Не думала, не гадала, что окажусь на Бухарском еврейском кладбище. Да и ещё в Рождество. А началось всё с классической экскурсии по Бухаре: мы посетили Старый еврейский дом XVII-XVIII века, зашли в синагогу.
Наш проводник Сара рассказала, что недалеко от центра есть старинное кладбище. Я не планировала туда идти, но спустя ровно два дня оказалась перед входом.
Видите на первой фотографии мужчину в форме? Он не пропустил меня внутрь и стал задавать вопросы. К сожалению, он не понимал русский язык, а я — узбекский. На помощь подошёл его друг, и тогда в дело пустили яндекс-переводчик. Они спрашивали, зачем я иду на кладбище, ведь по моему лицу видно: 100%-ная славянка. Я подумала: неужели меня не пустят на кладбище? Неужели это место только для своих?
Через пару минут подошёл Борис: он старше мужчин в форме и отлично знает русский язык. С ним мы уже всё порешали. Охранники досконально проверили мой городской рюкзачок: даже попросили показать мешочек после слов "там женское": в нём лежали прокладки и тампоны.
Нигде в Узбекистане меня так внимательно не проверяли.
В начале кладбища, в левой части установлена стелла погибшим воинам-бухарцам в годы Второй Мировой войны. А дальше идут гражданские захоронения. Несколько лет назад на кладбище прошла реконструкция, старинные могилы упорядочили, взяли надгробные камни и уложили на новый каменный "саркофаг".
Все захоронения упорядочены и пронумерованы.
В январе на фоне пасмурного неба кладбище выглядит бежево-серо и тоскливо. Похоже на то, как в моём представлении выглядят краски израильских городов. Впрочем, весной появятся зелёные краски, расцветут растения — сами понимаете, вид будет другой.
На кладбище тихо и спокойно. 7 января около 14 часов кроме меня не было посетителей — только сотрудники самого кладбища. Кто-то из них здоровался, кто-то проходил мимо. Но никто не удивлялся тому, что я здесь хожу.
Я уже собралась уходить, ко мне подошёл Борис, сотрудник кладбища, благодаря которому меня пустили внутрь без лишних вопросов через яндекс-переводчик. Мы немного поговорили: он рассказал о реконструкции кладбища. о том, как евреи со всего мира приезжают сюда, в Бухару к могилам своих предков; потом о жизни и работе в России, о том, что сейчас многие граждане Узбекистана из-за упавшего курса рубля едут работать в Турцию и даже США (хотя в Россию было ездить гораздо удобнее) и попрощались.