Найти в Дзене
Bazarova

«Волшебник изумрудного города» 2025 - лучший сказочный ремейк российского кинематографа? Начало роскошной франшизы.

Кратенький дисклеймер а) все, написанное здесь, - сугубо мое личное и субъективное мнение (подкрепленное фактами 😏) б) я изо всех сил пыталась удержать себя от спойлеров, а насколько хорошо у меня это получилось… если это проблема - лучше закройте статью :)  Пожалуй, одно из лучших чувств на свете - появление новой «Римской империи» (справка: «Римская Империя» - объект или явление, к которому человек снова и снова возвращается в мыслях) в моей голове. И я готова поклясться, что ни за что бы не поверила, что следующей «империей» станет не что иное, как свежайший продукт отечественного кинематографа. Так уж вышло, что российское кинопроизводство вот уже несколько долгих лет оставляет за собой пренеприятный осадок, замешательство и скорбь по потерянным деньгам и времени. Слизав идею запада - а именно киностудии «Дисней» - заново выпускать культовые сказки, российские студии принялись массово переснимать известные мультфильмы в лайф-экшн формате, начав с натяжкой, но сносного «Конька-

Кратенький дисклеймер

а) все, написанное здесь, - сугубо мое личное и субъективное мнение (подкрепленное фактами 😏)

б) я изо всех сил пыталась удержать себя от спойлеров, а насколько хорошо у меня это получилось… если это проблема - лучше закройте статью :) 

Пожалуй, одно из лучших чувств на свете - появление новой «Римской империи» (справка: «Римская Империя» - объект или явление, к которому человек снова и снова возвращается в мыслях) в моей голове. И я готова поклясться, что ни за что бы не поверила, что следующей «империей» станет не что иное, как свежайший продукт отечественного кинематографа.

Так уж вышло, что российское кинопроизводство вот уже несколько долгих лет оставляет за собой пренеприятный осадок, замешательство и скорбь по потерянным деньгам и времени. Слизав идею запада - а именно киностудии «Дисней» - заново выпускать культовые сказки, российские студии принялись массово переснимать известные мультфильмы в лайф-экшн формате, начав с натяжкой, но сносного «Конька-Горбунка» 2019 года и продолжив почти совсем несносными «Чебурашкой» «Бременскими музыкантами», «Летучим кораблем» (как выяснилось, это было только начало…) Так, последним на данный момент лайф-экшн ремейком в России является экранизация уже безусловно легендарной истории Александра Волкова «Волшебник изумрудного города» (со сноской, которая чуть позже сыграет роковую для фильма роль - «Дорога из желтого кирпича»). Он-то нежданно-негаданно и поселился в моей голове. 

Тизер этой картины я впервые увидела в первых числах января 2024 года, и сказать, что не прониклась им и в общем идеей перезапуска сказки - не сказать ничего, хотя бы потому, что я в целом не особо положительно отношусь к такой категории ремейков (это касается и отечественных, и западных фильмов). Впрочем, невзрачный трейлер быстро улетучился из моей головы, и я почти не вспоминала о грядущей картине вплоть до декабря 2024.

В декабре в оборот вошел новый, уже целостный и яркий трейлер, который начали крутить по очереди с «Финистом» по всем федеральным каналам. И вопрос о том, чем заниматься 1 января нового года отпал сам собой - реклама фильма действительно вышла многообещающей.

Так я и погрязла в любимой сказке детства снова.

-2

А теперь к ключевому: чем же меня так сразила «Дорога из желтого кирпича?» Или, по-другому, почему «Изумрудный город» на пять голов выше прежних сказочных ремейков и является началом новой эры российского кино?

