Что такое крючкотворство, представляют многие, но каким образом появилось это слово? Очевидно, что оно сложилось из словосочетания крючки творить. Но о каких «крючках» шла речь? Рыболовных? Вязальных? Запорных? Найти объяснение в интернете мне не удалось, поэтому пришлось разбираться самостоятельно. Творить крючки, не правда ли, странно?
В XVIII столетии буйным цветом расцвела на государственной ниве бюрократия. Вот как описывал ситуацию баснописец И.А. Крылов:
Когда приходят мне на мысль все те плутни, которые они, для уловления бедных челобитчиков в ябеднические свои сети, употребляют, то не могу удержаться, чтоб не похвалить благоразумных в судопроизводстве обрядов некоторых азиатских народов, кои для отправления правосудия не имеют нужды ни в выписках, которые более затмевают дела, ни в справках, которые вконец разоряют бедных челобитчиков; все сии запутывающие и самые справедливейшие дела ябеднические крючки у сих народов, коих просвещенные европейские жители называют варварами, совершенно неизвестны.
Вот они – ябеднические крючки – справки, выписки и прочие бюрократические ухищрения.
Далее читаем у Ф.Б. Булгаина:
Утро, когда нельзя было охотиться, г. Гологордовский проводил за процессными бумагами: их составлял поверенный, а он только, для забавы, прибавлял в бумагах ябеднические крючки, личности и выдуманные притязания.
То есть крючки в данном случае – это бюрократически уловки мелких чиновников, письмоводителей, призванные умышленно запутать дело с целью получения с заявителей больших платежей или попросту взятки. Чтобы понять, почему народ прозвал эти кованые приемчики делопроизводителей крючками, нужно подумать над происхождением таких параллельных образований как запутать дело, прицепиться, уловка. По сути, крючками и называли такие уловки подьячих, которые цеплялись за любую мелочь дабы запутать, усложнить процесс взаимодействия подданных с государством.
Крючки в данном случае всегда понимались иносказательно, как способ прицепить, притянуть к делу дополнительные материалы и выудить из заявителей побольше денег. Вот перед нами один из типичных крючкотворов в повести А.О. Корниловича «Андрей Безымянный»:
Уложение и новоуказные статьи, притом все крючки, все натяжки, какие искони водились между приказными, были ему свои: приискать закон, перетолковать его в пользу или против, проволочить или ускорить дело, задобрить кого словом, кого мздою ― никто лучше Терентьича не ведал.
Или вот еще:
Мой отецъ избралъ такое увеселеніе, которое дороже всѣхъ ежели только можно назвать увеселеніемъ крючки и ябеды.
П. И. Страхов. Тысяча и одно дурачество. Ч. I [перевод новелл П. Нугаре с французского] (1780)
Некоторые подьячие даже самые правила русской орфографии превращали в бюрократические крючки:
из таких грамотеев, кои превращали грамматические правила в ябеднические крючки
И. М. Долгоруков. Повесть о рождении моем, происхождении и всей моей жизни / Часть 4 / 1791-1798 (1791-1822)
В Словаре академии российской 1789-1794 гг. дано следующее определение: крючок в письменных приказных делах означает умышленное прикрытие истины каким-нибудь превратным толком, вымыслом или несоответствующим делу законом. Секретарь в дело его ввернул крючок. Творить, делать крючки. Здесь же даны толкования прилагательного крючковатый – запутанный (относится к приказным делам), наречия крючковато – умышленно запутано для затмения истины. Крючкотворец – кто ввертывает крючки в письменные дела. Крючкотворство – запутанность, хитрость, лукавство в приказных делах.
Крючками также называли и людей, которые придирались, прицеплялись к словам. Приказной крючок, прицепится – не отвяжешься.
Любопытно, что кроме крючков ябеднических, существовали и другие, в частности, крючки шифровальные:
Князь Василей сказалъ: что писано крюками, и то де он писалъ съ азбуки, а безъ азбуки прочесть невозможно (1673 г.).