Найти в Дзене

Что такое флит и зачем нужен флит-менеджер?

Представим ситуацию. Компания решает отказаться от аренды автомобилей в пользу формирования собственного автопарка. Теперь она не зависит от сторонних организаций, может самостоятельно контролировать технику и людей. Но вместо одних проблем появляются другие. Приходится подбирать, закупать и обслуживать дорогостоящую технику, мониторить десятки сотрудников на расстоянии, оптимизировать расходы. И здесь на помощь приходит fleet management – система управления и организации работы автопарка. В этой статье эксперты SINOWAY Group расскажут, какие задачи решает флит-менеджер и зачем он необходим. Флит – парк из ста и более автомобилей. Такой объем характерен для логистических компаний, курьерских служб, такси или других организаций, деятельность которых тесно связана с транспортировкой материалов для производства, изготавливаемой или поставляемой продукции. Флит-менеджер – это специалист, который управляет крупным автопарком. Он организует работу техники так, чтобы она функционировала эффек
Оглавление

Представим ситуацию. Компания решает отказаться от аренды автомобилей в пользу формирования собственного автопарка. Теперь она не зависит от сторонних организаций, может самостоятельно контролировать технику и людей. Но вместо одних проблем появляются другие.

Приходится подбирать, закупать и обслуживать дорогостоящую технику, мониторить десятки сотрудников на расстоянии, оптимизировать расходы. И здесь на помощь приходит fleet management – система управления и организации работы автопарка.

В этой статье эксперты SINOWAY Group расскажут, какие задачи решает флит-менеджер и зачем он необходим.

Фото из корпоративного архива SINOWAY Group
Фото из корпоративного архива SINOWAY Group

Кто такой флит-менеджер и когда он нужен?

Флит – парк из ста и более автомобилей. Такой объем характерен для логистических компаний, курьерских служб, такси или других организаций, деятельность которых тесно связана с транспортировкой материалов для производства, изготавливаемой или поставляемой продукции.

Флит-менеджер – это специалист, который управляет крупным автопарком. Он организует работу техники так, чтобы она функционировала эффективно и бесперебойно, а затраты на ее использование не выходили за рамки бюджета.

Если транспортный парк невелик — до пяти автомобилей, с управлением легко справится один логист. Сложности начинаются, когда машин становится больше десяти: появляются простои, возрастают расходы на топливо, снижается степень контроля за водителями. Тогда руководство начинает задумываться об оптимизации бизнес-процессов и найме флит-менеджера.

Мы рекомендуем нанимать менеджера автопарка, когда в компании появляется шестидесятый автомобиль. Однако это довольно грубый совет. Ориентируйтесь в первую очередь на вашу ситуацию. Если чувствуете, что возникла потребность в флит-менеджере – открывайте вакансию.

Фото из корпоративного архива SINOWAY Group
Фото из корпоративного архива SINOWAY Group

Какие задачи решает флит-менеджер?

— Подбирает и закупает транспортные средства

Автомобили должны подходить предприятию по всем параметрам. Это особенно важно в отношении грузовиков, тягачей, спецтехники. Менеджер учитывает специфику задач, вес и габариты грузов, географию перевозок.

— Разрабатывает топливные программы

Топливо входит в топ-3 расходов в бюджете автопарка. Основная задача флит-менеджера – оптимизировать и сократить затраты на километр. Вариант решения подбирается в соответствии с политикой компании: выбор приоритетной сети заправок, оформление карты с кэшбеком, организация заправки на месте.

— Организовывает своевременное техобслуживание

Специалист подбирает график обслуживания ТС на основе рекомендаций по конкретной модели от производителя, сферы деятельности и географии перевозок. Такой подход минимизирует износ техники, предотвращает критичные поломки и, соответственно, помогает экономить на ремонте.

— Отслеживает показатели автопарка

Производительность и эффективность измеряется по ряду критериев: пробег, расход топлива, длительность работы на холостом ходу, сроки доставки, скоростной режим, количество опасных, аварийных случаев. Эти цифры отражены в ежедневных, еженедельных и ежемесячных отчетах. И на основе этих данных руководство компании и менеджер автопарка принимают управленческие решения.

— Поддерживает корпоративные программы безопасности

Аварии влекут за собой колоссальные издержки. Поэтому в задачи флит-менеджера входят: разработка политики безопасности, внедрение программы обучения водителей, быстрое реагирование в случаях, когда авария уже произошла.

— Работает с подрядчиками

Специалист ведет весь документооборот по грузоперевозкам: подписывает контракты, выставляет счета, оформляет оплату заказов, готовит закрывающие документы.

А еще в спектр должностных обязанностей флит-менеджера входит составление топливных отчетов, ведение путевых листов, организация выгодной продажи б/у машин, подбор и найм водителей.

Фото из корпоративного архива SINOWAY Group
Фото из корпоративного архива SINOWAY Group

Как флит-менеджер может помочь сэкономить бюджет?

Пример №1: Контроль расхода топлива

Более 30% всех затрат на содержание автопарка тратится на топливо. Потенциальные причины скачков расхода: превышение скорости, агрессивное вождение, холостой ход в пробке, использование корпоративного транспорта в личных целях, неисправность техники, низкое давление в шинах, неоптимизированный маршрут, банальная кража.

Решение: Флит-менеджер анализирует показатели, выявляет причину перерасхода топлива и подбирает решение. Например, оптимизирует маршрут, назначает внеочередное ТО и ремонт автомобиля, разрабатывает обучающие мероприятия для водителей, меняет время отправки в рейс, чтобы транспорт не простаивал в пробках.

Пример №2: Отслеживание эффективности работы

Международный грузоперевозчик меняет машины каждые 8 лет (через 400 тыс. км пробега). В итоге пробег машины составляет 50 тыс. км/год при средних цифрах для коммерческого автотранспорта 170 тыс. км/год. Такой подход увеличивает затраты на транспорт и себестоимость грузоперевозок.

Решение: Флит-менеджер собирает и анализирует данные о каждой единице техники, смотрит средний пробег в год и определяет периодичность замены транспорта.

Пример №3: Контроль безопасности и манеры вождения

При бережном вождении затраты на ремонт транспортных средств в первый год их работы составляют 3% от валовой прибыли. Но когда водитель водит агрессивно, расходы на ремонт возрастают вдвое и достигают 5-6%.

Решение: Флит-менеджер внедряет систему онлайн-мониторинга транспорта и оценивает манеру вождения каждого водителя. В дальнейшем принимает решение об обучении или увольнении лихачей.

Спасибо за внимание к статье. И не забудьте подписаться – мы рассказываем о грузовиках и грузоперевозках на простом языке.