Первое, что заставило меня улыбнуться и с облегчением выдохнуть - создатели оставили оригинальную историю и не добавили изменений, полностью меняющих восприятие сказки. Да, да, Элли из милой девочки с Канзаса превратилась в капризную альфу (речь про поколения!!!) из России, и за известным приключением пяти друзей теперь пристально наблюдает Джадис-Малифисениа-Бастинда (что, кстати, было явно заимствовано у версии Арсенова или, более того, легендарной голливудской картины 1939 года с Джуди Гарланд), но это не нарушает общего концепта сказки, заявленного Волковым, все темы и идеи остаются прежними, адаптированными под современного ребенка (как в свое время Волков сам адаптировал «Волшебника Оз» Баума для советского школьника).

Уже успела прочитать в каком-то отзыве, что примитивный и очевидный сценарий сделал фильм сухим и неинтересным, мол, смысл наблюдать за путешествием героев, если все равно ничего нового не будет. Не исключаю, что это, должно быть, только мои личные проблемы, но мне становилось откровенно больно, когда я смотрела выкрученный наизнанку сюжет «Чебурашки» или свидетельствовала семейную драму Трубадура и Атаманши, поэтому все, что я могу сказать создателям «Волшебника»… Большое спасибо, здоровья Вам и Вашим близким, что дали спокойно насладиться красивой и знакомой историей из детства. Просто спасибо. Идем дальше.

И дальше хочется высказаться о том, что без прикрас повергло меня в шок. Мне хотелось встать и аплодировать стоя. Мы дождались момента, когда роскошная натурная съемка, качественная компьютерная графика и умелая операторская работа соединились в одном фильме! БРАВО!

Моим большущим опасением касательно этой картины была именно графика. В этой сказке она нужна была, как ни в какой другой, чтобы создать волшебный мир и его обитателей, в том числе главных героев, а тот факт, что за неё взялись создатели «Бременских» и «Летучего» ну очень сильно пугал. 

Дизайны дворца Бастинды, Изумрудного города были на высшем уровне, с макового поля я и вовсе выпала в осадок. Я боялась, что Трусливого льва ждет та же судьба, что и Симбу из ремейка «Короля льва» - стать деревянным и тормознутым представителем программы «В мире животных», но вместо этого нам представили красивого и живого героя с большими милыми глазами и ярко выраженными эмоциями.

Бесконечно приятно удивила съемка многих эпизодов на природных ландшафтах, как в Подмосковье, так и в Северо-Кавказском федеральном округе. Например, вся Голубая страна, а также просторы, по которой ведет желтая тропа - это горные и равнинные пейзажи Дагестана. Невероятно.

Хочу туда.
Хочу туда.

Переходим к самому сочному - персонажам и актерскому составу.

Ох, сколько я уже услышала и прочитала нелицеприятного об этих аспектах… И играют плохо, и прописаны герои плохо, и отвратительный каст… 

Ну что ж. 

Начнем с базы. Элли. Да, тут создатели действительно решили основательно перекроить оригинал и превратить главную героиню в идеальную по стереотипному мнению представительницу современного поколения: капризную, дерзкую и зависимую от смартфона девчулю. Ожидаемо ли это? Да! Плохо ли это? Нет! 

Конечно, я, как и многие зрители, с гораздо большим удовольствием наблюдали бы на экране наимилейшую девочку из сказок Волкова и Баумана, из всевозможных предыдущих экранизаций, особенно это желание обострялось в первой половине картины. Но в чем же плюс такой героини? Неожиданно, но как раз в том, что на её примере показывается, что статус главного героя не обязывает его быть идеальным, не обязывает всем нравится. Да, вероятно, можно было чуть сгладить углы в поведении Элли с родителями, но в остальном её образ работает на ура - мне действительно было жаль эту пусть и своенравную, но все еще малышку, которую блаженная ✨добрая✨ Виллина привлекла для решения своих взрослых колдовских проблем, и которая по ходу путешествия, по ходу взаимоотношений с остальными героями меняется и проявляет ценные человеческие качества. Если говорить уж совсем честно, актерская игра Кати Червовой время от времени прихрамывает. В отличие от многих детей-актеров, которые переигрывают так, что мама, не горюй, Катя иногда, наоборот, выдает меньше, чем стоило бы. Но в защиту юной актрисы хочется сказать, что а) это её дебют в большом кино и б) играть с двумя безликими масками и джек-расселом, с которыми у неё беспрерывные взаимодействия и диалог, ой как непросто. 

