Найти в Дзене
Книгоед

Родители писателей

Отношения между родителями и детьми — это одна из самых сложных и многогранных тем, которая исследуется в литературе. Писатели как творцы часто черпают вдохновение из своего жизненного опыта, включая отношения с родителями. Эти связи могут быть как источником поддержки и вдохновения, так и причиной глубоких внутренних конфликтов и травм. В статье мы рассмотрим, как взаимоотношения известных писателей с их родителями повлияли на их творчество и личную жизнь. Мы увидим, что у некоторых из них были тёплые отношения, которые способствовали их развитию, в то время как другим приходилось преодолевать трудности и конфликты, формировавшие их писательский путь. Говорят, что великим людям выпадают великие испытания. Личные жизни многих известных деятелей науки, литературы и искусства часто оказываются за гранью обычных представлений. Это касается и великого русского поэта Сергея Есенина. Его детские годы и взаимоотношения с родителями складывались нелегко. Родители поэта, Александр Никитич и Тат
Оглавление

Отношения между родителями и детьми — это одна из самых сложных и многогранных тем, которая исследуется в литературе. Писатели как творцы часто черпают вдохновение из своего жизненного опыта, включая отношения с родителями. Эти связи могут быть как источником поддержки и вдохновения, так и причиной глубоких внутренних конфликтов и травм. В статье мы рассмотрим, как взаимоотношения известных писателей с их родителями повлияли на их творчество и личную жизнь. Мы увидим, что у некоторых из них были тёплые отношения, которые способствовали их развитию, в то время как другим приходилось преодолевать трудности и конфликты, формировавшие их писательский путь.

Сергей Есенин

-2

Говорят, что великим людям выпадают великие испытания. Личные жизни многих известных деятелей науки, литературы и искусства часто оказываются за гранью обычных представлений. Это касается и великого русского поэта Сергея Есенина. Его детские годы и взаимоотношения с родителями складывались нелегко. Родители поэта, Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, не были идеальной парой — их союз не основывался на взаимной любви, поэтому семейная жизнь оказалась полна трудностей.

Однажды 23-летняя Татьяна Есенина, переехавшая вместе с маленьким сыном Сергеем в дом родителей, отправилась на заработки в Рязань и там встретила другую любовь. Эта связь привела к рождению второго сына, Александра, и фактически ознаменовала начало новой жизни Татьяны. Она решила уйти от мужа, подав на развод, но суд отклонил её просьбу, поскольку для развода было необходимо согласие супруга. Муж настаивал на возвращении жены в семью, однако без ребёнка, которого она родила вне брака.

Отношения между Есениным и его матерью оставались напряжёнными всю его короткую жизнь. В 1912 году в письме к своей возлюбленной Марии Бальзамовой поэт признался: «Мать нравственно для меня умерла уже давно». А позже расскажет и о своей обиде на мать, которая на глазах своего тяжело заболевшего сына шила ему погребальный саван: «Десять лет прошло ... кажется, ввек ей этого не забуду! До конца не прощу!»

Несмотря на такие сложные обстоятельства, Есенин сохранил глубокую привязанность к своей матери, превратив её в некий святой образ: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мой несказанный свет». Поэт понимал страдания своей матери, вынужденной расстаться с младшим сыном Александром, и выражал своё сочувствие в стихах. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» он трогательно описал материнское горе собаки, потерявшей своих щенков. Максим Горький был поражён тем, что Есенин каждый раз плакал, читая эти строки. Однако причина этих слёз была проста: поэт оплакивал судьбу своей матери, которую, несмотря на всё, продолжал любить.

За год до своей смерти Есенин написал одно из самых нежных и проникновенных стихотворений, посвящённых матери, — «Письмо матери». Он читал его вслух, находясь рядом с ней за чайным столом во время одного из визитов домой. 23 сентября 1925 года Татьяна Фёдоровна в последний раз увидела сына живым, а спустя три месяца его не стало.

Михаил Салтыков-Щедрин

-3

Михаил Салтыков родился 15 января 1826 года в деревне Спас-Угол, расположенной в Тверской губернии. Его отец, Евграф Салтыков, работал в Московском архиве иностранных дел. В 1816 году он вышел на пенсию и обосновался в своём фамильном поместье. Мать Михаила, Ольга Забелина, была родом из купеческой семьи. Она воспитывала девятерых детей, строго наказывая их за малейшие провинности. Позднее Михаил Салтыков писал: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».

