Найти в Дзене

Тормоза в порядке: как самому диагностировать и устранить неисправности для уверенности на дороге.

Оглавление

Тормозная система — одна из самых важных систем автомобиля, от которой напрямую зависит безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Любые неисправности тормозов требуют немедленного внимания, так как их игнорирование может привести к аварийным ситуациям. В этой статье мы рассмотрим основные поломки тормозной системы, способы их самостоятельной диагностики и методы устранения, включая такую распространённую проблему, как заклинивание суппорта.

1. Основные компоненты тормозной системы

Прежде чем перейти к неисправностям, важно понимать, из каких элементов состоит тормозная система:

  • Тормозные колодки — создают трение с дисками или барабанами, останавливая автомобиль.
  • Тормозные диски/барабаны — вращающиеся элементы, которые взаимодействуют с колодками.
  • Тормозные суппорта — прижимают колодки к дискам.
  • Тормозные шланги и трубки — передают тормозную жидкость от главного цилиндра к суппортам.
  • Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) — создаёт давление в системе.
  • Тормозная жидкость — передаёт усилие от педали тормоза к колодкам.
  • Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ)— облегчает нажатие на педаль тормоза.

2. Признаки неисправности тормозной системы

О проблемах с тормозами могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • Увеличение хода педали тормоза(педаль проваливается или становится слишком мягкой).
  • Скрежет или визг при торможении.
  • Вибрации руля или педали тормоза.
  • Увод автомобиля в сторону при торможении.
  • Снижение эффективности торможения.
  • Подтёки тормозной жидкости.
  • Загорание индикатора тормозной системы на приборной панели.
  • Заклинивание суппорта (одно из колёс тормозит сильнее других).

3. Основные неисправности тормозной системы и их устранение

3.1. Износ тормозных колодок

-2

Тормозные колодки — это расходный материал, который со временем изнашивается.

Признаки:

  • Скрежет или визг при торможении.
  • Увеличение хода педали тормоза.
  • Снижение эффективности торможения.

Диагностика:

  • Визуально осмотрите колодки через отверстия в суппорте или снимите колесо.
  • Проверьте толщину фрикционного слоя. Минимальная толщина обычно составляет 2–3 мм.

Устранение:

  • Замените колодки. Заменять их парами на одной оси.

3.2. Износ тормозных дисков или барабанов

-3

Тормозные диски и барабаны также изнашиваются со временем.

Признаки:

  • Вибрации при торможении.
  • Борозды или трещины на поверхности диска.
  • Снижение эффективности торможения.

Диагностика:

  • Осмотрите поверхность диска на наличие повреждений.
  • Проверьте толщину диска с помощью штангенциркуля. Сравните с минимальной допустимой толщиной, указанной производителем.

Устранение:

  • При сильном износе или повреждениях замените диски или барабаны.

3.3. Подтёки тормозной жидкости

-4

Утечка тормозной жидкости может привести к полному отказу тормозов.

Признаки:

  • Мягкая педаль тормоза.
  • Снижение уровня тормозной жидкости в бачке.
  • Видимые подтёки под автомобилем.

Диагностика:

  • Осмотрите тормозные шланги, трубки, суппорты и главный тормозной цилиндр на наличие утечек.

Устранение:

  • Замените повреждённые шланги или трубки.
  • Подтяните соединения или замените уплотнители.

3.4. Воздух в тормозной системе

-5

Воздух в системе снижает эффективность торможения.

Признаки:

  • Мягкая или "проваливающаяся" педаль тормоза.
  • Снижение эффективности торможения.

Диагностика:

  • Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке.
  • Проверьте систему на наличие утечек.

Устранение:

  • Прокачайте тормозную систему для удаления воздуха.

3.5. Неисправность вакуумного усилителя тормозов (ВУТ)

-6

ВУТ облегчает нажатие на педаль тормоза. Его неисправность делает торможение более тяжёлым.

Признаки:

  • Тугой ход педали тормоза.
  • Шипящий звук при нажатии на педаль.

Диагностика:

  • Запустите двигатель и нажмите на педаль тормоза. Если педаль не становится мягче, возможно, проблема в ВУТ.

Устранение:

- Проверьте вакуумный шланг на наличие повреждений.

- При необходимости замените ВУТ.

3.6. Неисправность главного тормозного цилиндра (ГТЦ)

-7

ГТЦ создаёт давление в тормозной системе. Его неисправность может привести к полному отказу тормозов.

Признаки:

  • Мягкая педаль тормоза.
  • Утечка тормозной жидкости.
  • Снижение эффективности торможения.

Диагностика:

  • Проверьте уровень тормозной жидкости.
  • Осмотрите ГТЦ на наличие утечек.

Устранение:

- Замените главный тормозной цилиндр.

3.7. Заклинивание тормозного суппорта

-8

Заклинивание суппорта — это распространённая проблема, которая может привести к перегреву тормозов, повышенному износу колодок и дисков, а также уводу автомобиля в сторону.

Признаки:

  • Автомобиль тянет в одну сторону при движении.
  • Перегрев одного из колёс (можно почувствовать рукой или по запаху гари).
  • Неравномерный износ тормозных колодок.
  • Снижение эффективности торможения.

Диагностика:

  • Проверка на ходу: проехать несколько километров, затем остановиться и проверить температуру колёс. Если одно из колёс значительно горячее, это может указывать на заклинивание суппорта.
  • Визуальный осмотр: снимите колесо и проверьте состояние суппорта. Обратите внимание на подвижность направляющих и поршня.
  • Проверка тормозных колодок: если одна из колодок изношена сильнее другой, это может быть признаком заклинивания

Устранение:

  • Очистка и смазка направляющих: снимите суппорт, очистите направляющие от грязи и ржавчины, нанесите специальную смазку для суппортов.
  • Ремонт поршня: если поршень заклинил, его можно попытаться очистить и смазать. В случае сильного износа или коррозии поршень необходимо заменить.
  • Замена суппорта: если суппорт не подлежит ремонту, его нужно заменить на новый или восстановленный.

4. Профилактика неисправностей тормозной системы

Чтобы избежать проблем с тормозами, соблюдайте следующие рекомендации:

  • Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости и её состояние (меняйте каждые 2–3 года).
  • Следите за состоянием тормозных колодок и дисков.
  • Избегайте агрессивного вождения, которое увеличивает износ тормозов.
  • Проводите диагностику тормозной системы при появлении первых признаков неисправностей.
  • Регулярно обслуживайте суппорты: очищайте и смазывайте направляющие, проверяйте подвижность поршня.

Заключение

Тормозная система требует постоянного внимания и своевременного обслуживания. Большинство неисправностей, включая заклинивание суппорта, можно выявить самостоятельно, проведя визуальный осмотр и базовые проверки. Однако если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к профессионалам. Помните, что исправные тормоза — это залог вашей безопасности на дороге. Не экономьте на их обслуживании и ремонте, ведь от этого зависит жизнь и здоровье всех участников дорожного движения. 😊