Про Тотошку много сказать нельзя, кроме того, что его чудесно озвучивает Денис Власенко. Это также стало чем-то необычным и создало новый образ Тотошки (который в этой версии, видимо, с отсылкой на коня из «Богатырей «Мельницы» просит называть себя Тотонием), он как будто бы стал, выражаясь на языке современной психологии, внутренним взрослым для маленькой Элли, который, несмотря на все её проступки, остается рядом и помогает в осознании себя и своих действий. И, конечно, нельзя не отметить, что эта миленькая собачка здорово отвечает за юмор в картине, периодически его фразочки, не без помощи мастерской озвучки, вызывают смех (иногда нет, но не критично).

Юрий Колокольников сексуален даже в железе. Как мне хотелось, чтобы Железный Дровосек, мой первый краш (справка: Краш - объект обожания и влюбленности) из детства и книжек, не подкачал в новой экранизации. И, о, чудо, его исполняет абсолютно уникальный актер отечественного кино, успевший покорить не только Россию, но и сам Голливуд. Неудивительно, что и в этой по-настоящему «голливудской» картине он смотрелся более, чем органично. Дровосек здесь умело балансирует между комичным и драматичным, и, как по мне, это отлично сливается с образом из книг Волкова. Кажется, это первая экранизация (дико извиняюсь, еще был мини-сериал от «Мельницы»), где мы, наконец-то, узнаем, как он дошел до жизни такой - он сам рассказывает историю своей расстроенной свадьбы и расставания с любимой из-за потери сердца. И это не может не радовать, ведь такой бэкграунд (справка: Бэкграунд - прошлое) многое объясняет и заставляет по-особому переживать за героя. 

Взять актера-клоуна на роль тупого пугала, которое вовсе не такое уж и тупое, а даже наоборот - действительно отличное решение. Страшилу воплощал талантливый Евгений Чумак, которому приходилось играть, в первую очередь, телом, жестами и голосом, ведь его лицо и мимика были добавлены уже  во время компьютерной обработки. И это сработало на ура. В отличие от Железного Дровосека и Тотошки, Страшила пока что отвечает лишь за комическую часть фильма, хотя и периодически трогательно заботится о друзьях. Но, пусть и видно, что создатели вкладывали огромные силы в этого персонажа, он все-таки теряется на фоне более остроумного и колкого Тотошки, драматичного Дровосека и эпичного Льва (о нем сразу после!) и, особенно если сравнивать с предыдущими экранизациями, выглядит самым блеклым. Но это пока!

Трусливый лев. Есть две вещи в этом фильме, которые сразили меня просто наповал: маковое поле и ОН. Без лишних скромностей, такому Льву позавидуют даже диснеевские Симба и Муфаса. Снимки великолепного животного из цирка Запашных, искусная мимика и озвучка Артура Вахи и тончайшая компьютерная графика - и мы видим шикарного, роскошного Трусливого Льва, над которым создатели предыдущих экранизаций без шуток издевались похлеще всех ведьм (что это вообще было в версии 1994???). Это, пожалуй, самый трогательный персонаж из всех. Вероятно, потому, что благодаря кропотливой актерской работе Вахи, мы видим просто большого котика, который боится мышей и плохо рычит. Но финальная битва с саблезубыми тиграми, как и в оригинале, раскрывает его с новой стороны, и на экране разворачивается эпичная, красивейшая ✨голливудская✨ схватка, какую очень хотелось увидеть в 2019 году между Симбой и Шрамом (не сложилось). Но сложилось в «Волшебнике», и я могу гарантировать, что мурашки и слезы на глазах во время этой сцены обеспечены! 