Ольга Михайловна Салтыкова, урождённая Забелина, мать писателя, имела совсем другой характер, диаметрально противоположный своему мужу. Современники описывают её как сильную личность, обладающую почти деспотичным характером, отличающуюся острым умом, деловитостью и невероятной энергией. «Властная женщина была бабушка моя Ольга Михайловна, — вспоминает племянница писателя О.И. Зубова, — властная и подчас казавшаяся грозной. Женщина недюжинного ума, «министр в юбке», как отзывались о ней соседи-помещики, она долгие годы держала в повиновении и мужа, и детей, и даже весь уезд. К ней прибегали за помощью в делах общественных и семейных, и везде она вершила суд и расправу».

Н.А. Белоголовый, близкий друг Салтыкова, в своих воспоминаниях тоже упоминает о «чрезвычайно властном» характере его матери. Юрист и этнограф Е.И. Якушкин, который знал Ольгу Михайловну в 1850-х и 1860-х годах, называл её «Боярыней Морозовой», подчёркивая таким образом её жёсткий нрав и влияние на окружающих. Сын несомненно перенял от своей матери такие качества, как прямота, которую многие воспринимали как грубость, а также строгость мышления, энергию и стремление к независимости, что впоследствии нашло своё выражение в его прозвище для неё — «кулак-баба».

Образ матери очень повлиял на творчество Михаила. Его можно увидеть во многих произведениях писателя. Например, Марья Ивановна Крошина из «Противоречий» — первое воплощение образа властной помещицы. Госпожа Падейкова представляет собой более развёрнутый социальный портрет озлобленной барыни. Марья Петровна Воловитинова из «Семейного счастья» и Анна Павловна Затрапезная из «Пошехонской старины» — последние и наиболее сильные художественные образы, созданные писателем, прототипом которых стала Ольга Михайловна Салтыкова.

После смерти Ольги Михайловны в 1874 году Салтыков приступил к работе над хроникой «Господа Головлёвы» — памятником позора русского дворянства, выразившим моральное разложение этого сословия и стремление к личной выгоде. Писатель мастерски переработал события и эпизоды из жизни своей семьи в образы глубокого художественного обобщения. Трагедия старой Головлёвой, отдавшей всю свою жизнь служению семье и столкнувшейся в конце концов с пустотой и ужасом «головлёвского гнезда», может рассматриваться как отражение трагедии самой Ольги Михайловны и её усилий по созданию крепкой семьи.

Александр Блок

-4

Взаимоотношения Александры Андреевны Кублицкой-Пиоттух (в девичестве Бекетовой) и её сына Александра Блока были наполнены глубокой нежностью. Родители Блока развелись вскоре после его рождения, и мать воспитывала сына самостоятельно. Она также обладала творческой натурой: писала стихи, занималась переводом произведений Бальзака, Ги де Мопассана и Жюля Верна, а также написала биографию Михаила Ломоносова. Когда Александру было восемь лет, он посвятил матери свои первые стихотворные строки, которые поместил в специально созданный для неё альбом под названием «Мамулин альбом». Одна из страниц альбома содержала трогательную надпись: «Я люблю мамулю». Эти тёплые детские чувства сохранились у него на протяжении всей жизни. Даже находясь вдали от дома, Блок регулярно писал письма матери, обращаясь к ней не иначе как «Моя дражайшая маменька». После того, как Любовь Менделеева (которая позже всё же стала его супругой) отвергла его, поэт нашёл утешение в общении с матерью:

Друг, посмотри, как в равнине небесной
Дымные тучки плывут под луной,
Видишь, прорезал эфир бестелесный
Свет ее бледный, бездушный, пустой?
Полно смотреть в это звёздное море,
Полно стремиться к холодной луне!
Мало ли счастья в житейском просторе
Мало ли жару в сердечном огне?
Месяц холодный тебе не ответит,
Звёзд отдалённых достигнуть нет сил…
Холод могильный везде тебя встретит
В дальней стране безотрадных светил.

Отношения писателей с родителями оказали значительное влияние на их творчество и личные судьбы. Для одних эти связи стали опорой и источником вдохновения, помогая развивать таланты и уверенность в себе. Для других — тяжёлым бременем, которое требовало преодоления и осмысления. Независимо от того, были ли отношения гармоничными или полными конфликтов, они неизменно оставили след в литературном наследии этих авторов.

Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед".