С чего начать свое движение к самому себе? Как выбраться из запутанности во множестве смыслов и целей? Где та верная дорога, которая не обернется разочарованием и трагедией?
Есть пять основных путей. Возможно, есть и другие, но я знаю пять. Каждый из них можно рассматривать и как путь внутреннего раскрытия и как способ взаимодействия с мастером (психологом, психоаналитиком, духовным лидером и т.д.), а также как способ взаимодействия с внешним миром в целом.
Первый путь. Путь всепринятия
Это путь, где нет сопротивления, где каждая мысль, каждое внутреннее движение окутывается принятием, пониманием и любовью. Где все враждебное и злое воспринимается как то, чему не хватает внимания, мудрости и любви. Это путь любви архетипической матери к своим детям, которые всегда любимы, несмотря на ошибки и огорчения. Это любовь Земли ко всему живому, дающая жизнь и принимающая всех в себя без различия к заслугам и чинам.
На этом пути нет отвержения, нет борьбы, все, что приходит в сознание воспринимается его неотъемлемой частью, всему находится свое место. И каждая часть, обращаясь к своей матушке (целостному Я), ждет принятия и любви, чтобы отпустить свое сопротивление, свою напряженность и слиться с Единством и вечностью.
В христианстве в разные века то и дела вспыхивала подобная практика всепринятия в виде исповедничества (грехов, помыслов и т.д.). Например, были описаны случаи, когда монахи, жившие в отшельничестве, начинали принимать к себе людей, но не для того, чтобы их наставлять или учить жизни, а для принятия. Любой самый отъявленный грешник мог прийти к ним и рассказать про все, что творил в жизни, излить душу. Монах просто сидел и слушал. В его задачи не входило прощать грехи или совершать таинства, он просто не осуждал и стремился оставаться в любви и единении с тем, кто к нему пришел. Для монаха это была прекрасная практика принятия, а посетитель получал неимоверное облегчение. Он понимал, что каков бы он ни был, он может быть прощен, может быть любим и принят. Некоторых такая простая практика приводила к глубокой трансформации, к человеку возвращались силы и он мог начать менять свою жизнь.
Также подобная практика исповедания помыслов была принята, например, в нашей Оптиной пустыни. Она считалась основой для развития духовной жизни.
В современной психотерапии этот путь был выражен в классической практике психоанализа, где психоаналитик не должен спорить с пациентом или доказывать ему его неправоту, он только слушает и иногда задает наводящие вопросы. Пациент (именно так Фрейд называл тех, кто к нему приходит) постепенно открывался, вспоминал различные истории из своего прошлого (часто из детства), мог перенести на психоаналитика свои чувства, относящиеся, например, к холодной матери. Врач призван только вносить ясность в эти процессы, но не вмешиваться в них. Кабинет врача, по сути, становился кабинетом свободы самовыражения. Постепенно пациенту удавалось отпустить, застрявшие в глубинах бессознательного, боль и обиду.
Искушения на этом пути. В обычной жизни путь всепринятия практикуется нечасто из-за того, что наша жизнь пропитана страхами.
Очень страшно открыть даже самому себе свое истинное лицо, свои истинные стремления, желания. А из-за этого даже для самого себя истинные цели и наклонности становятся невидимыми, создавая завесу неразберихи и хаоса в своей же собственной психике. Первым шагом ко всепринятию является честность, вскрытие всех тревожащих и некрасивых состояний.
Помимо нечестности, есть и другая опасность - увлечься игрой разоблачения, начать самоутверждаться в своей открытости, выносить ее на всеобщее обозрение как доблесть или заслугу.
Но и это на пути всепринятия можно осознать как глубокую потребность во внимании к самому себе.
Второй путь. Путь близких отношений
Личные отношения являются прекрасной практикой для совершенствования. В них каждый человек может получить все необходимое для осознания себя.
В близкие отношения тянет естественное желание не быть одному, избежать их практически невозможно. И это уловка природы затягивает человека в сложную и болезненную практику.
Чтобы быть успешным в близких отношениях, человеку необходимо пройти мимо двух чудовищ: преодолеть Сциллу своей гордыни и эгоизма, т.е. придать интересам другого человека не меньшую важность, чем своим, а также проскочить мимо не менее устрашающей Харибды эмоциональной зависимости, заставляющей соглашаться с угнетением и забитостью.
Путь близких отношений - это путь притяжений и отталкиваний, путь поиска баланса и единства разнонаправленных энергий, единства инь и янь. Это один из самых сложных путей, в котором мудрость приобретается ценой трудного опыта. В нем нет опор и ясных инструкций, это настоящий путь без пути.
