Найти в Дзене

Почему АВА-терапия за столом не работает?

«Вот за столом она ещё что-то как-то делает. Но как только она вышла... Всё. Меня не существует» Хочу поделиться с вами историей Ирины, моей знакомой. Есть один момент в её истории, который я бы хотела немного подсветить со своей стороны, как АВА-специалист и мама ребёнка с аутизмом. «Я подписалась (в социальные сети) и смотрела, как Елена занимается со своим сыном. И мне было интересно, что она занимается с Костей в игровой форме, не за столом. Ведь мы занимались в первом центре исключительно за столом 45 минут. И дома нужно было делать всё то же самое. И то, что показывала Елена, для меня был подход с другой стороны. Мне было интересно за этим наблюдать. Что-то я пыталась применить и в своих занятиях с ребёнком. Но, выходя из-за стола, дочь меня не видела и не замечала. И я не понимала, а как так? Что не так? Что происходит?
Вот за столом она ещё что-то как-то делает. Но как только она вышла, всё. Меня не существует. В конечном зачёте, не выдержав аутоагрессии своей дочери, мы приеха
Оглавление
«Вот за столом она ещё что-то как-то делает. Но как только она вышла... Всё. Меня не существует»

Хочу поделиться с вами историей Ирины, моей знакомой.

Есть один момент в её истории, который я бы хотела немного подсветить со своей стороны, как АВА-специалист и мама ребёнка с аутизмом.

Это Костя, мой сын. И у него аутизм
Это Костя, мой сын. И у него аутизм

А теперь перейдём к истории Ирины:

«Я подписалась (в социальные сети) и смотрела, как Елена занимается со своим сыном. И мне было интересно, что она занимается с Костей в игровой форме, не за столом.
Ведь мы занимались в первом центре исключительно за столом 45 минут. И дома нужно было делать всё то же самое. И то, что показывала Елена, для меня был подход с другой стороны. Мне было интересно за этим наблюдать.
Что-то я пыталась применить и в своих занятиях с ребёнком. Но, выходя из-за стола, дочь меня не видела и не замечала.
И я не понимала, а как так? Что не так? Что происходит?
Вот за столом она ещё что-то как-то делает. Но как только она вышла, всё. Меня не существует.
В конечном зачёте, не выдержав аутоагрессии своей дочери, мы приехали к Елене на консультацию.
Она смотрела на меня, на ребёнка.
И она согласилась взять нас в свой центр на занятия. И я как-то вздохнула с облегчением.
Я получила ответы на свои вопросы. А почему ребёнок не видит меня вне стола? Почему она вот так себя ведёт? Откуда эта аутоагрессия? Что с этим делать и как справляться?
Сейчас дочке 6 лет. Мы продолжаем заниматься в центре. У нас прекрасные педагоги и результаты. Девочка смогла пойти в обычный сад. Хотя в первом центре нам твердили: «У вас настолько асоциальный ребёнок, что его вообще никуда в жизни не возьмут».

Так почему же так происходит, что ребёнок за столом выполняет задания, но стоит только изменить среду, ничего не выходит?

Причина кроется в огромной разнице между кабинетными навыками (обучение за столом) и естественным обучением.

Мы все живём в естественной среде. Мы видим 150 предметов и событий вокруг себя. Мы учимся их замечать, учимся их анализировать. В нашей жизни всегда есть какой-то элемент неожиданности.

В стерильной среде добиться этого невозможно. Когда мы сажаем ребёнка за стол, мы создаём рутину.

Вот именно здесь, за столом. Именно этот человек. Именно таким тоном говорит нам такие вещи. И мы делаем что-то одно и то же.

А когда мы говорим о естественной среде, то это всегда неожиданность. Потому что ребёнок не зажат столом. Вокруг него 150 предметов и вариантов действий.

И мастерство педагога, как раз состоит в том, что он был способен обучать ребёнка в естественной среде.

В первом варианте (обучение за столом) мы сели на структуру, на карточки.

А во втором – мы научили ребёнка обучаться и жить в естественной среде.

Педагоги должны уметь манипулировать окружающей средой, создавать внезапные ситуации. И при этом ещё и закрывать цели, которые у нас поставлены.

Например, возьмём такой навык, как указательный жест.

Если педагог тренирует его только за столом, ребёнок знает, что сейчас он сядет, ему что-то покажут. И скажут попросить указательным жестом. И ребёнок знает, что сейчас он должен сделать вот так вот.

Именно здесь.

А как с генерализацией? Как с обобщением?

Скорее всего, навык в дальнейшем придётся обобщать. Чем мало, кто занимается.

Да, можно и за столом научить. Но тогда нам нужно ещё включать навык обобщения.

Даже, обучая в естественной среде, мы всегда делаем поправку на то, что ребёнок должен будет повторить этот навык с другими людьми, с родителями.

Поэтому есть правило о том, что в центре с ребёнком работает минимум два педагога.

Они разные.
У них разная тональность.
У них разный стиль преподавания.

То есть мы, занимаясь в естественной среде, сразу учим ребёнка взаимодействовать с разными людьми и с разными стимулами.

И когда он с ними встретится в другом месте, он покажет этот навык без дополнительного обучения.