составляющей смысла жизни. Но они не закрывают этих щемящих вопросов: «Кто я? Зачем? А тем ли я занимаюсь? Так ли я живу?». Близкие люди могут показаться нам жестокими и ужасными, но очень часто они нам говорят о том, чего мы чувствуем, но боимся сказать себе.
Мужчины в фильме осознают, что признание со стороны общества и семьи хрупкое и ненадежное. А собственное самоощущение своей ценности практически не зависит от внешних атрибутов успеха. Искусственная завеса материального благополучия отодвигается, открывая критическое осознание: смысл жизни не в обладании, а в чем-то другом. Но это другое ускользает от них...
Спасибо, что дочитали статью! Другие мои статьи о психологии в кино: