Найти в Дзене

Маринет Мортем: Современная художница в мире монохромной живописи

История монохромной живописи В монохромной живописи используются только один или несколько оттенков одного цвета. В древности в Египте, Греции и Риме были монохромные фрески, в Китае и Японии была живопись тушью, в средневековье были монохромные витражи и миниатюры – но все это объяснялось отсутствием красок. В XVII в. голландские художники, а также английские якобинцы и пуритане намеренно отвергали яркие цвета, и предпочитали монохромные картины, видя в них скромность и духовность. В XX в. с монохромностью экспериментировали не стандартно мыслящие минималисты и абстракционисты: Марсель Дюшан (представившей публике перевернутый писуар со своей подписью), Василий Кандинский (ассоциировавший цвета с конкретными звуками) и Роберт Раушенберг (стёрший рисунок другого художника и выставивший его под названием «Стертый рисунок де Кунинга»); а также концептуальные художники Йозеф Бойс (объяснявший картины мертвому зайцу) и Ив Кляйн (продававший пустое пространство). Однако наиболее известной я

История монохромной живописи

В монохромной живописи используются только один или несколько оттенков одного цвета. В древности в Египте, Греции и Риме были монохромные фрески, в Китае и Японии была живопись тушью, в средневековье были монохромные витражи и миниатюры – но все это объяснялось отсутствием красок. В XVII в. голландские художники, а также английские якобинцы и пуритане намеренно отвергали яркие цвета, и предпочитали монохромные картины, видя в них скромность и духовность. В XX в. с монохромностью экспериментировали не стандартно мыслящие минималисты и абстракционисты: Марсель Дюшан (представившей публике перевернутый писуар со своей подписью), Василий Кандинский (ассоциировавший цвета с конкретными звуками) и Роберт Раушенберг (стёрший рисунок другого художника и выставивший его под названием «Стертый рисунок де Кунинга»); а также концептуальные художники Йозеф Бойс (объяснявший картины мертвому зайцу) и Ив Кляйн (продававший пустое пространство).

Однако наиболее известной является монохромная работа, шокировавшая в свое время общественность - «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915 г.), ведь до него никто даже подумать не мог, что в искусстве в принципе допустимо и возможно всерьез создать такую картину. Хотя до «Черного квадрата» Малевича французский юморист Альфонс Алле наоборот позабавил публику тем, что написал серию монохромных полотен (прямоугольников одного цвета) со смешными названиями: «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1882 г. (черный), «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», 1883 г. (белый), «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве» 1884 г. (зеленый), «Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами» 1884 г. (желтый), , «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» 1884 г. (красный), «Хоровод пьяных в тумане» 1884 г. (серый) и «Оцепенение новобранцев, впервые увидевших лазурь Средиземного моря» 1884 г. (синий).

Выражение эмоций и идей на одной частоте

Монохромные работы, созданные в одном цвете, на одной длине волны (на одной частоте) фокусируют восприятие, могут передавать эмоции и идеи через свою простоту и минимализм. Они служат контрастом к более сложным художественным подходам, подчеркивая важные аспекты формы, структуры и концепции. За счет использования одного цвета или его оттенков происходит концентрация на форме и структуре. Простые линии, плоскости и геометрические фигуры могут вызывать чувства спокойствия, умиротворения или даже тревоги, в зависимости от их расположения и пропорций. Отказ от цветовой палитры в пользу одного (например, черного цвета) может передавать идею отрицания и быть символичным для утраты, пустоты или внутреннего конфликта. Монохромные работы часто подчеркивают текстуру и поверхность, что может добавить глубину и ощущение материальности. Штриховка, мазки кисти или следы инструментов добавляет эмоциональную нагрузку картине. Пустое пространство на монохромной работе может быть таким же значимым, как и заполненное: оно может символизировать свободу, открытость или неопределенность. Монохромные работы могут быть связаны с философскими размышлениями о природе искусства, его предназначении и смысле. Простые формы, выраженные в одном цвете, могут служить метафорами для абстрактных понятий, таких как время, пространство или человеческое существование. Поэтому монохромные работы, несмотря на свою кажущуюся простоту, способны передавать сложные эмоции и идеи. Их минимализм служит контрастом к более сложным художественным подходам, привлекая внимание к очертанию, композиции и смыслу произведения.

Новизна молодежного монохрома

Монохромная эстетика оказала значительное влияние на современные художественные практики, молодые художники смело ищут свой стиль и себя в исследования вопросов формы и цвета в искусстве, используя ограниченную палитру для выделения пространства и форм, достижения максимальной выразительности не только для отображения существующих объектов, но и для воплощения в цвете принципиально новых образов и персонажей.

