- Многие русские писатели и ученые XIX столетия относились к спиритическим сеансам критически. Например, знаменитый учёный-химик Д. И. Менделеев инициировал при Санкт-Петербургском университете комиссию по изучению «медиумических явлений» и неоднократно выступал с лекциями по разоблачению спиритизма. Лев Толстой высмеивал спиритизм в комедии «Плоды просвещения» (1891), а классик русской литературы Фёдор Достоевский лично присутствовал на спиритических сеансах, но отзывался о них крайне шутливо.
- Неизвестный автор серии «Спиритический сеанс без медиума» старался развенчать постулаты спиритизма. Возможно, автором предполагалось массовое распространение небольших по размеру конвертиков с карточками и инструкциями для просвещения общественности. Не случайно серия «Спиритический сеанс без медиума» напечатана именно в Санкт-Петербурге — «столице» русского спиритизма.
«Все выше и выше над головой поднимался тускло светящийся предмет, как вдруг он увидел, что это призрачная рука. Она медленно проплыла над столом, казалось, прикоснулась к Лэгьюну — тот весь задрожал. Потом медленно повернулась и дотронулась до Люишема. Он заскрежетал зубами»
(Г. Дж. Уэллс «Любовь и мистер Льюишем»)
На вопрос «Что такое спиритизм?» не каждый современный человек быстро найдет ответ, а во второй половине XIX столетия в России многие могли легко объяснить это явление. В середине 1870-х гг. в Санкт-Петербурге образовалось сообщество любителей спиритизма (от латинского spiritus «душа, дух»), практики общения с духами умерших, возглавляемое Александром Николаевичем Аксаковым (1832-1903), племянником писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859). А. Н. Аксаков увлекался учениями шведского теолога и мистика Эммануила Сведенборга (1688-1772). Членами сообщества спиритов, основанного А. Н. Аксаковым, были химик Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) и зоолог Николай Петрович Вагнер (1829-1907). Благодаря поклонникам спиритизма в Российской империи в последней трети XIX века стали чрезвычайно модными спиритические сеансы. На таких сеансах все гости рассаживались за круглый стол, положив руки на столешницу и касаясь друг друга мизинцами, а человек, именовавший себя медиумом, обращался с вопросами к духам умерших. Для привлечения внимания общественности к спиритизму с 1881 года стал издаваться специальный журнал «Ребус».
Одни опровергали общение с духами с научной точки зрения, другие пытались уличить медиумов в обмане, обвиняя их в шарлатанстве, третьи верили в спиритизм и пытались решить свои проблемы с помощью подсказок духов. Европа также была очарована спиритизмом. Известный автор детективов сэр Артур Конан Дойль был убежденным сторонником спиритизма, а писатель и публицист Герберт Джордж Уэллс в романе «Любовь и мистер Льюишем» (1900) ярко описывал разоблачение мнимого медиума.
Многие русские писатели и ученые XIX столетия относились к спиритическим сеансам критически. Например, знаменитый учёный-химик Д. И. Менделеев инициировал при Санкт-Петербургском университете комиссию по изучению «медиумических явлений» и неоднократно выступал с лекциями по разоблачению спиритизма. Лев Толстой высмеивал спиритизм в комедии «Плоды просвещения» (1891), а классик русской литературы Фёдор Достоевский лично присутствовал на спиритических сеансах, но отзывался о них крайне шутливо.
Писатель, тем не менее, был противником научной комиссии по спиритизму, полагая, что именно она сеет раздоры в обществе. После смерти Достоевского в 1881 году зоолог и спирит Н. П. Вагнер загорелся сомнительной идеей материализовать писателя из небытия, но не получил на это согласие его вдовы Анны Григорьевны.
Жаркие публичные споры о спиритизме лишь подогревали интерес широкой публики к этому явлению.
В собрании Исторического музея хранится забавный артефакт, свидетельствующий о всепоглощающей популярности спиритизма в России — серия «Спиритический сеанс без медиума», изданная в 1883 году в Санкт-Петербурге. Эта серия происходит из собрания знаменитого купца-коллекционера Алексея Петровича Бахрушина (1853-1904). Она состоит из нескольких конвертов, внутри которых находится карточка размером 10×6 см с печатным силуэтом деятеля культуры или исторической личности, а также подробная инструкция. Заголовки конвертов гласят, что «каждый может призвать привидение» определенной персоны, а также о том, что объяснительная записка с научной стороны разъяснит причины, по которым могут мерещиться привидения.
В качестве «объектов» для привидений предлагаются знаменитые русские поэты и писатели — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов, Ф. М. Достоевский, А. С. Грибоедов, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, император Александр II, генерал М. Д. Скобелев, историк Н. М. Карамзин, композитор А. С. Даргомыжский. Cилуэты выполнены в стилистике фотонегативов. В центре каждого портрета (в области носа или щек) изображена звездочка для концентрации внимания.
В инструкции под заголовком «Научное объяснение оптического явления» приводятся попытки доказательства того, что привидения — оптический обман, связанный с физиологией глаза и механизмом процесса зрения:
«Это оптическое впечатление вполне разъясняет мнимыя явления спиритов, так как по объяснению всех тех счастливцев, которые воображали узреть какое-либо видение, оно скользило, по их выражению, являлось и исчезало. Будто улетая, не двигаясь ногами»; «каждому читателю будет понятно, что оптическое впечатление получается после продолжительного и внимательного всматривания на прилагаемый рисунок».
Читателю предлагается в течение минуты сосредоточить взгляд на звездочке в центре изображения, а затем перевести взгляд на гладкую поверхность, и тогда каждый увидит изображение персоны с карточки «в обратном цвете». Таким образом, по мнению автора, инструкция должна привести читателя к мысли о том, что приведения не существуют.
Неизвестный автор серии «Спиритический сеанс без медиума» старался развенчать постулаты спиритизма. Возможно, автором предполагалось массовое распространение небольших по размеру конвертиков с карточками и инструкциями для просвещения общественности. Не случайно серия «Спиритический сеанс без медиума» напечатана именно в Санкт-Петербурге — «столице» русского спиритизма.
Цель серии силуэтов — убавить интерес общества к общению с духами не была достигнута. В первой половине XX века спиритизм активно продолжал развиваться как в Российской империи, вспомнить хотя бы «Ивановские среды» в доме с «башней» в Санкт-Петербурге — мистические собрания, проводимые поэтом Вячеславом Ивановым и его супругой Лидией в квартире на Таврической улице, так и в Советском государстве. Одно из тайных домашних заседаний по вызову духов саркастически описал М. А. Булгаков в рассказе «Спиритический сеанс» (1922).
Как относиться к спиритическим сеансам и привидениям каждый решает для себя сам. А что касается серии «Спиритический сеанс без медиума», которую А. П. Бахрушин приобрел для своей коллекции, то мы можем предположить, что она была необычайно интересна ему с исторической точки зрения. Не обладая высокой художественной ценностью, серия была яркой приметой времени, свидетельством об увлечении общества спиритизмом, и именно поэтому могла быть приобретена коллекционером.
Автор — Лидия Николаевна Соколова, младший научный сотрудник отдела изобразительных материалов ГИМ