Найти в Дзене

Дочери генерал-майор-инженера Куторга накануне замужества одной из них.

Итак, Соня пишет Маше. В далёком 1904 году. И это уже второе их письмо, "расшифрованное" открытое письмо. То есть письмо на открытке. Вот эти две открытки, отправленные в Санкт-Петербург в сентябре и в ноябре. Живописные виды скального каньона реки Тетерев рядом с городом Житомиром, который был тогда центром Волынской губернии. Российской империи. Маша учится и притом на выданье. Где конкретно она встретила своего отважного Щелкунчика, история пока умалчивает. Но оба были тогда из Житомира, из интеллигентных дворянских семей, служивших Царю и Отчизне на инженерном поприще. В 1904-м девушка поступила на Высшие женские курсы в столице. А 18-летний Михаил Пальшау тоже стал студентом, но в 1905 году. Да, "Щелкунчик" был отважным. С головой окунувшись в студенческую вольницу, он сразу же вступил в партию эсеров. Год-то 1905-й. Надо полагать, одновременно со вступлением в жизнь семейную. Авантюризм у будущего учёного и педагога проявился ещё не раз. В 1930-х годах Михаил Владимирович, у

Итак, Соня пишет Маше. В далёком 1904 году. И это уже второе их письмо, "расшифрованное" открытое письмо. То есть письмо на открытке.

Вот эти две открытки, отправленные в Санкт-Петербург в сентябре и в ноябре. Живописные виды скального каньона реки Тетерев рядом с городом Житомиром, который был тогда центром Волынской губернии. Российской империи.

https://meshok.net/item/329204461 - собственность автора статьи.
https://meshok.net/item/329204461 - собственность автора статьи.
https://meshok.net/item/329320158 - собственность автора статьи.
https://meshok.net/item/329320158 - собственность автора статьи.

Маша учится и притом на выданье. Где конкретно она встретила своего отважного Щелкунчика, история пока умалчивает. Но оба были тогда из Житомира, из интеллигентных дворянских семей, служивших Царю и Отчизне на инженерном поприще. В 1904-м девушка поступила на Высшие женские курсы в столице. А 18-летний Михаил Пальшау тоже стал студентом, но в 1905 году.

Да, "Щелкунчик" был отважным. С головой окунувшись в студенческую вольницу, он сразу же вступил в партию эсеров. Год-то 1905-й. Надо полагать, одновременно со вступлением в жизнь семейную.

Авантюризм у будущего учёного и педагога проявился ещё не раз. В 1930-х годах Михаил Владимирович, уже видный электротехник и зав.кафедры в Новочеркасске, отправился копать сарматское золото из легендарного кургана Хохлач. Но не корысти ж ради! Хотелось закупить импортное оборудование для опытов, а средств не выделяли.

С собой на поиски кладов Пальшау взял ученика ... будущего начальника всего советского ракетостроения. Леонид Васильевич Смирнов на всю жизнь сохранил благодарную память об Учителе. И, конечно же, при первой возможности помог ему освободиться из лагеря (золото не нашли, но несанкционированные старания старателя НКВД оценило...) и позже полностью реабилитироваться. Это случилось уже через несколько лет в результате общения Смирнова с самим Дмитрием Фёдоровичем Устиновым.

А теперь вернёмся к сёстрам Куторга. Надо бы рассказать об их папе-генерале.

Но пока продолжение следует. Адрес моего канала https://dzen.ru/ludi_i_sudby?share_to=link . Подпишитесь, чтобы получать вести о новых статьях.

Всем удачи, интересных находок, верной памяти и милостивой судьбы!