Найти в Дзене

Про феномен «последействия», согласно идеям психоанализа и современной науки

Как справедливо отмечал Вассилис Капсамбелис (Vassilis Kapsambelis) психиатр, психоаналитик, член Парижского Психоаналитического общества и Международной Психоаналитической Ассоциации, психоанализ всегда стоял на стороне «историчности и смысла» (Зигмунд Фрейд писал о необходимости в «твердой почве действительности»). «Человеческий психизм исходно стремится создавать связи между прошлым и настоящим, между опытом и идеями, и следовательно придавать смысл и значение, исходящие из истории, явлениям, которые воздействует на его [человека] жизнь сегодня; такая естественная склонность характерна как для индивида так и для человеческих групп, начиная с самых древних организаций (традиция, передача, идентичность)». Запомним про «историчность» и «смысл» – мы к ним ещё вернёмся. Продолжим с определения. В двухтомнике «Современный психоанализ» Томэ Хельмут, Кэхеле Хорст, весьма упрощенно определяют «последействие» как «ретроактивную атрибуцию смысла» – тем самым подчеркивая уникальную спосо

Как справедливо отмечал Вассилис Капсамбелис (Vassilis Kapsambelis) психиатр, психоаналитик, член Парижского Психоаналитического общества и Международной Психоаналитической Ассоциации, психоанализ всегда стоял на стороне «историчности и смысла» (Зигмунд Фрейд писал о необходимости в «твердой почве действительности»).

«Человеческий психизм исходно стремится создавать связи между прошлым и настоящим, между опытом и идеями, и следовательно придавать смысл и значение, исходящие из истории, явлениям, которые воздействует на его [человека] жизнь сегодня; такая естественная склонность характерна как для индивида так и для человеческих групп, начиная с самых древних организаций (традиция, передача, идентичность)».

Запомним про «историчность» и «смысл» – мы к ним ещё вернёмся.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Продолжим с определения.

В двухтомнике «Современный психоанализ» Томэ Хельмут, Кэхеле Хорст, весьма упрощенно определяют «последействие» как «ретроактивную атрибуцию смысла» – тем самым подчеркивая уникальную способность человеческой психики к непроизвольному стремлению находить значение и смысл в ранее пережитом опыте (т.е. «задним числом»).

В своих работах Зигмунд Фрейд, для описания данного феномена использовал сложносочинённое и маловразумительное немецкое слово «Nachtraeglichkeit». В дальнейшем оно было переведено на французский язык как «apres-coup», которое только потом и стало общепринятым в психоаналитическом дискурсе (его обычно не переводят на английский язык).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

На русский «Nachtraeglichkeit», обычно переводят как «последействие», «отсроченное действие» или «замедленное действие», что порождает известную терминологическую путаницу.

Традиционно «последействие» описывает как процесс, в ходе которого, прошлый опыт (как правило, неблагоприятный), даже будучи неосознаваемыми как тактовой, продолжает оказывать существенное влияние на психику и дальнейшее развитие человека.

Например, некоторое событие, пережитое в детстве, в моменте воспринимается относительно нейтрально и проходит почти незамеченным.

Этот эпизод может оставаться и считаться таковым на протяжении многих лет и даже десятилетий, однако затем, под влиянием неких текущих обстоятельств в настоящем времени (триггеров), он может «заиграть новыми красками» и обрести совершенно иную психологическую значимость.

Концепт «Nachtraeglichkeit», Зигмунд Фрейд впервые излагает в 1895 году в описании случая его пациентки Эммы.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Эмма обратилась к неврологу З. Фрейду за лечением по поводу истерического невроза, приступов тревоги и многочисленных фобий, включая невозможность выходить из дома.

В процессе сбора анамнеза (вот она «историчность») З. Фрейдом выясняется, что когда Эмме было восемь лет, она оказалась жертвой некого «посягательства» в лавке (бакалейщик - односельчанин позволил себе неприличный жест в ее адрес).

