Всем привет! Рассказы об уже построенных моделях близятся к концу, скоро придется внедрять другие форматы, но сегодня статья об очередном экземпляре моей коллекции.
Бывают корабли с долгой службой и интересной судьбой, как например крейсер "Аврора", бывают корабли огромные, вобравшие в себя кучу современных технологий, но погибшие совсем быстро, как например "Синано" (а вы про "Титаник" подумали?))), а бывают и незаметные труженики, о которых известно только благодаря тому, что какой-нибудь проектировщик раскопал комплект чертежей. И сегодня рассказ как раз о таком - пограничном катере "Partizanas".
Итак, Первая мировая довольно сильно перекроила карту Европы. Довольно много осколков павших империй стали отдельными государствами. Так на карте появился ныне "грозный член НАТО", а тогда чудом получившая независимость Литва. А основа государства - это нерушимость его границ. А границы у нее морские тоже имелись, но прямо совсем немного. Всего километров 10 наверное судя по карте. Но уже в 1923 в соседнем Клайпедском крае (бывшей части Восточной Пруссии) вспыхнуло пролитовское восстание. Организатором стали конечно литовские власти. Регион не имел твердой власти и находился во временном управлении Франции.
По идее, Клайпеда (она же Мемель) могла остаться свободным городом, как в средние века Данциг, но Литве очень хотелось присоединить эти земли к себе. При этом отдавать Вильнюс такой же новорожденной Польше взамен Клайпеды не хотелось (британцы предлагали таким образом закрыть польско-литовские территориальные споры) . Поэтому Литва, через живших на территории Клайпедского края литовцев, тайно начала организацию восстания. В январе границу пересекли 1090 человек вооруженных винтовками а также имевшие 21 ручной пулемёт, 4 мотоцикла, 3 машины, 63 коня. Край оборонял французский полк из примерно 250 человек и немецкая полиция. Когда повстанцы подошли к самому Мемелю французский администратор Петинье сдаться отказался. В составе сил сопротивления восстанию участвовали около 300 немецких добровольцев. В итоге за один день боев погибло 12 восставших и 2 француза плюс один немец. Бои завершились 16 января. Поскольку, якобы сами жители Клайпеды "просились" в Литву. Так Литва "прорубила" окно на выход в Балтийское море. Кстати, немцы не возражали против присоединения Клайпеды к Литве, потому что....они считали что у этих микрозахватчиков уже лет через десять отобьют ее назад. Микровойна в которой край вернулся бы в состав Германии, не стала б поводом большой напряженности. Если б Клайпеда досталась Польше, то все было бы намного сложнее. И страна больше и поддержка Франции куда мощнее.
Как бы то ни было, получив порт, литовцам надо было думать как бороться с контрабандистами. На момент создания береговой охраны, в ее состав входили две, еле держащиеся на воде посудины "Savanoris" и "Lietuvaite".
Но и так незначительный ресурс этих старых корабликов быстро изнашивался и, при первой же возможности, Литва заказала новые современные катера отечественной верфи Memel-Lindenau & Cie. Это произошло в 1932 году. Среди них был и большой катер, получивший №65. Собственно, номер был 65 поскольку водоизмещение было 65 тонн имел стальной корпус с полубаком. Размеры построенного катера были 21,5x4,5x1,3 м; В качестве двигателя выбрали дизель производства фирмы "Deutz Humbolt, мощностью 200 л.с. Схема энергетической установки одновальная. Максимальная скорость 18 узлов.
Катер был оснащен всем необходимым для несения длительных дежурств в море. Конструкция с полубаком помогала уверенней чувствовать себя в неспокойном море, наличие центрального отопления, позволяло выходить на задания в любую погоду. На борту были следующие отсеки и помещения: цепной ящик; жилое помещение для команды, кают-компания, камбуз, гальюн, рулевая рубка, машинное отделение. Экипаж 13-14 человек. Вооружение, кстати, было довольно мощным - 57 мм орудие, 2 пулемета "Максим" и 20-мм пушка "Эрликон". Катер вступил в строй 5 мая 1933 года. Катер сразу приступил к борьбе с расплодившимися контрабандистами. Иногда те оказывали ожесточенное сопротивление. Но и катер не раз выходил победителем в этой борьбе. Так, например им был пойман небольшой кораблик "Willy", а на затонувшем "Polo" (который подняли моряки "Partizanas") были обращены в доход государства 2135 литров спирта. В 1937 году катер радиофицировали.
