Найти в Дзене
Ev

Санитария и гигиена в РБ. Часть3

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации направлен на обеспечение эпидемиологического благополучия граждан. Основные его задачи заключаются в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Указом Президента Российской Федерации от 09.036.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» санитарно-эпидемиологический надзор в России осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека (Роспотребнадзор Российской Федерации). Данная служба выступает в роли уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также защищает права потребителей и регулирует потребительский рынок. В своей работе она опирается на Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, международные договоры

Организация и практическая деятельность санитарно-­эпидемиологического надзора в России

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации направлен на обеспечение эпидемиологического благополучия граждан. Основные его задачи заключаются в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологической безопасности населения.

Указом Президента Российской Федерации от 09.036.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» санитарно-эпидемиологический надзор в России осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека (Роспотребнадзор Российской Федерации).

Данная служба выступает в роли уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также защищает права потребителей и регулирует потребительский рынок. В своей работе она опирается на Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, международные договоры и «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В настоящее время Роспотребнадзор функционирует под эгидой Министерства здравоохранения и социального развития России, а его руководителем является главный государственный санитарный врач страны.

-2
Организация деятельности данной службы определяется Постанов­лением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека». Правовые основы деятельности службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О за­щите прав потребителей» и другими государственными нормативно­правовыми актами.

В структуре Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека функционирует ряд ключевых подразделений. К ним относятся управление санитарного надзора, управление эпидемиологического надзора, а также управление защиты прав потребителей. Кроме того, в состав службы входят управление научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности, управление организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и реализации административной реформы. Также действуют правовое управление, финансово-экономическое управление, управление имущественного комплекса и управление делами. Важную роль играют управление кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения, а также пресс-служба, обеспечивающая информационное сопровождение деятельности службы.

К полномочиям, осуществляемым Роспотребнадзором РФ, относятся:

• осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства;

• осуществление государственного контроля за соблюдением тре­бований законодательства РФ в области защиты прав потреби­телей;

• осуществление государственного контроля за соблюдением пра­вил продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

• осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

• регистрация отдельных видов продукции, в том числе пищевой, впервые ввозимой на территорию РФ;

• установление причин и выявление условий возникновения и рас­пространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений;

• информирование органов государственной власти и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благо­получия населения;

• организация ведения социально-гигиенического мониторинга;

• организация деятельности системы государственной санитарно­эпидемиологической службы РФ и др.

Деятельность Роспотребнадзора осуществляется как напрямую, так и через свои территориальные органы, включая территориальные управления. Эти управления активно взаимодействуют с органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями, обеспечивая эффективное выполнение задач службы на местах.

К основным задачам, решаемым территориальными управлениями, относятся:

• организация и осуществление надзора и контроля исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за­щиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

• предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

• профилактика инфекционных и массовых неинфекционных за­болеваний (отравлений) населения.

К полномочиям, осуществляемым территориальными управления­ми Роспотребнадзора РФ, относятся:

1) надзор и контроль соблюдения законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе:

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за раз­работкой схем градостроительного планирования развития тер­риторий, генеральных планов поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при размещении объектов гражданского, промышленного, сель­скохозяйственного назначения и установления их санитарно­защитных зон, выбором земельных участков под строительство, а также за проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, расширением, консервацией и ликвидацией промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых до­мов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за про­ектной документацией по планировке и застройке поселений, строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению, консервации и ликвидации объектов, а также за предоставлением земельных участков под строительство, вводом в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за про­изводством, транспортировкой, хранением, применением и ути­лизацией продукции производственно-технического назначения ит. д.;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за про­изводством, применением, реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новыми технологическими процессами производства продукции;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ра­диационной безопасностью;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за реа­лизацией продукции, ввозимой на территорию РФ, а также ее применением в промышленности, сельском хозяйстве, граждан­ском строительстве, на транспорте;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ор­ганизацией питания в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе за производством пищи и напитков, их хранением и реализацией населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных болезней и массовых отравлений;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за орга­низацией питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за во­дными объектами, используемыми для питьевого и хозяйствен­но-бытового водоснабжения, а также за осуществлением эксплуатации систем питьевого водоснабжения населения;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за со­стоянием атмосферного воздуха, почвы по критериям безопасности­ и безвредности для человека;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за усло­виями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, техно­логическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда;

