Найти в Дзене
Сибирский. Новостной

Понять суть Норильска за два часа – просто посетив его драматический театр

Пока администрация Норильска в очередной раз решает вопросы создания бренда северного города, связываясь с именитыми агентствами, проводит в очередной раз онлайн-опросы населения, давным-давно изобретённый велосипед уже вовсю катится по заснеженным улицам арктического города. И сделан этот бренд… на театральным подмостках. Да-да, в самом северном в мире, как любят подчеркивать в Норильске, храме Мельпомены. Норильская драма имени Маяковского, как известно, входит в туристическое меню для заполярного гостя, наряду с суровой арктической природой, северным сиянием, экзотикой в лице малочисленных коренных народов с их гастрономией и горно-металлургической мощью. Да устрашатся и впечатлятся все попаданцы на русский Север! Но каков он, Норильск – в восприятии самих норильчан? Каков его образ, так сказать, для внутреннего и внешнего потребления? Вот и мучаются власти в попытках этот бренд зафиксировать, чтобы потом выгодно продать. В репертуаре норильской «Маяковки» есть спектакль «Норильские

Корреспондент «Сибирского.Новостного» убедился, что норильский театр давно решил вопрос бренда города

Пока администрация Норильска в очередной раз решает вопросы создания бренда северного города, связываясь с именитыми агентствами, проводит в очередной раз онлайн-опросы населения, давным-давно изобретённый велосипед уже вовсю катится по заснеженным улицам арктического города. И сделан этот бренд… на театральным подмостках. Да-да, в самом северном в мире, как любят подчеркивать в Норильске, храме Мельпомены.

Норильская драма имени Маяковского, как известно, входит в туристическое меню для заполярного гостя, наряду с суровой арктической природой, северным сиянием, экзотикой в лице малочисленных коренных народов с их гастрономией и горно-металлургической мощью. Да устрашатся и впечатлятся все попаданцы на русский Север! Но каков он, Норильск – в восприятии самих норильчан? Каков его образ, так сказать, для внутреннего и внешнего потребления? Вот и мучаются власти в попытках этот бренд зафиксировать, чтобы потом выгодно продать.

В репертуаре норильской «Маяковки» есть спектакль «Норильские анекдоты». Краткие рассказы об интересном случае. Смешное, а в российских традициях слегка трагическое повествование. Байка, намёк на постоянные обстоятельства. Норильчане на спектакле заполняют зал почти до отказа, по моим прикидкам, представление посмотрела почти половина из 180 тысяч жителей Норильска (но это не точно).

-2

Сцена из спектакля «Норильские анекдоты»

Фабула «Анекдотов» незамысловата. Стартовав из аэропорта Алыкель, самолёт с пассажирами из города Н по погодным условиям приземляется то ли в Хатанге, то ли в Игарке. За окнами зала ожидания обезлюдевшего терминала – пурга и летающая тарелка. Среди пассажиров – всевозможные архетипы современного Норильска. От металлурга и учителя до вахтовика и командировочных, от москвича до мигранта-таксиста. В качестве обязательного музыкального источника, романтика Севера, как же, два горняка-барда. За два часа зрителю предъявляются все объективные и субъективные стереотипы о норильчанах в стиле театрального капустника. Талантливо, смешно, трогательно и чертовски узнаваемо! Благодарная публика в положенных местах взрывается смехом, где-то грустит, согласно комментирует ситуации.

На возгласе «Как вы тут живёте!» зал начинает понимающе и одобряюще переглядываться. Фраза-признание одного из актёров «Приехал на три года, застрял на 18 лет!» тут же вызывает аплодисменты. Даже митяевщина как-то по-доброму оттеняет эту фантасмагорию. В конце концов, бессмертные слова Анатолия Киреева «Я уехал, а ты почему-то осталась, видно есть что-то сущее у Северов», пропетые бардами (честно, вот совсем не ожидал), определённо подчеркивают именно транзитный характер Норильска.

Вот он такой и есть на самом деле – Норильск. Северный город с его обитателями, плохо понимающими жизнь за его пределами, поэтому отгородившийся всякими эвфемизмами вроде «там, на материке». Вечный транзит на конечной остановке с определённым комфортом. Эдакий зал ожидания – да, скорее вот эта метафора самая верная. Норильск – это место, где никто не собирается задерживаться на всю жизнь, но задерживается и требует к себе строго уважительного отношения. Каждый год, словно выбирая варианты нового пути. И в этом состоянии транзита все норильчане вроде как всегда готовы тронуться дальше – как с конечной станции поезда. Который никогда не увезёт тебя «на материк», нет ведь железной дороги с южного Таймыра.

-3

Константин Райкин заглянул в Норильский драматический театр

Анекдот – удобная форма иронии над собой, не очень обидная, но вроде и серьёзная. Вот и решения для бренда, они все здесь – в чём смысл и суть Норильска на географической карте России. И ведь спектаклю больше семи лет, ещё до всех потуг в стиле реновации и «возрождения» после печально известной экокатастрофы. Все архетипы, характеры, стереотипы северного города выбраны и показаны верно. Бери и пользуйся готовыми рецептами. Приправа в виде фантастики ничуть не подслащивает горечь основного блюда. Скорее веселит такой бравадой: нас бьют политика, экономика, природа – а мы лишь крепчаем. И всё равно «все флаги в гости к нам» – есть на сцене иностранцы, что проникнувшись нашей норильской особостью, становятся прям как мы. Вроде проездом, а вроде и навсегда. И горе командировочным и вахтовикам!

Денис Бородин

Фото автора