В практике психоанализа и терапии метод близких отношений используется для более глубокой открытости человека, а также для большего доверия к психоаналитику и самому процессу терапии. Известный бельгийский психоаналитик Шандор Ференци устанавливал со своими пациентами самые тесные взаимоотношения. Он использовал объятия и дружеские поцелуи, демонстрируя свое теплое отношение, что позволяло даже самым упрямым и сложным пациентам раскрываться и находить новые стимулы для жизни и развития.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся простоту, эта практика предполагает очень много мудрости и терпения от терапевта т.к. пациенты по мере развития отношений начинают проявлять все свои негативные качества, с которыми нужно уметь работать так, чтобы и не оттолкнуть и не опрокинуть человека в депрессию.
Раскрываясь в близких отношениях, очень часто люди стремятся получить от них полную реализацию самих себя за счет другого. Возникают неоправданные требования к другому, в которых проявляется стремление больше и больше вовлекать другого в игры собственных демонов, а если он не вовлекается, обвинять его в нелюбви и непринятии. Видеть этот негатив как повод для проявления мудрости и любви -непростая задача.
Путь близких отношений доступен каждому человеку, его не надо выбирать, он проявляется сам. Идти по нему иногда сравнимо с движением по натянутому над пропастью канату. Тем не менее этот путь невероятно плодотворен и способен наполнить жизнь огромным разнообразием чудесных красок.
Третий путь. Путь ученика.
Ученик всегда открыт, готов впитывать все, что предлагает ему жизнь, он находится в вечном поиске совершенного знания. Его главные качества: это доверие к учителю и способность жить так, как он чувствует и понимает (т.е. оживлять полученное знание). Он растет с каждым новым постижением, улавливая все более тонкие нюансы, совершенствуя себя в восприятии происходящего с максимальной широтой и глубиной.
Путь ученика никогда не останавливается. Его учителями становятся вначале мудрые, потом ближние, потом все встречающиеся люди, потом все живущие, вся жизнь на Земле, деревья, травы, животные, камни. Все источает свою первородную мудрость и силу, все питает и подсказывает.
Ученик всегда открыт и для своего внутреннего учителя, их диалог питает обоих, чем лучше ученик, тем мудрее из него учитель.
Искушения не обходят стороной на этом пути, но они же дают возможность учиться на собственных ошибках:
1. Недоверие жизни. Уцепившись за свое личное понимание, основанное на ограниченном опыте маленького «я» и личном пристрастии, ученик может осуждать «чужое» знание, отвергать его и превозноситься над ним, делая себя застывшим и надменным. Недоверие ослабляет его способность открываться новому и делает вечно-неудовлетворенным.
2. Фанатизм или зацепка за единственность верного варианта истины. Ученик, получив порцию приятных ощущений от восприятия конкретного учения, начинает отвергать свой собственный путь ученика и превращается в адепта, миссионера, проповедника или гуру. Он перестает быть восприимчивым, он тот, кто уже все знает. Это знание дает ему иллюзию привелегированности, но отнимает свободу. Он сам становится рабом знания и своей роли знающего.
3. Преданность учителю. Очень преданный и любящий ученик может настолько привязаться к конкретному учителю, что не сможет почувствовать зов к дальнейшему своему путешествию, а будет оставаться у ног любимого гуру, жертвуя возможностью совершенствоваться и воспринимать новое. Он подавляет в себе внутреннего учителя, ради уюта привычного домашнего мировоззрения. Любовь к учителю закрывает его от всех остальных и от мира в целом.
В современной психотерапии путь ученика проявлен очень широко. Есть множество книг, специалистов, у которых есть чему поучиться. Если человек идет в психотерапию из позиции ученика, то работа может складываться именно в формате освоения новых схем мышления, новых паттернов сознания, новых навыков. Важным оказывается не только прямое знание (вербальное), но больше невербальное улавливание самого духа, который несет психолог-учитель. Это может быть дух свободы, бережного отношения к себе и другим, дух внутренней цельности и гармонии.
Нет необходимости искать сейчас идеального и непротиворечивого гуру, это больше подходило времени, когда доступ информации был ограничен. Сейчас есть все возможности быть открытым и улучшать качество своей жизни, а также совершенствоваться благодаря множеству интересных людей вокруг.
Четвертый путь. Путь воина.
Путь воина – это путь преодоления, путь принятия любого вызова, ситуации любой сложности и тяжести. Воин вырабатывает в себе стойкость, смелость и готовность к любому повороту судьбы, к любым переменам и сложностям. Воин может себя проявить только в деле, для него постепенно возможным становится любой подвиг, любое действие.
Воин всю жизнь борется с тем, что его ослабляет и делает уязвимым. Задача воина - уничтожить все свои уязвимости, сразиться со всеми внутренними демонами и устоять.
Все события в жизни он воспринимает как вызов. Его отличие от ученика в том, что ему не нужно думать над ошибками и строить более удовлетворяющие моменту теории, искать учение. Его задача - быть в моменте и реагировать с точностью и изяществом, ведь каждое мгновение в жизни может стать последним. Смерть его лучший союзник и подсказчик.
Наставник у воина похож на грозный северный ветер. Он создает или помогает развернуться ситуациям, где воин вынужден принять вызов и превзойти самого себя ради победы.
