Миллиарды долларов, которые можно было бы потратить в результате беспрецедентного упрощения визовых требований, так и не были потрачены.
В 2024 году Китай предпринял беспрецедентный шаг, ослабив визовые требования для десятков стран, и теперь открывает свои двери для 1,9 миллиарда потенциальных посетителей. Приехала лишь малая часть ожидаемых туристов.
Приток иностранных туристов и миллиарды долларов, которые они могли бы потратить, просто не материализовались, как показывает анализ Bloomberg. Посетители из США и большей части Западной Европы, где часто возникают политические и торговые разногласия с Пекином, не приехали. Вместо них приехали туристы из близлежащих и азиатских стран.
Согласно анализу последних доступных правительственных данных, проведённому Bloomberg News, за первые три квартала 2023 года в Китай въехало чуть менее 23 миллионов иностранных туристов. Хотя это примерно в два раза больше, чем в 2023 году, это всё равно всего 63% от уровня 2019 года за тот же период и далеко от почти полного восстановления, на которое надеялся Пекин.
Причин множество: гораздо меньшее количество международных рейсов зарубежных авиакомпаний, изменение экономических и политических связей и ухудшение восприятия Китая на Западе. Для Пекина последствия ограничат его способность поддерживать вялую экономику и способствовать инвестициям. Это также упущенная возможность улучшить имидж за рубежом до того, как напряженность снова вспыхнет, когда избранный президент Дональд Трамп вернется в Белый дом.
“Общая привлекательность Китая как туристического направления и как делового направления пострадала из-за Covid, политики и геополитики Пекина”, - сказал старший авиационный аналитик Bloomberg Intelligence Тим Бахус. “Политика безвизового режима помогает на периферии, но это не компенсирует тот факт, что люди отворачиваются от Китая”.
Резкое сокращение числа иностранных туристов после пандемии побудило Китай развернуть самую масштабную в своей истории кампанию по привлечению туристов. За два года, прошедших с тех пор, как Китай вновь открыл свои границы, Пекин в одностороннем порядке смягчил визовую политику для всё большего числа стран, несмотря на своё историческое предпочтение взаимного безвизового режима.
Кто может безвизово въезжать в Китай с обычным паспортом?
Более 70 мест в списке после смягчения условий с 2023 года
В настоящее время Китай в одностороннем порядке предоставил безвизовый въезд гражданам 38 стран. До пандемии въезд в Китай без оформления документов был разрешён только в одностороннем порядке для граждан Сингапура, Японии и Брунея. Пекин также расширил политику безвизового въезда для транзитных путешественников, которые планируют находиться в стране не более 10 дней. В настоящее время это распространяется на 54 страны.
«Тот факт, что они предоставляют безвизовый въезд гражданам некоторых стран без взаимности, свидетельствует о некотором уровне отчаяния», — сказал Бахус. Министерство культуры и туризма Китая не ответило на запрос о комментарии.
В условиях надвигающейся торговой войны с США, угрожающей китайскому экспорту, привлечение иностранных покупателей является важнейшей составляющей грандиозного плана президента Си Цзиньпина по оживлению экономики, занимающей второе место в мире. Пекин борется с самой продолжительной дефляционной полосой с 1999 года, поскольку местные бренды погрязли в ценовой войне, а китайские потребители демонстрируют один из самых высоких в мире уровней сбережений.
Большинство безвизовых льгот Китая распространяются на европейские страны
Неспособность убедить западных путешественников в том, что Китай — достойное место для отдыха, также рискует усугубить изоляцию, которую Пекин начал, когда закрыл свои границы на три года во время пандемии. С тех пор между Китаем и многими западными демократиями разгорелась серия торговых споров, и эти разногласия теперь отражаются в почти полном разрыве туристических связей между азиатской страной и США и их союзниками.
Вызывает беспокойство тот факт, что туристы, которых Китай привлекает безвизовым режимом, не являются крупными спонсорами. На пике в 2019 году иностранные туристы вложили в Китай 132 миллиарда долларов, как показало исследование Всемирного совета по путешествиям и туризму в партнёрстве с Oxford Economics. По оценкам организации, в 2024 году иностранцы потратят только 98 миллиардов долларов, что на 26% меньше.
Гай Рубин, основавший Imperial Tours вместе со своей женой Нэнси Ким в 1999 году, сказал, что сейчас на американских клиентов приходится чуть менее 40% бизнеса по сравнению с примерно 90% до пандемии. Imperial Tours предлагает роскошные путешествия по всему Китаю, позиционируя себя как способ стильно познакомиться с наследием страны, а также с элитными ресторанами и отелями.
«Американцы в целом боятся Китая, — сказал Рубин. — Люди в отдельности говорят, что геополитика на них не влияет, но мы очень ясно видим, насколько это не соответствует действительности». Компания Imperial Tours, которая раньше занималась исключительно поездками в Китай, теперь добавила в свой ассортимент Южную Корею.
Рубин также сказал, что многие американцы считают процесс получения визы «очень утомительным». «Наши путешественники из США пользуются программами безвизового транзита, но нам приходится тратить немало времени на объяснение того, как они работают». По его словам, более здоровый спрос наблюдается в странах с более развитыми торговыми отношениями с Китаем, например, на Ближнем Востоке.
