С 3 мая 2024 года по 23 февраля 2025 года в Ярославле проходит выставка «Иконы петровского времени». Экспозиция приурочена к 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра I.
На выставке представлены 39 икон из собрания Ярославского художественного музея — выдающиеся образцы ярославской иконописи этой эпохи. Впервые экспонируются вновь отреставрированные произведения.
Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 1, Митрополичьи палаты.
Митрополичьи палаты
Митрополичьи палаты в Ярославле были построены в конце 80-х — начале 90-х годов XVII века на месте сгоревших воеводских хором в Рублённом городе в качестве парадной резиденции митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича.
Первоначально ярославское место пребывания митрополита представляло собой обнесённую каменной оградой усадьбу с большим каменным двухэтажным зданием палат, двумя флигелями, хозяйственными постройками и домовой церковью Леонтия Ростовского.
В 1760-е годы в этом доме дважды останавливалась императрица Екатерина II.
В конце XVIII века в здании жил Алексей Петрович Мельгунов, ярославский наместник и первый ярославский генерал-губернатор.
В XVIII—XIX веках каменная ограда, флигели и церковь были разобраны, а само здание палат в 1830 году было перестроено: убраны каменные крыльца и декор на фасадах, достроен третий этаж.
Во время артиллерийского обстрела Ярославля Красной армией бывшая резиденция митрополитов сильно пострадала. В 1920-е годы по проекту архитектора Петра Барановского была проведена реставрация здания, в результате которой палатам был возвращён первоначальный облик.
После капитального ремонта в 1977 году в Митрополичьих палатах была открыта экспозиция иконописи Ярославского художественного музея.
В настоящее время в Митрополичьих палатах расположен музей древнерусского искусства.
Иконы петровского времени (1672-1725)
Русская иконопись в эпоху Петра I развивалась в условиях сложных и разнонаправленных процессов. Расцвет книжности, обилие переводной литературы, европейские гравированные и художественные образцы, множество новых материалов и жанров обогащали ее образами и выразительными средствами. Впервые теория и практика изобразительного искусства обсуждалась не только на церковных соборах, но и в профессиональной среде.
В 1660-е при царе Алексее Михайловиче возникла иконописная мастерская в Оружейной палате. Изначально в нее входили 3 жалованных иконописца и 12 учеников, остальные мастера отбирались из разных городов, они работали по царским заказам и уносили приобретенные художественные навыки в свои родные города. Оружейная палата определяла высокие требования к качеству изобразительных работ. Осваивая новый изобразительный язык под существенным западноевропейским влиянием, она последовательно развивала иконописную традицию, опираясь на церковные постановления и практический опыт многих поколений мастеров.
Личное благочестие и образованность Петра I часто отмечались современниками. Это проявлялось в стремлении неизменно чтить традиции. В 1707 Петр I поручил суперинтенданту Палаты изуграфств Ивану Зарудному «смотреть чтоб изуграфы святых икон писания благолепно и удобноподобно по древним свидетельствованным подлинникам и образом искусным и тщательным писанием управляли с превеликим прилежанием...».
В 1722 Синоду был направлен царский указ, призывающий контролировать иконописание по постановлениям Большого Московского собора 1666-1667. Синод в ответ издал постановление, что «неискусных или злокозненных иконников» не допускать к работе, и иконы «писать чинно и благообразно». Было дано распоряжение строго соблюдать церковные правила в противостоянии раскольническому движению.
Новые живописные иконы появились в Петербурге в иной системе обучения мастеров, но в старых русских городах запроса на новые» иконы не было. Русская иконопись, опираясь на традиции предшествующего времени, сохраняла саморазвитие и собственные стилистические поиски. Она не утратила ни художественного качества, ни образной выразительности.
Ведущую роль в художественной жизни Ярославля на рубеже XVII-XVIII вв. сохраняла школа местных мастеров. Значительную роль играли заказчики, отличавшиеся грамотностью и известным консерватизмом. В это время ярославское искусство плодотворно и динамично развивалось, были созданы самые известные стенные росписи, написаны самые известные ярославские иконы, сложился ярославский иконописный стиль.
В иконах Ярославля петровского времени можно выделить два основных направления. Первое — развитие местной традиции иконописи XVII в., что объясняется сохранением обучения мастеров внутри цеха, семейной преемственностью и крепостью школы. Второе — следование традициям школы Оружейной палаты — было определено полученными навыками и опытом работы в столице. Отметим, что в начале XVIII столетия одним из ведущих мастеров Оружейной палаты был выходец из Ярославля, потомственный иконописец Тихон Иванов Филатьев (1675-1731).
В петровское время в ярославском искусстве было сильно иконографическое влияние западноевропейских образцов, расширился круг сюжетов при сохранении традиционной художественной системы. Определенный компромисс был достигнут в передаче пространства и построении композиций с использованием прямой перспективы. Мастера свободно размещали сцены по принципу стенной росписи, создавали сложные многофигурные композиции и подробные сюжетные повествования. Этому способствовал большой опыт монументальных работ, который и расширил иконографический репертуар иконописцев, и позволил уйти от традиционного разделения на клейма. Ярославские иконописцы ценили уверенную графическую основу и создавали пластически определенную форму.
Колористически иконы приобрели новое звучание за счет привозных материалов. Это баканы, добавившие в палитру мастеров необычные лилово-красные тона, а также дорогая ярь веницейская - прозрачный ярко-зеленый лак, который наносили по подложке из серебра или золота или использовали для лессировки красочных слоев. Ярославская иконопись сохранила и даже усилила повышенную декоративность, отдавая предпочтение подчеркнуто дорогим, роскошным многодельным образам и изысканным орнаментам.
Петровские реформы коснулись всех сторон жизни, захватили огромные территории, в жизни одного поколения произошли глобальные перемены, но искусство продолжило развиваться по своим законам, оставаясь воплощением незыблемых основ. В эту эпоху иконопись сохранила национальный эстетический идеал общества, независимо от социальных различий. Ярославская иконопись петровского времени является ярким примером развития иконописного искусства, не исчерпавшего образных и стилистических возможностей в раннее Новое время.
Заключение
Спасибо за Ваше внимание, уделенное время, прочтение и активность (подписка, комментарии, лайки)!
Популярные направления
Посмотрите на список, может Вас заинтересуют эти направления для путешествия:
• Москва • Московская область • Санкт-Петербург • Ленинградская область • Владимирская область • Калининградская область • Рязанская область • Тверская область • Нижегородская область • Новгородская область • Псковская область • Мурманская область • Тульская область • Краснодарский край • Чувашская республика • Костромская область • Ярославская область • Самарская область • Калужская область • Смоленская область •