Настоящий бриллиант, а если быть точнее - аметист :) этой картины - ведьма фиолетовой страны Бастинда в исполнении красотки (в реальной жизни) Светланы Ходченковой. Само собой, любители длинноносой таксообразной гиперактивной старушки с голосом Вениамина Смехова не смогли оценить новое, опять же, около-голливудское прочтение персонажа, ведь героиня предстала трехметровой весьма эмоциональной и доминантной женщиной с гримом Белой колдуньи и рогами Малифисенты, страстно желающей заполучить «Туууфельки» и горячо любящей своих «котиков». Я вполне могу понять негодования, не каждому зрителю понравится ироничный злодей, над которым неприкрыто смеется автор, но дождемся следующей части, на постере которой красуется Ходченкова на троне и которая названа буквально в ее честь. Держу пари, что ведьма там покажет себя во всей красе и  раскроется с разных сторон и кондиций, когда главные герои собственной персоной наведаются в её изумительный с точки зрения работы художника и  компьютерной графики замок.

Урфин Джюс всегда был для меня максимально проходным персонажем. Дааа, я прекрасно знаю, что вторая повесть цикла Волкова буквально о нем, а студия «Экран» отсняла аж 5 серий мультфильма с ним. Каюсь, вторую повесть так и не дочитала в детстве, но пластилиновый Урфин не вызывал ничего, кроме недоумения и ожидания, когда, собственно, сюжет вернется к любимым героям. К Дмитрию Чеботареву было похожее отношение. Несмотря на его безусловный талант, ну никак не впечатляли его персонажи. Иии… вдруг он облачается в Урфина Джюса и наделяет его таким шармом, такой самобытностью, такой яркостью, что я каждый раз радовалась его появлению на экране. Наверное, это тот случай, когда человек был рожден для роли. И случай, когда рассказы не будут стоить ничего - надо смотреть. 

Про остальных персонажей и актеров так отдельно и подробно глагольствовать не буду, ибо я уверена, что у половины читателей глаза уже закатились до упора и не раскатываются. Что герои, что их исполнители оставили приятное послевкусие, и я искренне не понимаю тех, кто ругает фильм за мискаст или плохую игру всех актеров.

Вместо этого перед тем, как перейти к жесткому (не очень) разносу, я еще подействую на нервы хейтерам фильма (справка: Хейтер - недоброжелатель, ненавистник) и отмечу моменты, которые понравились кроме визуала и каста.

  • В фильме красной нитью проходит сочная, вкусная, (который употребляю это прилагательное, но я от него не устану) голливудская ДРАМА. Ее тут в разы больше, чем в книге, но что удивляет больше, так это её качество и актуальность. Я ревела почти беспрерывно, начиная со сцены, где ураган отрывает фургончик от земли, и мама Элли в отчаянии кричит, смотря в небо, продолжая маковым полем, в котором безмятежно спит лев, обреченный на гибель, заканчивая слезливым воссоединением героев после эпичнейшей сцены финального испытания желтой дороги. Как же я дурею с этой прикормки… (Справка: мем про «прикормку карася»)

  • Много уже было сказано о персонажах, но они - сердце любой истории, так что перемоем им кости еще разок. Только на этот раз хочется сказать об их взаимоотношениях. Конечно, любой человек, даже если у него не было полноценного знакомства с этой историей, знает, что Элли, Страшила, Дровосек, Лев и Тотошка - друзья, всегда помогают друг другу и в целом находятся на одной волне. Но провал большинства (прошу заметить, не всех) предыдущих экранизаций как раз в том, что создатели относятся к этому, как к должному, и никак не раскрывают их взаимоотношений, либо делают это поверхностно. Какой же кайф был наблюдать за дружественно-наставническими взаимодействиями Льва и Тотошки (где наставник отнюдь не царь зверей), теплыми, почти родительскими отношениями Элли и Дровосека, общением кентов-друганов «Соломенным» и «Железным», и, конечно, неидеальными и тернистыми, но очень милыми взаимоотношениями Тотошки и его маленькой хозяйки. 