1. Минимализм и цветовая атака. Шкурин Дмитрий, 25 лет, Москва, МГАХИ им. Сурикова, художник-живописец. Черно-белые работы ассоциируются с минимализмом чертежей, что подчеркивает чистоту и глубину идеи, формы и структуры (Ниже представлены 3 работы: «Дачная жизнь», «Казанский собор», «Незнакомец»). В то же время взрывное богатство цвета может быть использовано и как яркая вспышка для эмоционально заряженных произведений («Парень с сережкой»).

Дмитрий Шкурин  Парень с сережкой
Дмитрий Шкурин Парень с сережкой
Дмитрий Шкурин Казанский собор
Дмитрий Шкурин Казанский собор
Дмитрий Шкурин Дачная жизнь
Дмитрий Шкурин Дачная жизнь
Дмитрий Шкурин Незнакомец
Дмитрий Шкурин Незнакомец

2. Геометрическая абстракция. Анастасия Палий, 21 год, Тюмень, Художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, художник анимации). Однотонная палитра выделяет причудливые геометрические формы, необходимые для исследования и выражения пространства, пропорций и ритма архитектуры и техники. (Ниже представлены 7 работ «Дворы Петербурга», «Лютеранская церковь Святых Петра и Павла», «Старый трактор», «Мост», «Расставание и встреча», «Соловей», «Улочки Петербурга»)

Анастасия Палий Дворы Петербурга
Анастасия Палий Дворы Петербурга
Анастасия Палий Лютеранская церковь Святых Петра и Павла
Анастасия Палий Лютеранская церковь Святых Петра и Павла
Анастасия Палий Мост
Анастасия Палий Мост
Анастасия Палий Расставание и встреча
Анастасия Палий Расставание и встреча
Анастасия Палий Соловей
Анастасия Палий Соловей
Анастасия Палий Старый трактор
Анастасия Палий Старый трактор
Анастасия Палий Улочки Петербурга
Анастасия Палий Улочки Петербурга

3. Мифический символизм. Лидия Магонова, 27 лет, Москва, МГУП им. И. Федорова, Институт графики и искусства книги, художник-иллюстратор. Монохромность, простота и медитативность линий служит выделяющим элементом для создания атмосферы и настроения, усиливая сказочный и мифический ореол образов и их значений. (Ниже представлены 3 работы на выбор «Хозяйка медной горы», «На девичник», «Крыса»).

Лидия Магонова Хозяйка медной горы
Лидия Магонова Хозяйка медной горы
Лидия Магонова Крыса
Лидия Магонова Крыса
Лидия Магонова На девичник
Лидия Магонова На девичник

4. Концептуальная эстетика. Маринетт Мортем, 21 год, Санкт-Петербург, ЧОУВО СПбРСИ, СЗУ, режиссер кино и телевидения, художник. Монохром воплощает оригинальную, свежую идею, смысл которой - сюрреалистический телепорт перцепции и осознания зрителя через броски восприятия: Страх («Криповый автопортрет»), Психоделика («Собака и ее тень»), Гротеск «Вампир Герберт Тау» (усиленный разницей цветного и черно-белого исполнения), Юмор «ГрушеКартошка».

Маринетт Мортем Вампир Герберт Тау ч-б
Маринетт Мортем Вампир Герберт Тау ч-б
Маринетт Мортем Вампир Герберт Тау цвет
Маринетт Мортем Вампир Герберт Тау цвет
Маринетт Мортем Криповый Автопортрет
Маринетт Мортем Криповый Автопортрет
Маринетт Мортем Собака и ее тень
Маринетт Мортем Собака и ее тень
Маринетт Мортем ГрушеКартошка
Маринетт Мортем ГрушеКартошка

Современные художники используют ограниченный цветовой акцент, чтоб не только дать особую подачу узнаваемых образов (города, людей, мифических существ), но и воплотить уникальную визуальную концепцию абсолютно новых идей и неизвестных миру персонажей, рожденных личной фантазией художника. Художники, телепортирующие зрителя в собственные миры и погружающие в свои идеи через перцептивную встряску осознания, и визуализацию неизвестных ранее персонажей, активно погружают зрителя в смысловой эквилибриум подсознания.

Простота, визуальная избирательность, лаконичность монохромных работ позволяет глубже погрузиться в суть произведения и его послание, определить влияние формы и цвета на сенсорные и психические процессы.  Монохромная живопись актуальна для современного искусства, так как служит важным избирательным инструментом для передачи сложных идей и эмоций, фиксации внимания на форме, структуре, пространстве, эмоциональном восприятии и интеллектуальном осмыслении творчества.

Маринет Мортем: Современная художница в мире монохромной живописи - Дива Яцура