• государственный санитарно-эпидемиологический надзор за про­ведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний и др.;

2) осуществление деятельности по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благо­получия населения в целях охраны его здоровья и среды обитания;

3) организация и осуществление санитарно-карантинного надзора в пунктах пропуска через государственную границу РФ в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опас­ных для населения товаров;

4) государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей;

5) организация проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воз­действием неблагоприятных факторов среды обитания человека;

6) организация и проведение социально-гигиенического мониторинга;

7) организация работы территориальных отделов;

8) координация и контроль деятельности Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» и пр.

Контроль при осуществлении государственного санитарно-эпиде­миологического надзора проводится в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Его проводят должностные лица органов и учреждений, уполномоченные осуществлять данный вид деятельности.

Контрольные мероприятия проводятся как в плановом, так и во внеплановом режиме, при этом их продолжительность не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на месяц.

Плановые проверки соблюдения санитарных норм проводятся не чаще одного раза в два года для каждого объекта. В план мероприятий по контролю включаются название объекта и фамилия с инициалами ответственного должностного лица, которое организует и проводит проверку. План может быть скорректирован в связи с появлением новых объектов или закрытием действующих. Составление плана осуществляется ежегодно.

Перечни объектов, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, составляются на основании сведений, полученных от органов государственной регистрации в каждом муниципальном образовании, и регистрируются в журнале учета.

Плановые контрольные мероприятия проводятся в установленные сроки, независимо от проведения внеплановых проверок. В ходе планового контроля осуществляется комплексная оценка санитарно-технического состояния и санитарного содержания предприятия. Специалисты проверяют соблюдение технологических процессов, производственной и личной гигиены работников, качество поступающего сырья и выпускаемой продукции, а также состояние санитарной документации. Кроме того, анализируется выполнение ранее предложенных мер по улучшению санитарных условий на предприятии и другие важные аспекты.

Внеплановые контрольные мероприятия инициируются по распоряжению главного санитарного врача или его заместителя и проводятся в ответ на такие ситуации, как вспышки пищевого отравления или кишечной инфекции, обращения следственных органов, выявление на объекте опасных для здоровья продуктов и другие серьезные причины.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения, состоящего из констатирующей и распорядительной частей. В конста­тирующей части указываются основания для издания распоряжения: для плановых мероприятий — утвержденный план проверок, для вне­плановых мероприятий — основания, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора». В распорядительной части указываются: номер и дата распоряжения о проведении мероприятий по контролю; должность, фамилия, имя и отчество лица, которому поручается про­ведение проверки, а при комплексной проверке — то же для всех лиц, входящих в состав группы; наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается контроль; цель, задачи и предмет проведения мероприятий по контролю; сроки проведения мероприятий по контролю; подпись главного врача (заместителя), утвердившего распоряжение.

Сроки проведения мероприятий по контролю определяются с уче­том объема предстоящих работ.

При проведении контрольных мероприятий должностные лица сталкиваются с определёнными ограничениями. В частности, они не имеют права проводить плановые проверки, если отсутствуют ответственные сотрудники проверяемых объектов. Также запрещено требовать документы, информацию или образцы продукции, если они не относятся к предмету проверки. Более того, изымать оригиналы документов, касающиеся проверки, также нельзя. Для исследования или экспертизы продукции необходимо оформить акт об отборе образцов, соблюдая установленные нормы по количеству.

По итогам контрольных мероприятий составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В этом акте обязательно фиксируются данные о том, ознакомлены ли представители проверяемой стороны с его содержанием или отказались от ознакомления. К акту прилагаются акты об отборе образцов, протоколы проведённых исследований и экспертиз, а также объяснения работников, ответственных за возможные нарушения обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами проверки.

Дальше интереснее!
Дальше интереснее!