Найти в Дзене
Александр ФЕДОРОВИЧ

И снова виноваты компьютерные игры

Депутаты заняты разработкой законодательной базы для защиты детей от вредоносных компьютерных игр. Так много слов уже сказано об опасности, скрывающейся в интернете, что не так просто разобрать, где реальная адекватная позиция, а где притянутая за уши наукообразная глупость?! Оговорюсь сразу, моя позиция такова: никакой психологической зависимости не бывает в принципе, ни от компьютера (любого девайса), в широком смысле, ни от игр, в частности! А что же есть? Есть бегство от проблем, создаваемых социумом, впрочем это, как говорится — совсем другая история. Вернёмся к вредоносному контенту. Я бы разделил его на два больших кластера: вред психологический и вред социальный. Психологический — это чрезмерная нагрузка на ЦНС и тотальное истощение (в том в числе физическое), не буду разделять эти аспекты в данном контексте. Суть проблемы в том, что юный организм с неокрепшими, а зачастую и с недооформившимися функциями получает чрезмерную нагрузку. Кроме того, что исчезают границы между ре

Депутаты заняты разработкой законодательной базы для защиты детей от вредоносных компьютерных игр. Так много слов уже сказано об опасности, скрывающейся в интернете, что не так просто разобрать, где реальная адекватная позиция, а где притянутая за уши наукообразная глупость?!

Оговорюсь сразу, моя позиция такова: никакой психологической зависимости не бывает в принципе, ни от компьютера (любого девайса), в широком смысле, ни от игр, в частности! А что же есть? Есть бегство от проблем, создаваемых социумом, впрочем это, как говорится — совсем другая история.

Вернёмся к вредоносному контенту. Я бы разделил его на два больших кластера: вред психологический и вред социальный.

Психологический — это чрезмерная нагрузка на ЦНС и тотальное истощение (в том в числе физическое), не буду разделять эти аспекты в данном контексте. Суть проблемы в том, что юный организм с неокрепшими, а зачастую и с недооформившимися функциями получает чрезмерную нагрузку. Кроме того, что исчезают границы между реальным и виртуальным, нарушаются когнитивные процессы, не формируются навыки межличностной коммуникации и социализации. Мировоззрение ограничивается набором стереотипных картинок и "унылых" ситуаций, структура взаимодействия с которыми определяется способностью запомнить пошаговый набор действий сообразно видео ряду и натренировать быстродействие всего двух пальцев на обеих руках (клавиатура + мышка).

Что касается вопросов социального разрушения, то в отсутствие собственной идеологии, продвигаются чуждые нашему обществу идеи. Например относительно тех или иных исторических событий. Или привносятся идеи главенства материального над духовным. Разрушаются патриотические идеи и традиционные семейные ценности. Я уже не говорю о вполне реальных механизмах участия в диверсионных и подрывных актах, например минировании зданий силовых структур.

Предвосхищаю вопрос: "что же делать?!". Ответ как всегда лежит на поверхности. Требуется только уточнение: "что делать, кому?!". Если речь идёт о конкретном ребёнке, то как уже было сказано выше, надо искать психологическую проблему, чаще всего это дисфункциональная семья и, как результат, нарушенные базовые психологические/поведенческие паттерны во взаимодействии с социумом. Решением этой задачи должны заниматься семейные психотерапевты. Второй блок предполагает участие государства, т.е. наличие федеральных программ по формированию мировоззрения у подрастающего поколения. Цензура и защита от вредоносного контента и продвижение полезного — познавательного и обучающего.

Это совершенно не означает, что надо избавиться от игр в принципе, однако надо строго курировать их содержание и направленность их воздействия! Только это позволит нам, в перспективе, избежать множества проблем.