Найти в Дзене

Bugatti Type 44 Fiacre chassis 441141

Сначала немного о модели Type 44.

Этторе Бугатти до определенного времени выпускал гоночные машины, а дорожные модели были фактически их адаптацией для повседневной эксплуатации. Это изменилось в 1927 году, когда на парижском автосалоне была представлена модель Type 44. Это была традиционно мощная и быстрая машина, но уже более мягкая и спокойная по сравнению с гоночными моделями в дорожных кузовах. Она имела рядный восьмицилиндровый двигатель из двух четырехцилиндровых блоков с одинарным распредвалом верхнего расположения, двумя впускными и одним выпускным клапанами на цилиндр объемом 2991 см3, выдававшим около 80 л.с. на 4500 оборотах.

Автомобиль был среднеразмерным, чаще выпускался в версии «седана» (berline), хотя, разумеется, варианты кузовов были разнообразны. На момент выпуска машина, как было принято в то время, чаще именовалась не по индексу модели, а просто как "3-литровая Бугатти".

Имея базу в 3122 мм, Type44 стал преемником не слишком успешной модели Type 38, выпускавшейся в 1926-27 годах. Type 44 был мощнее при тех же габаритах, имел также улучшенную подвеску с гасителями вибраций, более прогрессивные сцепление, систему смазки двигателя и ряд других улучшений, которые обеспечили машине хороший спрос, позволивший выпустить 1095 экземпляров в период с 1927 по 1930 годы. Позднее часть конструктивных решений и узлов Type 44 перешли к следующей модели Бугатти в этом ряду – Type 49.

Технические характеристики

Двигатель: количество цилиндров – 8, диаметр х ход поршня – 69 х 100, объем – 2991 см3, мощность (примерная) – 80 л.с., количество клапанов на цилиндр – 3, карбюратор – 1.

Коробка передач – отдельная, с центральным расположением, 4-ступенчатая + задняя.

Размеры: база 3122, колея – 1250 мм, примерный вес – 1100 кг.

Тормоза: на всех колесах, диаметр барабана – 330 мм.

Колеса: спицованные, оригинальный размер – 28 х 4,95, современный – 5,00 х 19.

Кузов Fiacre

Type 44 стала самой массовой моделью Бугатти, что отразилось и в нумерации шасси, которая у многих машин стала шестизначной (как у рассматриваемого экземпляра), отражая четырехзначный объем производства (около 1100 штук) этого автомобиля. Кроме того, особенностью этой модели было то, что многие автомобили получали заводские кузова, а не сторонних ателье. Одним из таких кузовов был фиакр – кузов, схожий с каретным, который любил Этторе, и который достаточно часто устанавливался в Мольсхайме на машины разных моделей в 20-е годы – от миниатюрного Type 40 до гигантского Type 41. Не всегда этот кузов назывался фиакром, особенно за границей. Сейчас в интернете встречаются разные варианты названия этого кузова на английском языке, включая «Razor Edge» и «Hansom Cab», хотя на рекламе (фото ниже) английского агента Бугатти того периода этот кузов назван просто французским термином Berline (седан).

-2

Считается, что авторство дизайна Type 44 с кузовом фиакр принадлежит Жану Бугатти, который и сам владел такой машиной, имевшей некоторые отличия от условно «серийных» экземпляров, в частности, бампер и колеса, не закрытые колпаками.

-3

В начале производства Type 44 была выпущена целая партия из четырех автомобилей с кузовом фиакр.

-4

Первые два из них, по данным Барри Прайса, приведенным в книге «Bugatti - The 8-Cylinder Touring Cars 1920-34: Types 28, 30, 38, 38a, 44 & 49», были построены зимой 1927-28 года и еще заимствовали некоторые детали от других машин – на снимке выше можно рассмотреть на крайнем справа экземпляре термометр на пробке радиатора, который ставился на гоночные модели Grand-Prix, еще один снимок такой машины на фоне дома Бугатти приведен ниже.

