С самых истоков зарождения художественного облика вампира, начиная с опусов доктора Полидори и его вероломного подопечного лорда Байрона, и окончательно сформировавшись в знакомом всем нам виде уже у прославленного ирландца Брэма Стокера в хрестоматийном "Дракуле", образ ночного кровопийцы был неразрывно связан с тематикой запретной сексуальности. Укусы в шею (и не только) и поглощение чужой жизненной энергии в виде крови, которая также зачастую ассоциировалась с табуированной темой женской менструации, а также гипноз, эмоциональное насилие и подчинение воли - согласитесь, старику Фрейду есть где развернутся, а для пуританских нравов викторианской эпохи эти полу-эротические мотивы и вовсе были сродни порнографии.
Неудивительно, что большинство авторов и режиссеров до сих пор представляют вампиров как объект влажных фантазий выпускниц старшей школы - прекрасных бессмертных существ с бледной кожей и невероятными сверхспособностями, с охотой готовых вступать в романтические связи с обычными людьми. Разумеется, за пару сотен лет эти вампирские страсти многим успели набить оскомину. Что привело к точечным случаям деконструкции классических клише и оригинальной интерпретации облика и самой сути детей ночи. А ведь первая значимая и успешная попытка вернуть соевых монстро-любовников к их изначальному виду - кровожадных и безжалостных исчадий ада - была предпринята кинематографом аж в 1922 году, в культовом "Носферату, симфония ужаса" Фридриха Вильгельма Мурнау.
Граф Орлок в исполнении блистательного Макса Шрека, которого некоторые шокированные современники считали настоящим вампиром, был похож на кого угодно, но только не на идеального мертвеца из девичьих грёз. Уродливое, похожее на крысу тощее существо, словно стихийное бедствие несло лишь смерть и разрушение на своем пути, и имело больше общего скорее с демоническими прообразами кровососов из бестиариев Древнего Мира, чем с тем же Дракулой, являвшемся ему прямым литературным "отцом". Спустя более ста лет мы снова ждем возможности лицезреть на экране зловещего монстра в новой киноадаптации Роберта Эггерса, которую многие зарубежные критики уже успели окрестить современной классикой и одной из самых страшных картин о вампирах в 21 веке.
Но к подробной истории и анализу "Носферату" и всех его интерпретаций, от "Призрак ночи" соотечественника Мурнау Вернера Херцога до постмодернистской "Тени Вампира" с невероятным Виллемом Дефо и свежего суперхита с Биллом Скарсгардом, мы еще вернемся. А пока, чтобы скрасить ожидание, предлагаю вспомнить еще три знаковых картины о вампирах, где те предстают перед зрителем в необычном и не всегда приглядном виде.
30 дней ночи (30 Days of Night, 2007)
Режиссер: Дэвид Слэйд
В ролях: Джош Хартнетт, Мелисса Джордж, Дэнни Хьюстон
Оценки на агрегаторах: IMDb- 6.6/ Кинопоиск - 6.6
В маленьком городке Барроу, штат Аляска, каждый год на долгих 30 дней наступает полярная ночь, когда ни единый луч солнца не озаряет ледяной горизонт. Большая часть жителей на время покидают свои жилища, отправляясь к родственникам на материк чтобы переждать затяжной мрак, а оставшиеся горожане тщательно готовятся к месячной изоляции. А вот шериф Эбен Олсон, отвечающий за порядок в опустевшем городке, на этот раз совершенно не был готов ни к внезапному приезду своей жены Стеллы, с которой они на время разбежались из-за кризиса в отношениях, ни тем более к прибытию странных гостей, которые не переносят солнечный свет, но обожают лакомится свежей человеческой кровью. На 30 дней Барроу превращается в кровавую баню, где куда громче завывания снежной пурги отовсюду слышны душераздирающие крики умирающих в жутких муках людей, и теперь шерифу Эбену с маленькой горсткой выживших потребуются невероятные усилия, чтобы снова увидеть солнечный свет.
Одна из лучших экранизаций комикса в истории кинематографа, мало того что покадрово воспроизводящая некоторые сцены из оригинального графического романа "30 Days of Night" Бена Темплсмита и Стива Найлза, так еще и безупречно передающая (а местами даже сгущающая) жуткую и неуютную атмосферу первоисточника. Никаких вам "этокожаубийцыбэлла" - местные вампиры настоящие чудовища, по поведению и повадкам похожие на стаю бешенных голодных собак с черными как ночь глазами и целой пастью заостренных как у пираньи зубов. Они безжалостно рвут своих жертв на части, лишают конечностей и выпивают залпом будто вскрытую коробку томатного сока. Добавим сюда неповторимый зимний колорит, сумасшедшую динамику, пугающий натурализм и одни из лучших актерских перфомансов Джоша Хартнетта и Дэнни Хьюстона за всю карьеру, и в итоге получим весьма оригинальную и необычную интерпретацию образа человекоподобных кровососов, определенно заслуживающую самое пристальное внимание всех ценителей жанра.
