О детском спектакле «Мурли» Московского драматического театра «Сфера». Премьера состоялась 26 декабря 2007
«Сказочная комедия для взрослых и детей» - так называется необычная история кошки, случайно превратившейся в человека. Наевшись каких-то отходов на помойке Института биохимических исследований, кошка Мурли стала миловидной дамой, но это было чисто внешнее превращение. Внутри она осталась кошкой, с кошачьими повадками, кошачьими страхами и кошачьим аппетитом. Оказавшись среди людей, она пытается сама стать человеком, но так и не может решить окончательно, кошка она или человек.
К теме постепенного превращения из животного в настоящего человека обращались многие писатели, от Андерсена до Шварца. Воспользовалась ей и нидерландская сказочница Анни Шмидт, известная и любимая читателями за озорство, тягу к необычайному и добрый, мудрый юмор. В нашей стране она известна как автор серии «Саша и Маша» (в оригинале «Йип и Яннеке») о добром и терпеливом взаимодействии взрослых и детей. Анни Шмидт не понимала, зачем писать для детей скучно и назидательно — и писала ярко и увлекательно. Ее сказки наполнили послевоенный мир добротой и волшебством. Именно так написана ее «Мурли», инсценированная и поставленная Екатериной Еланской — создателем театра «Сфера» и режиссером, тоже не понимавшей, зачем детям скучный театр. В результате получился яркий, искристый спектакль, наполненный светом, радостью и необычными приключениями.
Именно так, ненавязчиво, не в лоб, рассказывает театр сказочную историю о том, как трудно стать настоящим человеком. Как нелегко победить в себе зверя. Научиться любить и жалеть. За внешним блеском и шутливой интонацией кроются важные вопросы становления личности, ведь людьми в настоящем понимании этого слова нужно стать не только Мурли, но и горожанам. Все герои этой необыкновенной истории должны стать — и становятся - человечнее, правдивее, смелее, свободнее и, в итоге, - счастливее.
Атмосфера всеобщего счастья нарастает у нас на глазах — этому способствует блистательная постановка Екатерины Еланской, искрящаяся задором, юмором, теплом и добротой. Пространство театра, где публика и актеры вовлечены в общее сценическое действие благодаря сферическому залу со сценой внутри, на которой и вокруг которой идет спектакль, создает необычный эффект. Зритель словно оказывается в эпицентре сказки, внутри декораций, чистого, звонкого света, ярких переживаний и виртуозного движения: кошки прыгают чуть ли не через зал, и делают это с подлинным изяществом, кошачьей грацией и человеческим артистизмом.
Изящество, грация, артистический огонь поддерживают сияние искристой комедии, зажженной Екатериной Еланской и по сей день сияющий зрителям. Сценическая интонация идет по нарастающей, к концу второго действия уже весь зрительный зал буквально увешан кошками и котами, окружающими людей и Мурли плотным мяукающим кольцом. Действие доходит до эмоциональной кульминации, за которой следует грустная лирическая тема, завершающаяся светлой мелодией счастья, к которому приходят главные герои.
Зрителя ждут интереснейшие актерские работы, играющие на стыке кошачьей природы и человеческой психологии: неунывающая свободолюбивая Помоечница (солнечная Виктория Захарова), брутальный Бензина (темпераментный Даниил Толстых), изысканный Парфюм (экстравагантный Павел Степанов), задиристая Рыжая сестра (зажигательная Нелли Шмелева), восторженная Промокашка (Мария Аврамкова) создают целую галерею образов кошек и котов, так похожих на людей. Бесподобное чувство юмора и глубокое детское начало позволяет большим трагическим актерам играть с комедийной легкостью: изящный Павел Гребенников (психиатр и г-н Фан-Дам), искристая Екатерина Тонгур (г-жа Фан-Дам), грациозный Василий Куприянов (редактор) наполнены юмором по отношению к себе и своим персонажам.
Главный дуэт — Елена Елова (Мурли) и Сергей Загорельский (Тиббе) создают на сцене образы, исполненные неподдельной чистоты и большого чувства, что позволяет актерам не впасть в прямолинейность и назидательность «голубых персонажей». Первозданная наивность Мурли великолепно сочетается с живостью и искренностью Тиббе, постепенно открывающих друг другу сердца.
Весь спектакль наполнен любовью: она лучится в глазах главных героев, она живет в отношениях кошек и кошачье-человеческой солидарности, которая побеждает. Любовь светится в мартовской кошачьей песне, которую неожиданно перенимает Психиатр, трогательно пытающийся найти общий язык со странной пациенткой. Любовь растворяется широкой волной в мартовской мелодии влюбленных в жизнь кошек, разливается лучами солнечного света большого, горячего чувства, объединяющего кошек с людьми, актеров со зрителями, взрослых с детьми в единую счастливую общность, имя которой — Детство...