Она об этом не помнит каких-либо подробностей, и в целом, это событие прошло для нее почти незаметно (хотя при этом, она в известной степени была «аффектирована»).

Затем, уже в возрасте двенадцати лет, у Эммы возникает фобия, боязнь одной войти в магазин. То, что она сама определяет как старт ее болезни, происходит после того как однажды продавцы магазина (возможно бакалеи) засмеялись при ее появлении.

Фрейд делает вывод (а это уже «смысл»), что этот ее внезапный и явно избыточный аффект (фактический старт расстройства) – есть отсроченный «ответ» на первое «посягательство».

Что изменилось? Прочему проблема не возникала у Эммы в 8 лет? Почему ситуация вновь стала актуальна спустя более чем 4 года?

Дело в том, что за это время Эмма изменилась физически и психологически, она уже не маленькая девочка, она стала девушкой-подростком.

Пубертатная перемена произошедшая с того времени, сделала возможным другое понимание воспоминания о событии в лавке (как сексуальный жест).
Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Как пишет Жак Андре в «100 слов психоанализа»:

«...Их насмешливые лица всколыхнули воспоминания о прежних оскалах надсмехающихся мужчин, подобные картины сменяли друг друга до тех пор, пока вновь не всплыло первое событие, связанное с бакалейщиком из ее села...».

Таким образом, в клинической практике «последействие» может проявиться в самых разнообразных формах, например, в флешбеках, появлении фобий и других избыточных иррациональных реакций и симптомов, употреблении веществ, резких изменениях в восприятии и эмоциях и т.д.

То что воспринималось вчера как «нормальное» («у всех так было»), сегодня, под влиянием многих факторов, как физиологических, психологических, так и социокультурных (включая смену идеологии, изменения правил приличия и этикета, границ дозволеного и пр.) может приобрести характер «зловещего», «травматичного» или «омерзительного».

Таким образом «Nachtraeglichkeit», «последействие», имеет отношение и к концепции психического времени и памяти о травме и к психической причинности. То есть, как прошлое влияет на настоящее, так и настоящее может влиять на прошлое.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Психическое время (в отличие от времени в обычном физическом смысле) не линейно, новый опыт влияет на восприятие прошлого. Люди обладают способностью реорганизовывать прошлый опыт в свете открытия новых обстоятельств.

Каждый раз, эти малопредсказуемые новые обстоятельства могут заставить человека интерпретировать события радикально иным способом, чем это им было сделано ранее.

После своего обращения в христианство образованный человек, правоверный иудей, фарисей, сын фарисея и римский гражданин по праву рождения Савл, через несколько лет напишет так, переосмыслив свой опыт в достаточно радикальной манере (см. Послание к Филиппийцам 3:7 Апостола Павла):

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».

Путаница во времени между «здесь и сейчас» и «там и тогда» это не артефакт, а обычная человеческая история.

Если верить данным весьма сложного исследования опубликованного в журнале Nature Communications 11 марта 2022 г., в котором изучались механизмы формирования травматической памяти (памяти о страхе), то получается, что в мозге заблаговременно существуют локальные ансамбли нейронов, несущие память об опыте, который ещё НЕ случился; информация о новом опыте сохраняется благодаря привязке к ранее существовавшим паттернам.

Если, с известной степенью допущения, если перенести полученные данные с лабораторных животных на человека, то получается, что мы уже знаем то, что только собираемся узнать.

© Автономов Денис, 2025

По мотивам:

Андре Жак - 100 слов психоанализа - (Библиотека психоанализа) - 2022 г.

"Современный психоанализ"; В 2 томах. Томэ, Хельмут; Кэхеле, Хорст; Изд-во: М.: Прогресс, 1996 г.

https://www.nature.com/articles/s41467-022-28929-x,

#психоанализ

#история

#травма

#последействие

#психопатология