Девушка возвращается одна ночью домой (A Girl Walks Home Alone at Night, 2011)
Режиссер: Ана Лили Амирпур
В ролях: Шейла Ванд, Араш Маранд, Маршалл Манеш
Оценки на агрегаторах: Кинопоиск - 6,4/Imdb - 6,9
По пропахшим безнадежностью и насилием улочкам вымышленного Бэд-сити бродит девушка. Ночью. Одна. В черной как смоль чалме и молодежной футболке в узкую полоску. Но она не боится наводняющих смрадный рассадник скверны драгдиллеров, сутенеров, маргиналов и насквозь испорченных детишек. Это они ее боятся. Потому что она самый настоящий вампир. И она всегда голодна. Как-то раз Девушка встречает на безлюдной улице пьяного юношу по имени Араш, похожего на эдакого иранского двойника Джеймса Дина в нелепом костюме Дракулы. Эта встреча навсегда изменит судьбы их обоих...
Иранская мусульманка-вампир в чадре, гоняющая на скейте по монохромной восточной версии "города грехов", и жестоко карающая негодяев и грешников? Уверен, такого вы еще точно не видели. А если и видели, то гарантированно не забудете уже никогда. Невероятный и ни на что непохожий дебют иранки Аны Лили Амирпур заслуженно считается одним из самых небанальных художественных фильмов на тему вампиризма, хоть он здесь и играет весьма декоративную и скорее даже чисто символическую роль. Учитывая насквозь авторскую природу проекта, поймут и примут его далеко не все, но дать ему шанс обязательно стоит.
Мертвенно-бледный (Livide, 2011)
Режиссеры: Александр Бустильо, Жюльен Мори
В ролях: Хлоя Куллу, Феликс Моати, Жереми Капон
Оценки на агрегаторах: Кинопоиск - 5,2/Imdb - 5,7
В небольшом провинциальном городке где-то на северо-западе Франции юная Люси Кавел за неимением лучших вариантов устраивается сиделкой для пожилых людей. Под свое шефство её берет опытная, но не слишком человеколюбивая медсестра Кэтрин Уилсон, которая в первый же день взваливает на Люси всю грязную работу, а под конец привозит в дом к особенной пациентке, Деборе Жессель, длительное время находящейся в коме бывшей балетной примы и известной в прошлом преподавательницы бальных танцев. По словам старой сиделки, дочь Деборы погибла еще в детстве, и теперь баснословно богатую по слухам коматозницу по договоренности навещают для ухода и присмотра лишь сотрудники социальной службы. Не долго думая, девушка рассказывает про причудливый старый особняк с сокровищами своему парню, который на пару с другом задумывает "вынести хату", ведь дело-то судя по всему пустяковое. Вот только вместо счастливого билета в будущую лучшую жизнь они находят в зловещем доме страшную угрозу для своих жизней настоящих. Ибо то, что в нем на самом деле обитает, вовсе не намерено выпускать их оттуда живыми...
Блистательный режиссерский дуэт Бустильо-Мори, прежде всего известный любителям хоррора по хрестоматийной для французской новой экстремальной волны картине "Месть нерожденного", решил на этот раз немного уйти от экстравагантного шок-брутализма и сделать тонкий микс из атмосферного триллера о проникновении не туда в духе "Не входи", готического фэнтезийного хоррора в духе ранних работ Гильермо дель Торо и сюрреалистического сплаттера, напоминающего "Страну призраков" Ложье с примесью высокохудожественных галлюцинаций Дэвида Линча. Кроме того, именно в "Мертвенно-бледном" впервые появляется крайне эффектный образ маленькой балерины-вампира, создающий мощнейший контраст между обликом невинного ребенка в белоснежных одеяниях и таящейся за ним кровожадной твари, охочей до чужой крови, который впоследствии будут крайне успешно эксплуатировать в недавнем комедийном хорроре "Эбигейл". Красное на белом, как и в случае с первым фильмом этой подборки - беспроигрышное сочетание)
Подписывайтесь на новый телеграм-канал Скар Крипипастов, именно там вы найдете эксклюзивные экспресс-обзоры на новинки кино, все самые свежие новости из мира хоррор-индустрии, регулярные обновления и уникальные материалы!!! Ссылка на телеграм-канал в комментарии под статьей!
....................................................................................................................................
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!
#ужасы #кино #хоррор #horror #cinema