В ходе опытного и серийного производства В-80, а затем Ка-50 претерпел несколько модификаций о них и пойдет речь.
Как известно, старт работ по В-80 дало постановление партии и правительства о создании на конкурсной основе советского аналога "Апача".
Новая сфера - микроэлектроника требовала громадных вложений, чтобы не отставать от Запада. Должны были быть вложены большие средства в развитие приборов ночного видения.
В итоге у СССР работы над приборами ночного видения шли, но не быстро.
В микроэлектронике шли тупиковым путем копирования западных разработок.
И со всем этим начали создавать перспективный ударный вертолет. В 1984 г. "Апач" стал всесуточным, а советские В-80 и Ми-28 находились в этом смысле только в начале пути.
Тем не менее ОКБ Камова начало постройку опытных образцов, приборы ночного видения предполагалось поставить потом. Из-за того, что советская микроэлектроника была громоздкой на всякий случай отказались от штурмана-оператора, его должна была заменить автоматика.
На первом В-80 попробовали разные хвостовые части, на нем должны были отрабатываться летные качества.
Двери и иллюминаторы на В-80 нарисовали для того чтобы запутать иностранную разведку, полеты проходили в Подмосковье.
Даже приклепали прозрачные накладки для "окон", но одна оторвалась и попала в двигатель, вертолет сел на одном двигателе. Накладки отклепали.
Иностранная разведка узнала о В-80 в 1982 г. и они всерьез рассматривали вариант при котором штурман-оператор управляет вооружением только по приборам с помощью "синтетического зрения".
Второй летный экземпляр поднял в воздух летчик-испытатель Ларюшин. Этот вертолет предназначался для отработки систем авиационного оборудования и вооружения, на нем были модернизированные двигатели ТВ3-117ВМА, прицельно-пилотажно-навигационный комплекс и несъемная подвижная пушечная установка. Ларюшин решал вопрос о недостаточной скорости вертикального снижения, он хотел подменить этот режим крутой энергичной спиралью. Именно по видеозаписи кабины Ларюшина было доказано, что В-80 может летать на низкой высоте.
На втором опытном В-80 установили низкоуровневую телевизионную систему (НУТС) ночного видения "Меркурий".
В 1980-е гг.техзадание на вертолет нового поколения предполагало, что перспективные машины будут работать круглосуточно. Наземная цель должна будет идентифицироваться с помощью радиолокационной станции, тепловизора или телевизионной камеры (НУТВ), представлявшей собой комбинацию электронно-оптического преобразователя (ЭОП) и обычной видеокамеры.
НУТВ или НУТС в отличие от тепловизора выдает картинку, похожу на ту, что выдает дневная телекамера. Пилот может быстрее идентифицировать и поразить цель. В тепловизор виден только градиент температур нагретого тела и чтобы увидеть цель нужен определенный навык.
Низкоуровневая ТВ камера "Меркурий" создавалась на основе ЭОП 1-го поколения и типа "Вяз", соединенного с суперкремниконом. Слабый поток оптического излучения в видимой области спектра (от ночного неба, звезд, Луны и др.) многократно усиливался. У "Меркурия" было два объектива с широким и узким угловым полем. Система предназначалась для подвески на штурмовик Су-25Т и на испытаниях ночью пилот видел цель типа "танк" с 3 км.
Если второй экземпляр получил только макет "Меркурия", то третья машина получила штатный комплект. Но из-за низкой чувствительности, слабой помехозащищенности и несоответствия параметров дальности обнаружения цели привели к закрытию темы и выбор пал на тепловизоры.
В-80 должен был получить тепловизионный прицел работающий в ИК области спектра от 8 мкм до 14 мкм. Именно в этом диапазоне цели наиболее сильно "светятся". НИИ прикладной физики сделали однострочную линейку детекторов ИК-излучения на основе КРТ (сплав кадмия, ртути и теллура). НПО "Геофизика" в 1986 г. завершила создание экспериментального образца первого отечественного вертолетного тепловизора ТпСПО-В и приступили к интеграции его в состав прицельных комплексов АСП-17, ПрПНК "Рубикон" и "Шквал-В". В 1990 г. пятый экземпляр получил макет пилотажно-прицельного тепловизора "Столб" объединенный с прицельным комплексом "Шквал-В".
У "Столба" подкачал приемник ИК-излучения и аппарат отправили на доработку.
НУТС имеет свои недостатки, в отличие от традиционных ПНВ на базе электронно-оптических преобразователей и тепловизоров.
Они видят дальше чем НУТС и впоследствии от "Меркурия" камовцы откажутся в пользу тепловизоров. А "Меркурий" так и не доработают.
В 1983 г. проводились полеты с боевыми стрельбами, пилот В-80 успешно летал и применял вооружение.
В декабре 1984 г. по результатам конкурсной комиссии В-80 был избран для создания опытного образца и проведения его государственных испытаний как Ка-50.
Но еще в феврале 1984 г. Министр Авиапрома подписал приказ о начале серийного выпуска Ми-28 на Арсентьевском авиазаводе. Серийные машины должны были выйти к 70-летию Октября. Хотя реально третий экземпляр Ми-28, в котором были исправлены некоторые недостатки стали собирать только в 1985 г.