  • Уже не раз я слышала такое мнение о картине и готова все время повторять: «О, боже, ДА! ДА, ДА, ДА И ДА!» Фильм пропитан невероятной атмосферой, стилем и до боли знакомым почерком… Питера Джексона! Того самого Великого и Ужасного (в лучшем смысле этого слова) Питера Джексона! Когда ко мне впервые во время просмотра закралась эта мысль, я её откинула, думая, что это внутри меня говорит лишь слепая любовь к этой живой легенде и его творчеству… И как же мне стало хорошо, когда я поняла, что была права. Конечно, первыми на ум приходят легендарные франшизы «Властелин Колец» и «Хоббит», которые явно были «настольными фильмами» Игоря Волошина при создании волшебной магической истории, а если копать глубже, то можно заметить и долгие детальные панорамы, и пафосные проходки персонажей под эпичную музыку, и помпезно озвученные морали, обилие драмы и неожиданную колкую комичность в некоторых сценах, и глубокий психологизм, и даже «джексонские» дизайн и цветокоррекция. В общем, создатели вдохновлялись правильно :)

Но не сказать про минусы тоже нельзя, даже такой квантовый скачок в российском кино не может обойтись без своих грехов. 

Итак, первое, что наверняка все уже неоднократно слышали, и я не могу с этим не согласиться. То, чем грешит большинство, если не все экранизации сказок в России… ОСОВРЕМЕНИВАНИЕ. Которое делают с целью увлечь современных детей, показать, что они с героями на одной волне, но вместе с этим совсем забывают об остальных зрителях.

И именно здесь бесит даже не то, что семья Элли живет в 21 веке, не то, что героиня отчаянно ищет вай-фай (хотя с пропагандой digital детокса все же перегнули, ну какой ребенок не будет пытаться связаться с родителями, попав в магический Дагестан с резко заболтавшей собакой, не затыкающимся пугалом, железным дединсайдом (справка: Дединсайд - от англ. dead inside- мертвый внутри - человек в депрессии/ с проблемами) и хищником с поехавшей самооценкой), а эти новомодные иностранные словечки, то и дело проскакивающие в разговорах героев. Очень не хочется душнить, да и против этих высказываний или приколов я ничего против не имею (сколько уже насчитали от меня за статью?) и, думаю, детки, которые впервые знакомились с этой историей, оценили этот жаргон, но ведь жанр этого кино определяют, как «семейный», то есть предполагается, что и взрослые люди будут его смотреть, и они (я, в том числе) во время просмотра хотят окунуться в  детство и атмосферу волшебства, снова встретиться с любимыми героями, и вот это происходит, они наслаждаются, умиляются… и вдруг Элли или Тотошка (а грешат этим, собственно, только они) выдают что-то типа: «Я фейк», или «Вот это релокация»… и вас как ледяной водой окатывает. (Хотя, ладно, шутки про «дрим-тим» и «Жесть! -Сталь!» мне зашли, я посмеялась).

Этот недостаток может показаться излишне субъективным, но во время фильма совсем не было страшно. Тревожно и волнительно? Да. Но не страшно. И сейчас может подняться резонная оппозиция: «Это же детский фильм! Зачем там что-то страшное?!»

