Мы уже начали рассматривать депрессию в прошлой статье. И прежде, чем идти дальше, стоит оговориться, что это настолько обширное явление, что ни в одной статье целиком не описать. Более того, происхождение депрессии недостаточно изучено. Однако есть то, что «депрессников» объединяет. Об этом мы еще поговорим в следующей статье, а пока расскажу, почему депрессия может быть как будто из неоткуда. Т.е. она может не иметь повода или даже происходить в обстановке, когда, казало бы, все хорошо.
У депрессии есть несколько важных клинических проявлений: гипотимия (сниженное настроение), сниженная двигательная активность и сниженная мыслительная активность. Плюс имеется ряд дополнительных симптомов: сниженные способность к сосредоточению внимания, самооценка и чувство уверенности в себе, виновность и уничижение, мрачное и пессимистическое восприятие будущего, а также сниженный аппетит и нарушенный сон.
Так что не каждое упадническое настроение – это депрессия. Однако следующие виды этого заболевания собирают «комбо» по симптоматике.
Анаклитическая депрессия — это депрессия одиночества и отсутствующей связи с другими людьми. Термин предложен американским психологом Рене Шпицем для обозначения острых и хронических депрессивных последствий отрыва ребёнка от матери. Имеется в виду период дуализации, о котором я писала в своих статьях.
В раннем детстве психика ребёнка ещё не понимает чёткую границу между эмоциональными явлениями себя и мамы. И соответственно, когда исчезает образ матери, ребёнок не переживает это как исчезновение объекта, а переживает это как исчезновение себя, собственную пустоту.
Анаклитическая депрессия и страх аннигиляции ждёт тех выросших детей, у матерей которых не хватило ресурсов быть с ребёнком, удовлетворять его потребности или методично объяснять и утешать при невозможности их удовлетворить.
И хотя происхождение этого вида депрессии похоже на нарциссическую рану, тем не менее анаклитическая депрессия поражает людей, у которых так и не развился нарциссизм. К сожалению, такое часто бывает у недоношенных детей, матери которых страдали постродовой депрессией или были разлучены с ребенком.
Почему здесь играет роль недоношенность? Потому что ощущение «я хороший и все мои желания достойны исполнения» (т.е. первичный нарциссизм) развивается, когда ребёнок проявляет себя: кричит, гулит, ерзает, кусает маму. Он так предъявляет свои потребности, а мать их удовлетворяет. У недоношенных детей бывает отсутствие сил на предъявление своих потребностей. Они просто лежат и ждут, когда с ними что-то сделают (или не сделают).
Недоношенность не является обязательной предпосылкой этого вида депрессии. И доношенный ребенок может иметь неврологические особенности, мешающие ему предъявлять свои потребности.
Ребёнок в результате депривации (лишения возможности удовлетворения) в этот период чувствует себя отверженным с развитием соответствующей симптоматики. И тогда у него чётко фиксируется некая душевная НЕДОСТАЧА и, естественно, пожелание вечно иметь большую фигуру, к которой можно прилепиться.
Как вы помните, такие люди не знают, что делать сами с собой, именно потому, что им нужен другой человек, который будет им рассказывать об их эмоциях и об их потребностях. У них появляется смысл жизни не потому, что они являются кем-то или обладают чем-то, а потому, что они чувствуют себя живыми в отношениях. Только рядом с кем-то им можно иметь смысл собственной жизни, а иначе они могут просто замереть в ожидании, когда взрослый подойдёт.
«Иметь рядом кого-то» для таких депрессников является навязчивой и болезненной мыслью. Если никого близкого нет, его надо найти. Если близкие уходят, их надо остановить. Если близкий болеет, его надо исцелить. В этом много жертвенности, но жертва осуществляется не из оправдания своей плохости, а из страха небытия.
Нарциссическая депрессия представляет собой депрессию скуки или некой агонии от обнаружения своего ничтожества. Это фактически два подвида нарциссической депрессии.
Скука может переживаться как пустота. Впрочем, человек в подобной форме депрессии долго не задерживается, потому что его скука забивается любой поверхностной деятельностью: достижениями, острыми ощущениями, псевдоинтенсивной жизнью (а мы помним, что нарциссы чувствуют себя обязанными всегда развиваться).
А в депрессии-агонии нарцисс задерживается надолго, ведь он сам себе не может перестать рассказывать, насколько он неудачник.
«Мне всего 21, а я уже опоздал на всю свою жизнь» — форма такого мышления.
Параллельно страдающий нарциссической депрессией фонтанирует идеями о том, что все остальные преуспевают или как минимум справляются, один он такой…
Предпосылкой этой формы депрессии является нарциссическая рана, которая «наставляется» ребенку в раннем возрасте. Она может быть получена и в первый год жизни, когда ребенку не хватило ощущения «я хороший и все мои желания достойны исполнения» (и тогда у него будет НЕ сформирован первичный нарциссизм) при том, что он был достаточно энергичен в своей требовательности ко вниманию.
И нарциссическая травма может быть получена еще в течение пары-тройки лет, когда собственная хорошесть сформировалась, однако в последующем ребёнок ощущает необходимость постоянно ее подтверждать. Т.е. когда родитель транслирует, что любит ребенка только, когда он хорошо себя ведет. Или в силу жизненных обстоятельств ребенок думает, что его проблемы являются результатом его плохости, что ставит под сомнение первичное отношение к себе.
А ещё бывает нарциссическая утрата, которая больше проходит по линии депрессии утраты. В данном случае нарцисс теряет своё нарциссическое расширение, свою лучшую половину, своего человека, которым он питался.
Обе формы депрессии, и анаклитическая, и нарциссическая, не проживаются постоянно. Человек с ними соприкасается при особых жизненных обстоятельствах. Однако и в том, и в другом случае, можно сказать, что всё, что потенциальный больной делает, так это БЕГАЕТ от депрессии. Т.е. он чувствует, что она где-то там, когда-то ближе, когда-то дальше. И делает всё, лишь бы в нее не ввалиться.
И иногда чем больше он делает, тем хуже его эмоциональное состояние, потому что от пустоты не убежишь.
Его одинокость или пустота возникает на месте пустоты само-осознания, недоформированного внутреннего мира. Поэтому выход из этого состояния не в отношениях или достижениях, а в осмысленности.
Антоним одиночества и пустоты в терапевтическом плане — осмысленность.
Подборки всех статей по тематикам:
Работа с чувствами (кроме боли)