История монохромной живописи
В монохромной живописи используются только один или несколько оттенков одного цвета. В древности в Египте, Греции и Риме были монохромные фрески, в Китае и Японии была живопись тушью, в средневековье были монохромные витражи и миниатюры – но все это объяснялось отсутствием красок. В XVII в. голландские художники, а также английские якобинцы и пуритане намеренно отвергали яркие цвета, и предпочитали монохромные картины, видя в них скромность и духовность. В XX в. с монохромностью экспериментировали не стандартно мыслящие минималисты и абстракционисты: Марсель Дюшан (представившей публике перевернутый писуар со своей подписью), Василий Кандинский (ассоциировавший цвета с конкретными звуками) и Роберт Раушенберг (стёрший рисунок другого художника и выставивший его под названием «Стертый рисунок де Кунинга»); а также концептуальные художники Йозеф Бойс (объяснявший картины мертвому зайцу) и Ив Кляйн (продававший пустое пространство).
Однако наиболее известной является монохромная работа, шокировавшая в свое время общественность - «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915 г.), ведь до него никто даже подумать не мог, что в искусстве в принципе допустимо и возможно всерьез создать такую картину. Хотя до «Черного квадрата» Малевича французский юморист Альфонс Алле наоборот позабавил публику тем, что написал серию монохромных полотен (прямоугольников одного цвета) со смешными названиями: «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1882 г. (черный), «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», 1883 г. (белый), «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве» 1884 г. (зеленый), «Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами» 1884 г. (желтый), , «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» 1884 г. (красный), «Хоровод пьяных в тумане» 1884 г. (серый) и «Оцепенение новобранцев, впервые увидевших лазурь Средиземного моря» 1884 г. (синий).
Выражение эмоций и идей на одной частоте
Монохромные работы, созданные в одном цвете, на одной длине волны (на одной частоте) фокусируют восприятие, могут передавать эмоции и идеи через свою простоту и минимализм. Они служат контрастом к более сложным художественным подходам, подчеркивая важные аспекты формы, структуры и концепции. За счет использования одного цвета или его оттенков происходит концентрация на форме и структуре. Простые линии, плоскости и геометрические фигуры могут вызывать чувства спокойствия, умиротворения или даже тревоги, в зависимости от их расположения и пропорций. Отказ от цветовой палитры в пользу одного (например, черного цвета) может передавать идею отрицания и быть символичным для утраты, пустоты или внутреннего конфликта. Монохромные работы часто подчеркивают текстуру и поверхность, что может добавить глубину и ощущение материальности. Штриховка, мазки кисти или следы инструментов добавляет эмоциональную нагрузку картине. Пустое пространство на монохромной работе может быть таким же значимым, как и заполненное: оно может символизировать свободу, открытость или неопределенность. Монохромные работы могут быть связаны с философскими размышлениями о природе искусства, его предназначении и смысле. Простые формы, выраженные в одном цвете, могут служить метафорами для абстрактных понятий, таких как время, пространство или человеческое существование. Поэтому монохромные работы, несмотря на свою кажущуюся простоту, способны передавать сложные эмоции и идеи. Их минимализм служит контрастом к более сложным художественным подходам, привлекая внимание к очертанию, композиции и смыслу произведения.
Новизна молодежного монохрома
Монохромная эстетика оказала значительное влияние на современные художественные практики, молодые художники смело ищут свой стиль и себя в исследования вопросов формы и цвета в искусстве, используя ограниченную палитру для выделения пространства и форм, достижения максимальной выразительности не только для отображения существующих объектов, но и для воплощения в цвете принципиально новых образов и персонажей.
1. Минимализм и цветовая атака. Шкурин Дмитрий, 25 лет, Москва, МГАХИ им. Сурикова, художник-живописец. Черно-белые работы ассоциируются с минимализмом чертежей, что подчеркивает чистоту и глубину идеи, формы и структуры (Ниже представлены 3 работы: «Дачная жизнь», «Казанский собор», «Незнакомец»). В то же время взрывное богатство цвета может быть использовано и как яркая вспышка для эмоционально заряженных произведений («Парень с сережкой»).
2. Геометрическая абстракция. Анастасия Палий, 21 год, Тюмень, Художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, художник анимации). Однотонная палитра выделяет причудливые геометрические формы, необходимые для исследования и выражения пространства, пропорций и ритма архитектуры и техники. (Ниже представлены 7 работ «Дворы Петербурга», «Лютеранская церковь Святых Петра и Павла», «Старый трактор», «Мост», «Расставание и встреча», «Соловей», «Улочки Петербурга»)
3. Мифический символизм. Лидия Магонова, 27 лет, Москва, МГУП им. И. Федорова, Институт графики и искусства книги, художник-иллюстратор. Монохромность, простота и медитативность линий служит выделяющим элементом для создания атмосферы и настроения, усиливая сказочный и мифический ореол образов и их значений. (Ниже представлены 3 работы на выбор «Хозяйка медной горы», «На девичник», «Крыса»).
4. Концептуальная эстетика. Маринетт Мортем, 21 год, Санкт-Петербург, ЧОУВО СПбРСИ, СЗУ, режиссер кино и телевидения, художник. Монохром воплощает оригинальную, свежую идею, смысл которой - сюрреалистический телепорт перцепции и осознания зрителя через броски восприятия: Страх («Криповый автопортрет»), Психоделика («Собака и ее тень»), Гротеск «Вампир Герберт Тау» (усиленный разницей цветного и черно-белого исполнения), Юмор «ГрушеКартошка».
Современные художники используют ограниченный цветовой акцент, чтоб не только дать особую подачу узнаваемых образов (города, людей, мифических существ), но и воплотить уникальную визуальную концепцию абсолютно новых идей и неизвестных миру персонажей, рожденных личной фантазией художника. Художники, телепортирующие зрителя в собственные миры и погружающие в свои идеи через перцептивную встряску осознания, и визуализацию неизвестных ранее персонажей, активно погружают зрителя в смысловой эквилибриум подсознания.
Простота, визуальная избирательность, лаконичность монохромных работ позволяет глубже погрузиться в суть произведения и его послание, определить влияние формы и цвета на сенсорные и психические процессы. Монохромная живопись актуальна для современного искусства, так как служит важным избирательным инструментом для передачи сложных идей и эмоций, фиксации внимания на форме, структуре, пространстве, эмоциональном восприятии и интеллектуальном осмыслении творчества.