Найти в Дзене
Мир чудес

«Бога не существует, но Дирак — его пророк». Истории о самом странном учёном в мире

Поль Дирак был одним из самых известных физиков-теоретиков всех времён, но его фигура окутана ореолом таинственности, прежде всего из-за его весьма своеобразного характера. Выражение «самый странный человек» — это характеристика датского физика Нильса Бора, которую он дал после их встречи в Копенгагене. Между ними возникла связь, сначала профессиональная, а затем и человеческая. Один анекдот (среди многих) касается английского гения и датского физика. Стиль Дирака славился своей ясностью и простотой. Когда Бор писал научную статью, в которой было много колебаний и неопределённостей, он остановился и сказал: «Я не знаю, как продолжать». Тогда Дирак ответил: «В школе меня учили, что никогда не стоит начинать предложение, не зная его конца». Его коллеги в Кембридже описывали его как «худощавого, кроткого, застенчивого молодого человека, который крадётся по улицам, ходит совсем близко к стенам, как вор, и совсем не здоров».
Альберт Эйнштейн однажды сказал о Дираке: «У меня много проблем с

Поль Дирак был одним из самых известных физиков-теоретиков всех времён, но его фигура окутана ореолом таинственности, прежде всего из-за его весьма своеобразного характера. Выражение «самый странный человек» — это характеристика датского физика Нильса Бора, которую он дал после их встречи в Копенгагене. Между ними возникла связь, сначала профессиональная, а затем и человеческая. Один анекдот (среди многих) касается английского гения и датского физика.

Стиль Дирака славился своей ясностью и простотой. Когда Бор писал научную статью, в которой было много колебаний и неопределённостей, он остановился и сказал: «Я не знаю, как продолжать». Тогда Дирак ответил: «В школе меня учили, что никогда не стоит начинать предложение, не зная его конца».

Его коллеги в Кембридже описывали его как «худощавого, кроткого, застенчивого молодого человека, который крадётся по улицам, ходит совсем близко к стенам, как вор, и совсем не здоров».

Альберт Эйнштейн однажды сказал о Дираке:
«У меня много проблем с Дираком. Это балансирование на головокружительном пути между гениальностью и безумием ужасно!»

Дирак квантовал гравитационное поле, сформулировал наиболее логичное представление о квантовой механике и предсказал существование антиматерии. В то же время он был известен своим странным, вызывающим поведением.

Его образ жизни в обществе был отражением его логически точного и безупречного образа мышления. Однажды на ужине к нему обратился гость со словами: «Прекрасный вечер, не правда ли?». Дирак встал, подошел к окну, чтобы посмотреть на погоду, и вернулся за стол с лаконичным ответом: «Да».

Будучи физиком-теоретиком, Дирак любил рассуждать о проблемах повседневной жизни. Однажды на вечеринке в Копенгагене он предложил теорию, согласно которой существует определенное расстояние, на котором лицо женщины выглядит наилучшим образом. На бесконечном расстоянии ничего не видно, а на расстоянии d=0 овал лица деформируется из-за маленькой диафрагмы человеческого глаза и многих других несовершенств. Русский физик Гамов, перебив его, спросил, насколько близко он когда-либо видел женское лицо. Дирак, держа ладони примерно в метре друг от друга, воскликнул: «Примерно так близко!».

-2

Ещё один очень известный анекдот с участием Дирака: в конце лекции в Университете Торонто он спросил, есть ли вопросы. Кто-то из аудитории сказал: «Профессор Дирак, я не понимаю, как вы вывели формулу в верхней левой части доски». Ледяной ответ не заставил себя долго ждать: «Это не вопрос, это наблюдение. Следующий вопрос, пожалуйста».

Дирак привык к тому, что люди его не понимают, но это не злило и не расстраивало его. Дирак был также известен точностью в своих лекциях. Виктор Вайскопф рассказывал знаменитую шутку о том, как Дирак отвечал на вопросы после лекции. Один студент сказал: «Я не понимаю это второе уравнение, профессор Дирак». Дирак промолчал. «Вы не собираетесь отвечать на вопрос?» — спросил студент. «Это был не вопрос, а утверждение», — сказал Дирак.

Два титана квантовой механики Поль Дирак и Вернер Гейзенберг в 1930-х годах
Два титана квантовой механики Поль Дирак и Вернер Гейзенберг в 1930-х годах

Апатичный и неразговорчивый, он также чувствовал себя неловко в общении с женским полом. Когда в 1929 году он путешествовал с Гейзенбергом на трансатлантическом лайнере в Японию, он увидел, как его попутчик постоянно флиртует и танцует с девушками. «Почему вы танцуете?» — спросил Дирак. «Когда есть красивые девушки, это всегда приятно», — был ответ. После нескольких минут раздумий Дирак сказал: «Но Гейзенберг, откуда вы заранее знаете, что девушки красивые?»

Он почти с презрением относился к философии, литературе и поэзии. О последней он сказал: «Если наука — это попытка объяснить понятными словами то, чего люди раньше не знали, то поэзия — выражение того, что все уже знают, словами, которые никто не может понять».

Он также был далёк от какой-либо религиозной веры или убеждения в трансцендентном. Он говорил, что не понимает, почему люди обсуждают религию; учёные должны быть честны и признавать, что религия — это смесь ложных утверждений, не имеющих под собой реальной основы. Однако он говорил, что Бог использовал необычную математику для создания мира, настолько необычную, что австрийский физик Вольфганг Паули с забавной иронией резюмировал кредо этого странного учёного: «Бога не существует, но Дирак — его пророк».

Присоединяйтесь к обсуждению в нашем сообществе в Telegram. Там мы публикуем всё самое необычное, таинственное и загадочное. И если можете, поддержите нашу работу, купив нам кофе. Вы также можете присоединиться к беседе в VK, оставив комментарий. Мы ценим это!