3 апреля 1985 г. Герой Советского Союза Е. Ларюшин погиб при применении неопробованного способа быстрого снижения из режима висения.
Он наклонил нос вертолета (борт 010), хотел снизиться на 20 - 30 м и выровнять машину, В-80 перешел в пологий вираж со снижением со скоростью 40 км/ч, показал перегрузку 2 и потерпел катастрофу. Формальной причиной был перехлест лопастей. Если бы подобное попробовал бы сотворить Ми-28, он бы отрубил себе хвостовую балку.
Комиссия МАП постановила, что виной был "человеческий фактор". Конструктор Михеев увеличил колонку за счет удлинения вала и соответственно расстояния между винтами на 120 мм.
Активно шла работа по катапультируемому креслу, НИОКР по теме К-37-800 завершили в 1989 г., в 1991 г. она стала первой в мире серийной вертолетной катапультируемой системой спасения летчика. Ведущий инженер "Звезды" Переславцев был отмечен званием Героя России.
На стрельбовых испытаниях Ми-28 поражал цели на 5,3 км, а В-80 на 8 км, также камовский вертолет поражал цели из пушки точнее, чем милевский.
По результатам стрельб 30-й ЦНИИ выдал заключение, что надо выпускать два вертолета, один пойдет в советскую армейскую авиацию, а другой - пойдет на экспорт. МАП заявил, что страна не может позволить выпускать два типа вертолетов.
В октябре 1986 г. головные институты МО определились с решением, победу одержал Ка-50. 14 декабря 1987 г. было подписано Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании опытного образца Ка-50.
В марте 1989 г. на Ухтомском вертолетном заводе изготовили четвертый летный экземпляр Ка-50 800-04, борт 014), а в апреле 1990 г. — пятый (800-05, борт 015) эталон для серии. Обе машины получили устройства постановки пассивных помех УВ-26 и систему предупреждения о лазерном облучении. В состав комплекса "Рубикон" вошла аппаратура внешнего целеуказания. Аналоговая система управления оружием заменена на облегченную, построенную на базе ЦВМ. Пятый экземпляр получил ракетно-парашютную систему аварийного спасения летчика К-37-800.
С июля 1988 г. по июнь 1990 г. четыре опытных Ка-50 активно летали, доводилась несущая система, система управления, шасси. 3-я и 5-я машина использовались для отработки летно-технических характеристик, 2-я и 4-я - для отработки вооружения, проверки двигателя в условиях пуска ракет различных типов и стрельбы из пушки, а также для обеспечения электромагнитной совместимости оборудования.
На первом этапе Государственных испытаний Ка-50 - оценке летно-технических качеств начатом в сентябре 1990 г. использовались 4-я и 5-я машина.
Решением Комиссии по военно-промышленным вопросам СМ СССР в 1990 г. должна была быть построена установочная серия из 12 вертолетов В-80Ш-1, они же Ка-50. В 1991 г. была изготовлена головная машина 001, борт 018, первый полет на которой выполнил 22 мая 1991 г. заводской летчик-испытатель Довгань.
При освоении производства на Арсеньевском заводе "Прогресс" был создан цен композитных лопастей.
Для обучения пилотов в свое время были разговоры об учебно-боевом Ка-50. Построили даже макет кабины.
В итоге Ка-50УБ построен не был. Тогда посчитали, что вот-вот на вооружение примут Ми-28.
***
После рокового 1991 г. и развала СССР. НПО "Геофизика" распалась на несколько частей, ее престижное место на Стромынке в Сокольниках понадобилось многим. Флагман советской оптико-электроники едва не рухнул.
В 1993 г. С. Михеев выполнил эскизный проект ночного варианта Ка-50 с круглосуточным прицелом "Шквал-В", его должен был выпускать Красногорский завод имени Зверева, а тепловизор НПО "Геофизика" и ГИПО. Но так как "Геофизика" пребывала в тяжелом положении работа над ночной модификацией Ка-50 встала.
В январе 1992 г. головной серийный вертолет передали Государственный летно-испытательный центр МО России и с февраля он приступил к полетам по программе второго этапа Госиспытаний (оценка боевой эффективности), который завершился в декабре 1993 г.
За рубежом Ка-50 произвел большое впечатление.
Поначалу Ка-50 назвали "Вервольф", затем из-за фильма переименуют в "Черную акулу". Его натовское название "Хокум" или "обманщик". В НАТО за советскими вертолетами закреплена буква - H. Ми-28 "Хавок", а Ми-24 "Хайнд".
Второй серийный Ка-50 отправили на выставку в Фарнборо.
Несмотря на тяжелейшее положение в ВПК, который был по сути приговорен "реформаторами" к уничтожению совершенствование Ка-50 продолжалось.
Удалось договориться с французами и на Ка-50 поставили тепловизор фирмы "Томсон". В контейнерном исполнении демонстрировался на МАКС-95 в контейнерном исполнении на подвеске 10-го летного экземпляра Ка-50 (020, "выставочный" номер Н318).