-5

Всего за годы производства, по некоторым данным, было изготовлено восемь таких машин, но до наших дней дожили только две или три из них.

Один из дошедших до настоящего времени фиакров Type 44 со своим владельцем.
Один из дошедших до настоящего времени фиакров Type 44 со своим владельцем.

Стоит также заметить, что кузова типа фиакр различались вместимостью – были как двух-, так и четырехместные версии. Двухместные машины имели более короткие, кургузые кабины, тогда как у четырехместных они были как короткими, так и несколько длиннее. В первом случае кабина заканчивалась у заднего крыла, во втором – доходила примерно до его середины.

-7
Иллюстрация различий в длине и пропорциях кузовов у двух дошедших до наших дней четырехместных фиакров Type 44.
Иллюстрация различий в длине и пропорциях кузовов у двух дошедших до наших дней четырехместных фиакров Type 44.

Первые машины, построенные на заводе, были четырехместными с более длинными кабинами.

Интерьер одного из двух первых заводских фиакров.
Интерьер одного из двух первых заводских фиакров.

Но были также и двухместные кузова собственного производства Бугатти – автомобиль с фотографии ниже Bugatti Trust определяет как «заводской двухместный фиакр».

Type 44 с двухместным кузовом фиакр, у которого вместо багажного кофра установлено дополнительное «тещино сиденье».
Type 44 с двухместным кузовом фиакр, у которого вместо багажного кофра установлено дополнительное «тещино сиденье».

Были и более экзотические варианты – на одной из машин кузов фиакр имел не жесткую, а мягкую съемную крышу, с тентом, открывающим задний ряд сидений – что-то вроде ландо-кабриолета. Такие кузова встречались и на других моделях Бугатти – от Type 23 до Type 50.

-11

Некоторые из фиакров получили кузова не на заводе Бугатти и, видимо, показанная выше машина с нестандартным кузовом также была из их числа, как и некоторые другие. Так, Барри Прайс в упомянутой книге атрибутирует один из экземпляров как автомобиль с кузовом «работы Million-Guiet по патенту Vizcaya на конкурсе элегантности в июне 1928 года», хотя по внешнему виду эта машина неотличима от стандартных заводских фиакров.

-12

Шасси 441141

Автомобиль на шасси 441141, выпущенный в 1928 году, также получил не заводской кузов - от Gangloff. В 1929 году он был поставлен в Париж, клиенту по имени Gaston Docime, во время войны был спрятан где-то в окрестностях города.

-13

С 1965 по 1977 год он принадлежал известному коллекционеру Бугатти Уве Хукке (Uwe Hucke). Уве Хукке также был известен своим тщательным изучением истории автомобилей, с которыми он сталкивался, и, к счастью, он решил сохранить оригинальный кузов, который был в очень плохом состоянии и нуждался в полной переделке. Однако Хукке не смог завершить реставрацию машины.

-14

В 1977 году автомобиль перешёл к известному эксперту по Бугатти и гонщику Гельмуту Шелленбергу, который участвовал в гонках на таких машинах с середины 1930-х годов, в том числе, на Type 35B. Он был настоящим ценителем марки. Шелленберг полностью разобрал автомобиль и восстановил его до стандарта Пеббл-Бич.

-15

Он тщательно перебрал все технические детали, чтобы сохранить их оригинальность, и делал это на протяжении более 10 лет. К счастью, он решил обновить кузов фиакр от Ганглоффа, а не менять его на более спортивный. Кузов был полностью перестроен, что обошлось в огромную сумму, и возвращён в исходное состояние. То же самое относится к двигателю, коробке передач, передней и задней осям, радиатору, трансмиссии, тормозам и всем вспомогательным механизмам.

-16
-17

В результате получился один из самых впечатляющих Bugatti Type 44 из когда-либо существовавших. После смерти Шелленберга автомобиль в третий раз сменил владельца, и нынешний хозяин владеет шасси 441141 с 2005 года.

-18

Машина настолько известна и популярна, что было изготовлено несколько ее моделей. С одной из них, из моей коллекции, можно ознакомиться тут.