Найти в Дзене

Начало нового путешествия по Москве: от Красных ворот по Новой Басманной улице

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Этой статьей я начинаю новую серию рассказов о наших похождениях по Москве, которые состоялись 7 декабря 2024 года. Начинаем мы наше новое путешествие на площади Красные ворота, доехав до нее на метро до одноименной станции. А выйдя из подземки на поверхность, мы сначала обращаем внимание на эту самую площадь, уже украшенную в начале декабря по-новогоднему. Затем мы переводим взгляды на одну из семи московских высоток, построенную здесь в 1952 году. Место для строительства здесь одной из высоток было выбрано не случайно, так как оно считается самой высокой точкой на Садовом кольце. Для того чтобы построить это здание был снесен целый квартал дореволюционной застройки, включая дом генерал-майора Толя, в котором в 1814 году родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, но память о нем в этом месте увековечили. Площадь и сквер слева от высотки названы в честь Лермонтова, а в центре площади в 1965 году был установлен пам
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Этой статьей я начинаю новую серию рассказов о наших похождениях по Москве, которые состоялись 7 декабря 2024 года. Начинаем мы наше новое путешествие на площади Красные ворота, доехав до нее на метро до одноименной станции. А выйдя из подземки на поверхность, мы сначала обращаем внимание на эту самую площадь, уже украшенную в начале декабря по-новогоднему.

Фото автора
Фото автора

От площади Красных ворот до Лермонтовской

Затем мы переводим взгляды на одну из семи московских высоток, построенную здесь в 1952 году. Место для строительства здесь одной из высоток было выбрано не случайно, так как оно считается самой высокой точкой на Садовом кольце. Для того чтобы построить это здание был снесен целый квартал дореволюционной застройки, включая дом генерал-майора Толя, в котором в 1814 году родился Михаил Юрьевич Лермонтов.

Фото автора
Фото автора

Дом, в котором родился поэт, не сохранился, но память о нем в этом месте увековечили. Площадь и сквер слева от высотки названы в честь Лермонтова, а в центре площади в 1965 году был установлен памятник Михаилу Юрьевичу работы скульптора Исаака Давидовича Бродского. Вот к этому памятнику, где Лермонтов изображен во весь рост с развивающейся на ветру полой шинели, мы и подходим. Правда, в одном известном фильме один чудак по кличке Косой, описывая этот памятник, назвал его «мужик в пиджаке».

Осмотрев в очередной раз памятник Лермонтову, да, ведь мы как раз им заканчивали наше путешествие в марте 2023 года, теперь мы отходим от него вправо и идем вдоль улицы Новой Басманной, чтобы пройти сначала по ней, а затем также по Старой Басманной.

Фото автора
Фото автора

Еще один памятник

Пройдя немного, в этом же сквере привлекла мое внимание еще одна скульптура. Издалека мне показалось, что это скульптура какого-то античного мыслителя, но подойдя ближе, я узнал, что здесь изображен «Рабочий сезонник». Так скульптор Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) изобразил сезонного рабочего в 1929 году, ведь в двадцатые годы здесь располагалась биржа труда, на которой искали работу на сезон, приезжающие в Москву, в основном из деревень, работники.

По одной версии скульптор изобразил реального сезонного рабочего, пришедшего в Москву из деревни на зимние заработки с сыном, но сын неожиданно умер, и именно это состояние сезонника отобразилось в изваянии. По другой же версии моделью послужил отец скульптора Шадра, сельский плотник.

Фото автора
Фото автора

Усадьба князей Куракиных и Куракинская богадельня

Пройдя сквер, на противоположной стороне Новой Басманной улицы мы видим за оградой, построенной в 1902 году, интересное здание, построенное в 1742 году. Но тогда оно выглядело по-другому, было одноэтажным в стиле барокко, а в центре возвышался купол домовой церкви Николая Угодника, снесенный в 1935 году.

Фото автора
Фото автора

В 1731 году князь Александр Борисович Куракин, во исполнение воли своего покойного отца Бориса Ивановича, впечатленного парижским Домом инвалидов и задумавшего создать аналогичное богоугодное заведение в Москве, но не успевшего воплотить свою задумку в жизнь, получил от императрицы Анны Иоанновны безвозмездно участок земли в Басманной слободе и начал строительство богадельни для призрения увечных воинов. А уже Елизавета Петровна в 1742 году торжественно открывала храм и шпиталь – первое частное благотворительное учреждение в России.

