О роли родителей в образовательном процессе.
Дом и учебный класс — два пространства, в которых ребенок проводит большую часть времени, а семья и школа разделяют ответственность за его будущее. В «НИКЕ» уверены: чем лучше устроено взаимодействие между родителями и школой, тем легче окажется путь ребенка к успеху. Рассказываем, какую роль играют родители в школьной жизни, чего от них ждет «НИКА» и какие функции школа берет на себя.
Узнать больше о Школе "НИКА" вы можете на официальном сайте.
Школа — важнейший социальный институт и в то же время инструмент, с помощью которого дети реализуют свой потенциал, чтобы добиться успеха в дальнейшей жизни. Эта дуальность требует как исполнения ребенком новых для него социальных, личностных и академических запросов, так и удовлетворение школой запросов учащегося и его семьи, притом каждая из сторон берет на себя определенную долю обязательств. Подобная сложная система, как считают в «НИКЕ», может сохранять баланс только при взаимном доверии школы, родителей, учеников и постановке ими общих задач. А главное стремление такого взаимодействия — помочь ребенку стать успешным, гармонично развитым и счастливым.
«У школы и семьи должны сложиться партнерские отношения: мы вместе расставляем приоритетные цели, прокладываем к ним маршрут и сообща помогаем ребенку их достичь, — подчеркивает заместитель директора Екатерина Лукьянова. — В отсутствие заинтересованности одной из сторон добиться успеха не получится. Поэтому семья должна в первую очередь оставаться включенной в учебную жизнь ребенка и доверять нам. Еще на этапе выбора места учебы стоит убедиться, что вы готовы вверить своего ребенка конкретной школе. Только так можно построить здоровые взаимоотношения. Речь, конечно, идет не о беспрекословном принятии любых инициатив, но культивация недоверия к учителям или общему образовательному курсу только повредит ребенку».
На доверии строится не только согласование академических решений. Его роль сильно возрастает в вопросах воспитания личностных качеств, которым отводится важное место в период обучения. Влияние школы на формирование ценностей, мнений и взглядов ребенка нельзя исключить: именно здесь ребята заводят дружбу, учатся решать конфликты и принимать решения, год за годом расширяют границы известного им мира и, наконец, взрослеют, пополняя багаж личного опыта. Именно поэтому важно прилагать совместные усилия в воспитании и избегать разногласий.
«Нам не все равно, кого мы воспитаем, — приоретизирует Лукьянова. — В руки наших воспитанников мы отдаем свое будущее и будущее страны, и мы хотим, чтобы эти дети выросли людьми, с которыми комфортно жить в обществе. Им предстоит создавать семьи, работать и вести социальную жизнь — какими бы хорошо обученным они ни были, без должного воспитания ничего не получится. Поэтому мы работаем над эмоциональным интеллектом, развитием эмпатии, умением сострадать, поощряем лидерские качества, самостоятельность, ответственность, критическое мышление. Конечно, мы стараемся формировать школьный коллектив с людьми, с кем имеем общие ценности, и хотим, чтобы родители разделяли наши стремления. Если в школе и дома нет противоречия ценностей, целей и норм поведения, если мы движемся в одном направлении, то и у ребенка складывается целостная картина мира».
Итак, успешный школьный опыт невозможен без содействия семьи. Но в то же время в «НИКЕ» понимают, что работающие родители из-за нехватки времени не всегда готовы подключаться к решению ежедневных задач. Чтобы снизить нагрузку на родителей там, где это возможно без ущерба для учащихся, в школе работает большой штат тьюторов.
Тьютор — связующее звено между школой и домом, помощник в решении технических, организационных и учебных трудностей. Тьюторская поддержка позволяет оперативно решать возникающие вопросы, связанные с учебой, не привлекая родителей. Но главное — тьютор осуществляет профессиональную помощь в достижении поставленных целей и корректировке образовательного маршрута.