А я отвечу, что только затем, что это самое «страшное» есть в оригинале. Те же самые ведьмы в книгах Волкова, особенно Гингема, куда более пугающие и зловещие, здесь же мы первую толком разглядеть не успели, а со второй большую часть фильма смеялись (ну кто-то недоумевал). Но в этом аспекте у меня претензия даже не к ведьмам (я уже писала ранее, что это новый взгляд на героинь, и каст подобран соответственно), а к эпизоду с Людоедом. Просто напомню, что в книге персонаж - зловещий монстр, который сбил отставшую от группы Элли с пути и утащил её в свой жуткий и неприступный замок, разбив морду Тотошке, а потом Волков описывал, что пока Страшила с Дровосеком думали, как спасти Элли, людоед точил над рыдающей девочкой ножи и разводил огонь в печи. Расправа с ним была соизмерима жестокой с его действиями - Дровосек разрубил злодея на части своим топором. Действительно жутко, правда?) Фильм имел все шансы хорошо напугать и показать, что даже такая красивая и волшебная страна может таить в себе страшные опасности, и я даже обрадовалась, когда увидела Людоеда с заточенными зубами, хищными глазами и маской Ганнибала Лектера. Но когда Элли приняла это нечто за Гудвина, сама забралась в кастрюлю на полевой кухне, а после Людоед, Страшила и Дровосек (несмотря на все, как же эпично он смотрелся, орудуя одновременно двумя топорами) устроили нелепую схватку с комичными комментариями и не менее абсурдной ее развязкой… ну, разочарование и обида присутствовали)

Существенные минусы для меня на этом закончились. А сюрпризы нет. Я была на этом фильме два раза, но так и не поняла, насколько этот сюрприз, если его вообще можно назвать сюрпризом. приятен (точнее, настолько ли уж он НЕ приятен), так что не стала его заносить в категорию недостатков. Тем более, что приписка в названии «Дорога из желтого кирпича» заранее натолкнула меня на догадки… которые оказались верны. Стоило героям добраться до ворот Изумрудного города, прозвучал чей-то (даже интересно, чей?!) таинственный голос за кадром, сказав, что у него нет другого выхода, как отправить путников в фиолетовую страну и… на экране появилась надпись «Продолжение следует»…

Я всегда благодарила судьбу за то, что посмотрела огромные франшизы «Гарри Поттера», «Пиратов Карибского моря», «Хроников Нарнии» и им подобные уже в тот момент, когда все части окончательно и бесповоротно вышли, и мне не приходилось ждать год или два продолжения. То, что сотворили создатели «Волшебника Изумрудного города» - это жестокая пытка для меня…Но! Почему я не отнесла этот печальный аспект в категорию минусов? Представляю, сколько будет несогласных, но это было правильное решение. Причем не только для сборов) Если так подумать, это первая масштабная экранизация сказки, которая сама по себе разделена на три части. Торопливо пересказанный сюжет и нераскрытых персонажей мы уже видели в версии 1994 года Павла Арсенова и мультфильмах (к мультикам пункт с персонажами относится не до конца), теперь же нам предлагают глубокий дайвинг в историю и подробное рассмотрение героев с разных сторон, это ли не чудо для такого произведения? Обилие хейта фильм получил и за то, что, в отличие от вышеперечисленных многосерийных франшиз, фильм оборвался на пустом месте, не поставив хоть какую-то логичную точку. …Простите, что? В фильме красной нитью проходили темы взаимопомощи, верности и поддержки, и в конце герои, наконец, осознали, что после многочисленных испытаний и «проверок» оказались крепко связаны между собой теплыми чувствами и трогательно подтвердили свою дружбу. Один из важнейших посылов сказки done. ✅  Кроме того, Элли уже частично проходит свой путь как персонажа и от  эгоистичной истерички  переходит в преданную и храбрую девочку, которую мы знаем из книг. Кажется, в связи с таким «апгрейдом» (справка: Апгрейд - изменение, улучшение) и наверняка улучшенной актерской работой уже в следующей части под названием «Злая Ведьма» зрители увидят ту героиню из повести Волкова, которую так ждали.

По последним данным, вторая часть выйдет сразу в первый день 2027 года, третью же ждем к 2028 году. Несмотря ни на что, я счастлива вернуться в волшебный мир с любимыми героями, который так много значил для меня в детстве. Я искренне уверена, что если отбросить всю предвзятость и сравнения и просто позволить себе расслабиться и кайфовать от просмотра, ЛЮБОЙ получит огромное удовольствие.