Фото автора
Фото автора

Первоначально богадельня вмещала всего двенадцать человек из числа бывших офицеров, получивших увечья, но здесь они были на полном обеспечении, бывшим воинам полагалось вино каждый день и мед по праздникам. Проживающие должны были придерживаться всего двух основных правил: ночевать в госпитале и посещать службы в храме. В 1802 году были достроены два служебных корпуса. Последним попечителем храма и Странноприимного дома, так он стал называться в 1820 году, был правнук Алексея Борисовича – Федор Алексеевич Куракин, вот при нем то и был надстроен второй этаж и ограда.

Фото автора
Фото автора

В конце XVIII века по соседству с богадельней Степаном Борисовичем Куракиным был выстроен двухэтажный каменный жилой дом. Ранее на этом месте находился деревянный особняк, принадлежавший его матери – княгине Елене Степановне Куракиной. После смерти Степана Борисовича, а затем и его вдовы Натальи Петровны, в 1811 году усадьба перешла в собственность соседней богадельни Куракиных, и до начала XX века являлась доходным домом, а арендная плата перечислялась на содержание этого богоугодного заведения.

Кто построил это здание с пилястровым портиком на фасаде и обильно украшенным лепниной, в том числе, гербом князей Куракиных в окружении геральдических фигур и военных атрибутов, доподлинно неизвестно. Кто-то считает, что авторство принадлежит Матвею Федоровичу Казакову, но другие в этом сомневаются. Особенно мне показались интересными барельефные фигуры античного воина и медведя, держащих с двух сторон княжеский герб, да и сам герб тоже весьма необычен: с крестом, полумесяцем и звездой Давида.

Петропавловский храм на Басманной

Осмотрев «куракинский» ансамбль, мы идем дальше, а дальше, за Новобасманным путепроводом, проходящим над железной дорогой, справа мы видим укутанное в строительные леса и зеленую сетку большое угловое здание бывшего доходного дома Басманного товарищества, а слева, напротив него, два шпиля церкви. Вот к ней мы и идем.

Фото автора
Фото автора

Пройдя путепровод, подходим к храму. Для православного храма, тем более Московского, вид этой церкви весьма необычен, больше напоминая лютеранскую кирху. Есть мнение, что царь Петр I лично создал чертеж нового храма, который начали возводить в 1705 году вместо деревянной церкви, построенной на этом месте лет на десять раньше. Ну и освятили этот храм, естественно, в честь его святого покровителя, а также он пожертвовал на строительство 2000 рублей из своих личных средств.

Фото автора
Фото автора

Однако, в авторстве будущего первого императора, как и в авторстве архитектора Ивана Петровича Зарудного, выполнявшего волю царя, некоторые историки и архитекторы сомневаются, но оставим эти споры более осведомленным знатокам истории архитектуры. Одно можно сказать точно – строили его долго: нижняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла была освящена уже в 1708 году, а верхняя, во имя святого Николая Чудотворца, лишь в 1723 году – задержка была вызвана приостановкой каменного строительства в Москве, по указу все того же Петра I.

Фото автора
Фото автора

В 1745 году по проекту архитектора К.И. Бланка с запада от храма была выстроена четырехъярусная колокольня. Впоследствии, в середине XIX века, верхний и нижний храмы поменялись местами: Петропавловский храм оказался вверху, а Никольский – внизу. Тогда же была проведена реконструкция храма при участии архитектора Николая Ильича Козловского. Недели за две до этого нашего путешествия, я увидел репортаж по ТВ о том, что в этом храме недавно закончили реставрацию и ему полностью вернули исторический облик, как внутри, так и снаружи, ну и конечно, мы не могли не зайти внутрь на все это посмотреть.

Зайдя внутрь, мы сразу проходим направо в нижний храм. Росписи его сводов меня впечатлили, чувствуется, что это старинный храм, но без облезлой штукатурки, спасибо реставраторам. А еще в утренний час здесь никого не было, сначала я не увидел даже служащих в этом храме. Окинув все взглядом, ну и запечатлев все быстренько на видео и фото без разрешения, так как разрешения не у кого было спрашивать, мы решили подняться в верхний храм.

Поднявшись по старинным, и видно, что недавно отреставрированным, чугунным ступеням лестницы с кованными перилами, мы оказываемся перед закрытой дверью верхнего храма. А в этот момент снизу я слышу строгий окрик женщины, работающей в этом храме, мол, куда это мы направляемся без спроса. Но потом тон ее смягчился, и она любезно нам поведала, что реставрация то, на самом деле, еще не закончилась, и на верхний уровень пока входа нет, просто телевизионщики поторопились с этой новостью. Немного обидно, ну ладно, может быть еще когда-нибудь мы все-таки увидим этот храм в полном объеме.

Вот на этом мы пока и остановимся, но это только начало, впереди Вас ждет еще много интересного!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!