Только столкнувшись с серьезным препятствием можно по-настоящему понять, где твои слабые места. Стихия воина - конфликт, но любой внешний конфликт может быть решен только тогда, когда он переносится на твою территорию, в место, где можно эффективно действовать. А это место только внутри самого себя.
Искушения воина:
1. Потакание слабостям. Постоянное прощение и оправдание самого себя.
2. Обвинения других, направление своего оружия на других.
3. Убегание от сложных ситуаций, страх.
В психотерапии те, кто выбирают для себя стиль воина, могут ожидать от наставника (терапевта) жесткого разоблачения собственных слабостей, постоянного напряжения, обострения существующих конфликтов для того, чтобы быстрее произошла схватка. Терапевт обучает приемам и методам борьбы с собственными слабостями, а также демонстрирует сам стойкость и самоотверженность.
Такой стиль терапии и внутреннего развития подходит людям действия, целеустремленным и не боящимся новых вызовов. Самая большая опасность в терапии возникает в том, что для таких людей не всегда понятна суть внутреннего совершенствования, они зацикливаются на своих достижениях и на своей силе, которую хочется демонстрировать другим. Опасность в том, что с обретением милы, они покидают путь воина и растворяют свою стойкость и смелость в самодовольстве.
Цель воина не в победе над кем-то или чем-то, она в самом совершенном танце сопротивления, борьбы и радости от присутствия в мире смелости и чести.
Пятый путь. Путь дурака
Путь дурака - это путь непосредственности, путь, где нет никакой рациональной опоры, никаких целеполаганий и жизненных стратегий.
Это путь простой радости бытия, возникающей из ничего и ничем не оправданной. Путь без пути, где все уже прекрасно и восхитительно, поскольку нет критериев, по которым можно было бы отвергать одну ситуацию и с благоговением ожидать другую.
Это путь Ивана Дурака, который разговаривает с животными, женится на лягушке, не пытается стать богаче, умнее, успешнее в жизни. Он не знает каким он должен быть, а поэтому может быть необыкновенным.
Путь дурака, пожалуй, самый светлый и чудесный путь, в котором нет никаких требований и никаких невозможностей, ведь нет для дурака ограничений, что возможно в мире, а что невозможно.
Дурак не опирается на ум, поэтому ему удается контактировать с потксторонним. Он способен проникнуть за грань здравого смысла, по ту сторону логики. А ведь только там есть место чуду!
Мало кто сегодня может идти путем дурака, путем безопорности и легкости.
Привычки и страхи постоянно тянут человека к построению убежищ и стратегий. Каждый пытается создать для себя кусочек понятного мира, где работают простые механизмы: «хочешь хорошо жить – иди работай, если ты не родился с золотой ложкой», «ничего не дается просто так», «тебя никто не полюбит такого», «хочешь продать – обмани». Но этим механизмам для работы всегда нужна угроза, которая будет создавать давление и двигать винтики.
Дураку не нужен механизм, в его сознании все живое, а соответственно, может меняться постоянно, поэтому нет смысла смешить Бога замыслами. У дурака угроза становится приключением, а страх предвкушением нового.
Дураку не о чем беспокоиться, ведь он сам не имеет важности, он всего лишь дурак и бесполезен для утилитарных нужд общества, а поэтому он не боится осуждения.
В современной терапии практически не находится места для практики дурака. Клиенты ищут себе в наставники человека серьезного, авторитетного, похожего на гуру, исполненного достоинства и всяческих добродетелей. Но в этом поиске прячется очень много внутренней несвободы, желания подчинить себя рационально-обоснованному образу авторитета, который будет вести к успешности и устойчивости в этом мире. Также здесь видится попытка заглушить внутренние сомнения и успокоиться в понятной и рациональной истине. Но ведь это слишком тяжело – бесконечно подстраивать себя под некую эфемерную разумность!
Как нам было показано еще на примере древних сказок, дурак сильнее разумного, ему больше везет и жизнь сама расстилается перед ним, искрясь и переливаясь чудесами.
Даже терапия гораздо более эффективна, если психолог оставляет для себя и своего клиента возможность побыть немножко дураками, несведущими и принять мир как тайну, как неописуемое и непознаваемое чудо.
Путь дурака дает возможность каждый раз открывать для себя человека заново. Ты ничего не знаешь, не представляешь себе даже как должна происходить сессия, ты доверяешь моменту, не сравниваешь себя даже с прошлым собой, с тем, кто был якобы умным, знающими или, наоборот, тупил. Посмеяться над собственным страданием, пошутить над своей важностью, поменяться ролями – легко и весело быть самим собой - это лучшее и чудеснейшее взаимодействие. Не все могут себе это позволить. Самое легкое оказывается в нашем перевернутом мире самым тяжелым.
А вы часто позволяете себе побыть дураком?
Чтобы не пропустить интересную статью и поучаствовать в обсуждении, переходи на мой канал https://t.me/myslysily