Даже у тех, кого привлекает Китай, — из почти 23 миллионов иностранных туристов, прибывших в страну за первые девять месяцев прошлого года, чуть более половины, или 13 миллионов, въехали без визы, — есть изначальные сомнения.
Александр Вадо, финансовый аналитик из Токио, был одним из них. 28-летний француз впервые отправился в Шанхай на неделю в марте, а затем в сентябре посетил Пекин. Хотя Китай был намного более развитым, чем он думал, некоторые вещи его раздражали, например, когда люди не стояли в очереди. «Если вы родились и выросли в Европе, у вас складывается неблагоприятное представление о Китае» на основе освещения в СМИ, — сказал Вадо.
На национальном уровне Китай не делит туристов по странам, но анализ данных аналитической компании ForwardKeys, занимающейся аналитикой рейсов и билетов, проведенный Bloomberg Intelligence, показывает, что больше всего преимуществ получают жители ближайших к Китаю стран. В 2024 году количество бронирований авиабилетов в Китай из Малайзии выросло на 69% по сравнению с 2019 годом, а из Таиланда — на 30%.
Си Цзиньпин прекрасно понимает, какую пользу может принести знакомство посетителей с настоящим Китаем — безопасным, космополитичным и богатым историей. Выступая в Сан-Франциско в ноябре 2023 года, когда отношения между Китаем и США были на самом низком уровне, Си Цзиньпин сказал, что чем больше трудностей в мире, тем «больше нам нужно укреплять связи между нашими народами и открывать друг другу сердца».
Более пристальное изучение данных о прибытии туристов в Пекин, в которых есть разбивка по некоторым национальностям, позволяет предположить, что, вероятно, происходит по всей стране. Около 10% иностранцев, приезжающих в Китай, останавливаются в его столице.
Как и в случае с бронированием авиабилетов туда и обратно, наблюдается приток туристов из Малайзии и Вьетнама, а также из России. Канадцы, швейцарцы и немцы стараются держаться подальше.
Кто посещает столицу Китая?
Одной из практических реалий, ограничивающих число туристов, является нехватка рейсов, по крайней мере, международных авиакомпаний. Согласно данным аналитической компании Cirium, в 2024 году количество международных рейсов в Китай и из Китая вернулось к уровню 2019 года и составило 74%. Среди этих международных рейсов в Китай иностранные перевозчики восстановили только 58% своей пропускной способности до пандемии, в то время как китайские перевозчики восстановили 88%.
Европейские перевозчики не могут использовать воздушное пространство России, и, помимо того, что полёт вокруг России занимает намного больше времени, он также значительно увеличивает расходы на топливо. Многие сократили свои рейсы в Китай, потому что это, в сочетании с отсутствием спроса, делает маршруты нерентабельными. Ограничения в воздушном пространстве не распространяются на китайских перевозчиков, которые быстро заполнили пробелы, образовавшиеся после ухода иностранных авиакомпаний.
Даже поездки, в которых не используется воздушное пространство России, не особенно выгодны из-за ограниченного интереса людей к посещению этого места. Финансовый директор Japan Airlines Co. Юджи Сайто сказал, что объем въездных поездок в Китай по-прежнему составляет лишь около 40% от уровня, существовавшего до пандемии. “Мы думаем, что это будет продолжаться”, - сказал он, назвав это “новой нормой”.
Другие авиакомпании, которые десятилетиями работали в Китае, полностью прекратили свою деятельность. Virgin Atlantic Airways Ltd. вышла из бизнеса в июле, а Lufthansa, Scandinavian Airlines, Qantas Airways Ltd. и British Airways также отменили рейсы, поскольку они стали финансово невыгодными. «Рынка просто не существует», — сказал генеральный директор Cebu Pacific Майк Шукс. Филиппинская авиакомпания также значительно сократила количество рейсов.
Изменение экономических связей — одна из основных причин снижения спроса. Западные компании не решаются наращивать инвестиции в Китае из-за растущей сложности нормативно-правового регулирования и геополитической напряжённости, и это также препятствует путешествиям. Бронирование деловых поездок в Китай составило всего 52% от уровня 2019 года по сравнению с 79% восстановлением бронирования туристических поездок в прошлом году, как показывает анализ данных ForwardKeys, и люди, которые путешествуют по работе, не остаются в Китае, чтобы насладиться тем, что он может предложить.
Savanti Travel, компания, специализирующаяся на организации деловых поездок, раньше организовывала множество поездок в Китай для руководителей международных компаний. «Теперь эти встречи проходят в Токио или Сеуле, и после рабочей поездки они направляются в другие части Японии или на Бали», — сказал основатель Ли Роуэн, который раньше управлял популярным сайтом The Points Guy. «Всё кардинально изменилось».
Если отбросить в сторону авиационную логистику и геополитику, Китай по-прежнему остается пугающим местом для многих. Английский язык не очень широко используется даже в таких крупных городах, как Шанхай и Пекин, и в стране есть собственная система мобильных платежей, которая не требует наличных денег и в которой может быть сложно разобраться, не изучая китайский. Интернет также подвергается жесткой цензуре, поэтому доступ к таким сайтам, как Google или Instagram, недоступен.