Как известно уже в 1939 году, перед самым началом Второй Мировой, немцы снова забрали Клайпеду себе. Германия, просто невежливо предъявила ультиматум и литовцам ничего не оставалось как признать правоту немцев на этот регион и убираться восвояси. Пришлось литовским пограничникам перебраться на новую базу в Швентойи. Ну а там уже и "добровольное" вступление в СССР.
Кстати, наши грамотно использовали вооружение и технику получаемые в качестве приданного в Прибалтийских республиках. Разумеется такой неплохо вооруженный и имеющие все человеческие удобства катер тоже пришелся ко двору. Он стал «СПК «К-276» («Партизан»). По мнению А.Гайдука, первым и последним командиром катера в Советском ВМФ был лейтенант Виктор Андреевич Гриб. Вторым советским офицером-пограничником, входившим в состав экипажа этого катера, являлся младший воентехник Ермолай Степанович Полгородник. С началом войны, "Партизан", который входил в состав сил охраны водного района и в основном...простаивал в своей базе в Кердле на моонзундском острове Даго. В принципе, помочь отступающим нашим войскам он не мог, а днем стал бы легкой добычей фашистских стервятников. Сторожевик несколько раз ходил в разведку к соседним островам, например к Вормсу. Но вскоре, в октябре, начались бои за Даго. Было решено отправить тяжелораненных бойцов на катере "Партизан" на остров Осмуссаар (Оденсхольм), который к тому времени был еще под контролем советских войск, а оттуда – на полуостров Ханко. В 03.30 сторожевой катер отчалил от пристани Лехтма. Но до места катер не дошел и долгое время судьба его была неясна. Но исследования К. Стрельбицкого все же пролили свет на судьбу "Партизана". Так он нашел докладную коменданта о. Осмуссар, капитана Е. Вержбицкого на имя командира базы Ханко С.И Кабанова где есть и такая фраза: «...брать на себя вину за … неисправные моторы «Партизана» … я не могу и не должен» и «Отвечать за характер рельефа дна и систему расположения камней, рифов и мелей тоже не могу». Так же в журнале боевых действий КБФ от 15 октября есть такая запись: «Катер СУС сел на мель у острова Оденсхольм, при снятии его сел на мель катер с острова Оденсхольм, оба разбиты, команды спасены» Из этого можно сделать вывод, что "Партизан" задачу выполнил. Раненые, хоть и с потерей катера, но на Оденсхольм попали. При этом вероятнее всего вышел из строя двигатель, а, как мы помним, энергетическая установка была одновальной. Это значит, что при поломке дизеля, катер несет как щепку по воле волн...Так погиб невзрачный пограничник, послуживший в охране границ двух стран.
Являясь поклонником "москитного флота", то есть небольших кораблей, мне как-то на глаза попался неказистый на вид журнальчик от W.M.C. (литовского издателя бумажных моделей).
Как видим, сложность минимальная. Цена за издание тоже была копеечной. Ну я и подумал самоуверенно, что за месяц соберу. Модель в журнале дает возможность собрать только литовский вариант. Я забыл упомянуть, что при вхождении в ВМФ СССР его перевооружили по советским образцам. Стал я читать на форумах, искать сборки катера другими моделистами. Понял, что у автора модели это первая разработка морской тематики. Модель не так проста как кажется. Но журнал уже был у меня и я приступил к сборке. Сейчас могу сказать что несмотря на простоту, это самая сложная модель из бумаги что я собирал. Некоторые недочеты разработки наложились на отсутствие у меня должного опыта, в итоге собирал я катер порядка 4,5 месяцев! Сколько раз мне хотелось отложить сборку или пустить его в речку! Но постепенно я двигался вперед и в итоге он теперь стоит в футляре на полке. Ну и пожалуй этой моделью, заканчиваю цикл о уже собранных моделях. Оставшиеся неопубликованные, относятся к периоду творчества на заре возвращения в современный моделизм и поэтому могут быть опубликованы только если я захочу начать цикл статей "Так делать не надо")))Ну буду пополнять блог по мере окончания строек (уже почти закончен Т-26 от "Звезды"), делать обзоры на те наборы, что я могу потрогать руками дома ну и конечно вести освещение строек.
Ну а что касается "Партизанас", то получился он вот так (листайте галерею). Спасибо за внимание и до новых встреч!