Знаете, мои новогодние праздники прошли неплохо. В частности, пользуясь свободным временем я пересмотрел от и до "Сагу Бесконечности". О чём не очень-то и пожалел.
Фильмы 1-ой, 2-ой и 3-ей фазы от Марвел - хороши. Разумеется, это сказки. Нормальные такие сказки для детско-подросткового возраста, где добро побеждает потому, что оно добро. А зло проигрывает... ну сами понимаете.
И естественно, что любой героизм - любимый ребёнок идиотизма. А уж супергероизм - выдающегося во всех отношениях идиотизма. И тут я о том, что героизм это тупо - а о том, что именно чужая тупость, лень, алчность приводит к необходимости героизм проявлять.
Так вот. Учитывая всё это, как добрые сказки - фильмы Саги Бесконечности вполне смотрибельны. Не все там шедевры, но...
Лирическое отступление. Там тоже была пропаганда. Причём достаточно серьёзная и вполне антигуманная. Например фигура Таноса не зря сделана такой благородной и внушающей уважение.
Просто уже несколько десятилетий идут разговоры о нехватке ресурсов и необходимости сокращать население. И данный злодей, собственно, есть выразитель этих идей. И не смотря на своё поражение - таки нашёл отклик в сердцах людей. Собственно для того и делался, чтобы этот отклик найти.
Но! Я начал смотреть 4-ую фазу. И тут впечатление было двояким. С одной стороны - продолжение о Человеке-Пауке мне понравилось. Красиво, добро, эпично.
А вот посмотрев следующий фильм - Мультивселенную Безумия - я, наконец, понял насколько откормленным был песец, который пришёл к известной киностудии.
Скажите, а вы любите "православные сказки"? Да, такие есть. Но думаю, большинству из вас читать подобное, как минимум, скучно. Персонажи картонные, выборы однозначные, восхваления в адрес некоего божества и ужасы вечных страданий - набивают оскомину.
Тоже самое со многими советскими идеологически выверенными книгами. Есть крайне талантливые, но очень многие откровенно скучны.
Скажу больше, сам ловил себя на том, что в попытке донести в тексте какую-либо идеологию, которую, в целом, разделяю - сталкивался с крайне низким качеством получаемого текста.
То есть. Существует вполне определённый фильтр в сознании, когда пытаешься создавать идеологизированное произведение. Он не пропускает творчество. Стремление сказать нечто субъективно важное - убивает произведение.
Комкает его. Требует немедленно выразить свой манифест, используя персонажей, как живые громкоговорители. Обедняет повествование.
И это закономерно. Поскольку идеология - это, как раз, упрощение. А творчество - стремление охватить всё.
Вот дорогой Марвел и попал в эту ловушку. Я включил "Мультивселенную безумия" собственно не ожидая ничего дурного. Фильм смотрен несколько раз. В нём множество прикольных моментов. И...
Я с ужасом обнаружен, что забыл главного персонажа. Ну ту самую мексиканку-лесбиянку обладающую невероятной силой. Вокруг которой завязан весь сюжет.
Просто забыл. Она исчезла из памяти. Я мелькнувшего на 5 минут экранного времени Профессора Х помнил лучше, чем её.
И дело в том, что она - ходящая идеологема. Наполненная повесткой по самые уши. А значит - хуже всех прописана и сыграна. Картонный персонаж.
Марвел заигрывал уже с феминизмом. Леди Сиф, Чёрная Вдова, Капитан Марвел. В Финале Мстителей мы видели целую женскую команду, расшвыривающую злодеев лёгким ударом тонких ручек.
Да. Это смотрелось карикатурно, но не исчезало из памяти. Хотя вру, конкретно этот момент я вспомнил только пересмотрев. А значит, с повесткой там тоже перебрали.
Но каждую в отдельности я помнил. Там стояла история, более или менее, но прописанная. Созданная. Хоть и покалеченная стремлением показать сильную и независимую. Хотя... ну почему нет? И такое бывает.
А вот дальше... Дальше творцы поверили "в силу искусства".
И полный провал. Потому, что картонные герои, которые нужны в кадре для того, чтобы навязать тебе точку зрения... Или для того, чтобы порадовать фанатов какой-то идеологии - не цепляют. Не запоминаются. А если на них построен сюжет - исчезает и сам сюжет.
"Несла баба с рынка ведро яиц, а дно упало..."
И упало оно именно потому, что у сценаристов, режиссёров, актёров в этот момент "падает" творческое начало. Они могут верить изо всех сил - только творчество так не работает.
И попытки выставить героиню, будь она хоть трижды лесбиянкой и мексиканкой в хорошем свете оборачиваются. Либо крайне тупыми, слабыми, незапоминающимися врагами. Которые скорее её унижают, чем показывают силу.
Либо... исчезновением этой самой героини на фоне врагов. Когда даже победа над ними ничего не меняет.
Сказка - это не инструмент пропаганды. Это сама по себе живая идеология - в упрощённом виде рассказ о мире таком, какой он есть. Это анимированная игра, в которую играют дети, познавая мир.
Попытка влезть в неё и наполнить нужным содержанием - отторгается. Получается упрощение, упрощения. И лишается творчества.
Сколько бы я не критиковал постмодернистский "Дедпул и Россомаха" - он лучше большинства фильмов 4-ой фазы. Именно потому, что идеология ушла. Осталась реальность - с ужасной бессмысленностью, экзистенциальным кризисом и морем бессмысленной крови. Но реальность.
А значит, есть шанс, что до "творцов" дошло - не нужно уродовать сказки. По крайней мере, без этого они продаются лучше.
P.S. Фрик-шоу типа "Вечные" тонут сразу и только самые тёмные силы могут заставить меня ещё раз посмотреть этот... кинопродукт.
Мои статьи на ту же тему:
Дед Пулл и Россомаха. О фильме, который я обязательно пересмотрю. Ибо он вызывал на самом деле самые сильные эмоции.
Презрение к женщине в супергеройском кино. О тех самых новых женских образах, которые кажутся циничным издевательством над всеми идеями феминизма.
Тор из Марвел. За что его так? О том, как те же киноделы рушат мужские образы и героический миф как таковой.