Отпочковавшийся от "Геофизики" Уральский оптико-механический завод с подсказки Главного конструктора Михеева обратил внимание на гиростабилизированные платформы иностранного производства.
В ОКБ Камова работали над Ка-50Н "Ночная акула" (бортовой номер 018), которая потом была переименована в Ка-50Ш.
К тому времени была создана комбинированная оптико-электронная система "Самшит-50" (ГОЭС-640), она была установлена на опытный вертолет Ка-50Ш, который впервые был представлен журналистам в марте 1997 г.
ГОЭС-640 имел четыре канала: лазерный дальномер-целеуказатель, телевизионный канал, лазерно-лучевая система управления ПТУР "Вихрь" и тепловизор "Вектор" французской фирмы "Томсон". Цель типа "танк" обнаруживалась на дальности 7 км, а прицеливание обеспечивалось на 4,5 - 5 км.
Первоначально "Самшит-50" установили над оптическим окном штатного дневного лазерно-телевизионного комплекса "Шквал".
На вертолете появилась бортовая РЛС, она находилась в носовой части и над втулкой винтов.
Пилотажно-навигационное оборудование дополнили приемником системы спутниковой навигации, автоматический картографический планшет ПА-4-3 заменили на навигационный цветной жидкокристаллический индикатор, на котором выводилась цифровая карта местности (опытный Ка-50Н вместо планшета получил второй индикатор).
В конце 1990-х гг. Ка-50Ш получил три экрана, шар "переехал" вниз под комплекс "Шквал". Примерно в это время добавился верхний "шар".
Наименование "Н" получил номер 014, четвертый опытный экземпляр. На МАКС-1999 демонстрировался в варианте Ка-50Н с ОЭПС ГОЭС-520 и ГОЭС-330 в носовой части фюзеляжа. Тепловизор поставили французский, но от "Сагем".
Ранее отправленный на доработку "Столб" появился на конкуренте Ми-28.
Вооружение Ка-50Н осталось как у дневного Ка-50. Предполагалось, что две трети Ка-50 останутся дневными, а треть станут ночными.
Во второй половине 1990-х гг. остаткам советской науки удалось совершить прорыв, создать ПНВ на основе ЭОП 3-го поколения. Американцы начали выпуск ЭОП 3-го поколения, "Апачи" и "Кобры" могли летать в условиях безлунной ночи, искать цели и искать площадки для посадки.
У РФ закрылся НИИЭПР, в цехах точной механики и оптики НПО "Геофизика" росли сосульки. Спасли ситуацию энтузиасты во главе с бывшим главным технологом большой "Геофизики" В. Солдатенковым создали "НПО Геофизика-НВ" в коллектив влились разработчики ЭОПов и разработчиков оптических систем, в т. ч. Беликова перешедшая из Лыткаринского завода оптического стекла, а также профессор "Бауманки" Грузевич.
С большим трудом "Геофизика-НВ" разработала свою технологию ЭОП 3-го поколения с катодом из сплава КРТ. На уцелевших и модернизированных установках НИИЭПРа освоили выпуск самых передовых на то время усилителей света, на базе которых Беликова разработала новые очки ночного видения "Гео-ОНВ-1". Изделие приняли на снабжение.
Очки "Геофизики" дали летчику 4-го экземпляра Ка-50. Но дело застопорилось, долго создавали быстроразрывной контакт от бортовой сети, чтобы при катапультировании в ОНВ летчик не пострадал.
В 1998 г. летчик Воробьев разбивается на Ка-50, что несколько ослабило позиции ОКБ Камова.
Тем не менее для войсковых испытаний выделили два вертолета Ка-50. У них появились боковые бронестекла, бронеплиту положили на пол. В состав оборудования включили комплексную авиационную бортовую радиотехническую индикаторно-вычислительную систему (КАБРИС) со спутниковой навигацией, с ее помощью летчик мог легче решать навигационные задачи при полетах и при выходе на цель. КАБРИС позволяла пилоту выходить на цель с точностью до нескольких десятков метров.
Для участия в турецком тендере был создан Ка-50-2 "Эрдоган" (в переводе "Воин") с тандемным расположением экипажа, с модифицированным вооружением и электроникой. В разработке электроники участвовали израильские специалисты. В 1999 г. в рамках первого этапа конкурса был продемонстрирован опытный образец на базе Ка-50. Двухместная кабина была заимствована у Ка-52, также имелась часть новой авионики.
Турки пожелали разместить экипаж тандемом, заменить 30-мм пушку, на 20-мм орудие НАТО. Но им нужно было размещение производства на турецкой территории и после отказа американцев отдавать им технологии "Кинг Кобры", они отдали предпочтение совместному проекту с Италией. "Турецкий" "Эрдоган" никогда не был построен и существовал только в виде макет.
На этом история Ка-50 закончилась и началась эпопея Ка-52.
Спасибо за прочтение.
Источники: История "Черной акулы" глазами создателей. Часть 1, 2, 3, 4, 5. Уголок неба. Проект ударного вертолета Ка 50-2 Erdogan.