Найти в Дзене
Любовь Жарова

Велопоход "Три истока". День 6. Исток Волги

Оглавление

Стоянка за у деревни Ельник – Свапуще – Волговерховье (исток Волги) – ночевка за Мосеевцами.

70 км. Пятница.

деревня Мосеевцы: как доехать на автомобиле, общественным транспортом или пешком – Яндекс Карты

Предыдущий день:

Грейдер до Свапуще вполне приличного качества. Не слишком даже пыльный, потому как дождики прошли.

Сосница.

2 церкви. Деревянная церковь Нила и Германа Столобенских около дороги. Примерно начало 2000 г., действующая. Большая и красивая, эффектная. Вторая - Преображенская, стоит на мысу, с дороги ее не видно. Она конца XVIII в., кирпичная руина. Не действует.

В Соснице наконец-то удается нормально поплавать, правда, купальник теперь снова мокрый. Но выхожу на берег – и попадаю под ливень.

Да сколько ж можно!!! Торчу под навесом у какого-то недостроя. То ли вилла, то ли турбаза. Совершенно непонятно.

И на мыс к Преображенской церкви не еду.

Не заезжаю и в деревню Залучье, плавно переходящую в деревню Березовый Рядок. Там есть магазин.

Достопримечательности, которые я не видела:

- Горка, на которой находится мемориал, и с видом на Селигер.

- Преображенская церковь 2002 г., действующая.

- Родник, обозначенный на картах, и который никто из путников (по отзывам) не смог найти. Я даже и не стремлюсь.

Свапуще.

Появляется асфальт, изрядно разбитый.

В Свапуще есть 2 родника. Один, по интернет-описаниям, находится где-то у дороги на Рвеницы у АЗС.

А про второй мне известно от продавщицы в магазине. Родник находится у поворота на Волговерховье. Если встать лицом к большой дороге на Исток, то справа будут автомобильные колеи. Пройдите по ним чуть вперед и повернитесь влево. Ориентиром послужит высокая ель. А сам родник вытекает из трубы под корнями старой вербы. Поперек ручейка лежит толстая доска, чтобы набирать воду было удобнее.

К роднику надо свернуть налево, по автомобильным колеям
К роднику надо свернуть налево, по автомобильным колеям

Хороший родник оказался! Очень пригодился. Весьма рекомендую проверить запас пресной воды перед поездкой к Волге.

Тропинка к роднику.
Тропинка к роднику.

Я немного забежала вперед.

Так вот, стою это я в Свапуще у магазина. Пережидаю под козырьком очередной ливень и пью из горлышка кефир. Подходит дядька из местных и начинает:

- Вы на исток Волги собрались? Две тысячи – и я вас на машине довезу. Сразу не отказывайтесь! Дорога плохая… Знает она… Слушайте, я вчера двоих парней вез. Тоже вот приехали на велосипедах. Предложил подбросить на машине – они отказались. А потом 200 метров проехали и воротились назад. И я с них уже 4 тысячи взял… Очень благодарили!

В то, что велосипедисты решили пересесть со своих железных лошадок на автомобиль – я не верю. Тогда не поверила, не верю и сейчас. Даже уже проехав на Волговерховье по отвратному грейдеру!

Но дорогу эта «реклама» характеризует замечательно. Именно на этом отрезке маршрута становятся понятны строчки песни из «Гардемаринов». «Семь загибов на версту» - это не дорога изгибается и петляет! Это ругательства путников, «петровский загиб». И скорее всего, большой.

- Какое открытие!!! - скажете вы. – Неужели не приходилось автору ездить по плохим дорогам?

Да, случалось тащиться и по грязям, и по гати, и по лесовозке. Но доселе не доводилось ехать по дороге, собравшей бинго «отвратной дороги», и при этом ведущей к достопримечательности общероссийского значения. По дороге, густо увешанной табличками с телефонами эвакуаторов. По такой, что идёт в основном на подъем, со «стиральной доской», с песчаными участками, с вывороченными кое-где булыжниками. Чтобы слева и справа – глубокие кюветы и за ними мрачная еловая тайга. Чтобы по пути видеть следы заноса автомобиля. И ревущую и дымящую легковушку, штурмующую подъем. Чтобы услышать разговоры водителей типа: «Вы запомнили, где тот камень? А то как бы брюхом не сесть».