Тьюторы консультируют ребят при выборе профиля, а в дальнейшем занимаются профориентацией и вопросами поступления в вуз: подбирают олимпиады, направления проектной деятельности, устраивают участие в мероприятиях разного уровня и курируют внеурочные занятия.
«Мы уважаем занятость родителей и каждый день работаем над тем, чтобы провести ребенка к его мечте в наиболее благополучных условиях, — рассказывает Лукьянова. — Мы работаем с семьей, чтобы понять, как все заинтересованные стороны видят будущее нашего обучающегося, а затем самостоятельно прокладываем маршрут, который проведет ребенка к цели. Нам важно желание каждого учащегося, каким бы индивидуальном ни был его запрос. Например, у нас есть готовые решения для поступающих в иностранные вузы».
Также через тьюторов осуществляется обратная связь. Школа внимательно рассматривает вопросы, пожелания и комментарии родителей, касающиеся учебного процесса. «У родителей есть возможность повлиять на все, что происходит с ребенком, естественно, если это не противоречит установкам школы или нашим возможностям», — подчеркивает Екатерина Лукьянова.
Дважды в год в «НИКЕ» проводится анкетирование. В опросниках можно анонимно поделиться любыми мыслями на тему учебы и оценить работу преподавателей и администрации.
«Как правило, мы остаемся довольны ответами, потому что получаем много приятных слов, — делится Лукьянова. — И мы всегда рады инициативам, касающимся экскурсий, встреч и другой внеурочной активности. Рады, когда родители хотят поучаствовать в школьной жизни, как это было, например, во время Благотворительной ярмарки. Но есть и конструктивная критика — и это тоже важно, так как позволяет нам оставаться в процессе непрерывного улучшения. К счастью, к нам никогда не поступало запросов на радикальные перемены, а значит, мы и родители сходимся во взглядах на вопросы воспитания и образования детей».
Простор для вовлечения родителей в школьную жизнь в «НИКЕ» довольно широк, а возможности времяпрепровождения с ребенком — разнообразны. Так, в Школе уже много лет действует семейный театр под руководством Любови Кутыркиной. Дети, их родители, бабушки и дедушки ставят спектакли, регулярно участвуют во множестве фестивалей и становятся их лауреатами. Более того, семейный театр совершает поездки по России, чтобы набраться вдохновения и познакомиться с другими творческими коллективами. Участие в постановках семейного театра — уникальный для родителей и детей способ стать ближе друг другу, разделить общее дело, творчески развиться и найти новые способы взаимодействия.
Также «НИКА» уделяет внимание проектам, связанным с профориентацией, и родители — главные помощники Школы в этом вопросе. В рамках «Мастерской профессий» они по собственной инициативе приходят к ребятам, чтобы рассказать о своей работе, а иногда и проводят мастер-классы, знакомящие учащихся средней школы с тем или иным видом деятельности. Ознакомительные лекции проводятся и для старших ребят в качестве поддержки профильного обучения: на таких информационных встречах дети могут задать вопросы реальному представителю профессии, чтобы лучше разобраться в ней. А некоторые родители готовы принимать никовцев у себя на предприятиях, чтобы дать им примерить какую-либо профессию и узнать, действительно ли она их привлекает. Такие визиты и встречи не только помогают школьникам в вопросах поступления, но и дают возможность увидеть своих родителей вне дома в новой роли — как специалистов, профессионалов, руководителей, часть рабочего коллектива. Такая оптика особенно любопытна подросткам: она дает им пищу для размышлений и открывает новые темы для разговоров.
В «НИКЕ» уверены, что партнерство родителей и школы способно обеспечить ребенку всестороннее гармоничное развитие, помочь ему овладеть необходимым набором академических навыков и оставаться мотивированным. «Мы готовы слышать родителей и хотим, чтобы к нам прислушивались. Вместе мы можем стать примером для подрастающего поколения», — отмечает Екатерина Лукьянова.
Как стать учеником НИКИ вы можете узнать на сайте Школы.