Но отвратной дорогу делает отнюдь не бинго!

Вот подъезжаю я к Истоку реки Волги – а там сочетание идиллии и пафоса. Побритая газонная травка! И ларек с сувенирами. И эко-тропинки! И 2 монастыря. И монастырские коровки! И ВЕРТОЛЕТНАЯ ПЛОЩАДКА!!!

Ты - простой смертный; твой удел - пыхтеть, обливаясь потом, и беспокоясь за спицы и обода велосипеда. Или трястись в пузотёрке, беспокоясь за пассажиров своих и машину. Ты купишь не фарфоровую тарелочку, которая тебе очень нравится, а дурацкий магнитик. Потому что магнитик есть шанс довезти. Но если у тебя есть деньги – настоящие деньги - ты прилетишь и улетишь чистеньким и свеженьким. Может быть, даже с фарфоровой фигулькой в сумочке.

Именно поэтому я считаю дорогу на Исток Волги отвратной. Потому что к Истоку Великой Реки должен иметь доступ каждый человек. Все желающие. Независимо от дохода. Прошу считать меня коммунисткой, да.

Кстати о доступе к Истоку. Вы не сможете свои ладони опустить в самое-самое начало Волги. Не сможете испить из него: исток надежно огорожен и зеркальце воды блестит глубоко внизу.

Фотография непосредственно истока – чужая. Взята с ЯндексКарт
Фотография непосредственно истока – чужая. Взята с ЯндексКарт
А эта фотография - моя.
А эта фотография - моя.

Коровка – из Ольгинского монастыря. Спасибо ей: сделала мне фото!

Фотография мутная из-за вечернего тумана
Фотография мутная из-за вечернего тумана

На дороге к Истоку встречаю несколько групп велосипедистов, возвращающихся обратно. На приветствия отвечают не все: вид у некоторых всадников измочаленный. Наверное, если хочется всласть пообщаться с единомышленниками, стоит приезжать утром и днем. С другой стороны, когда я приезжаю, у Волги почти никого нет.

Вечереет. Еще по пути к Истоку поглядываю вокруг: ищу место для стоянки. Вдоль дороги – тайга. Встать в принципе негде на протяжении 10 км, до поворота на деревню Мосеевцы, и потом 8 км до Вороново тоже. У Вороново есть еще «постоялый двор». Скошенный луг у деревни Вороново справа от дороги - пожалуй, единственное более-менее подходящее бесплатное местечко.

Разговорилась с продавцом сувениров. Он по своей инициативе советует ночевать на озере Вселуг, за Мосеевцами. Это, мол, совсем близко, а мест на берегу – полно! И стоянки на пять с плюсом.

И я совершаю ошибку. Я в это верю.

А НАПРАСНО!

За Мосеевцами подъезды к берегу перекрыты шлагбаумами с надписями про платные стоянки. Или про въезд только по приглашениям. Кому принадлежит стоянка, кто собирает плату – неясно. Написан только номер мобильного телефона. Сколько стоит – не знаю, не проверяла. Мне-то легко объехать загородку. За одну я заезжаю, но на берегу обнаруживаю, что:

- Во-первых, места для стоянки там ровно на одну большую машину и большую палатку. Сегодня пятница, люди приедут отдыхать – и въедут аккурат в меня. Уровень сервиса: трава выкошена, лежат подготовленные дрова, есть кострище, есть будка туалета (и там чисто!), есть колодец. Качество воды сомнительное. А в целом – прилично.

- Во-вторых, купабельного подхода к воде – то есть того, что действительно мне нужно – нет. Сплошная глина, тина, тростники. А рыбакам с лодкой, наверное, будет хорошо.

- В-третьих, и в главных, не хочу поддерживать деньгами непонятно кого.

Возможно, до «стоянки на пять с плюсом» надо протащиться еще километров пять. За турбазу в Ивановском. Может быть, и еще дальше. Продавец сувениров ездит на автомобиле, и для него это не расстояние. А я не дотяну. Рухну на кочке. Потому что сумерки сгущаются.

По итогу я встаю в лесу в 22.30, въехав туда по автомобильной колее. Разбиваю лагерь при свете фонарика. Судя по тому, что колея заканчивается тупиком, проложил ее такой же бедолага как и я.