Найти в Дзене

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЁНКА, КОГДА БЫТЬ «королем» — НОРМА?

Ярослава Рындина в своей книге «Садись, 5» (очень советую всем взрослым эту книгу) дала определение самооценке вот так:

Самооценка — нечто, живущее отдельно от человека, ведущее самостоятельную, чаще всего злоумышленную и коварную деятельность по ухудшению жизни своего обладателя. Говорят, что где-то есть те, кому повезло — им досталась высокая самооценка, но тут уж как с родителями: выбрать не получится, придется понять и принять.

Ребенок рождается без представлений о чем-либо, он умеет лишь ощущать и чувствовать.

Навык делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи появляется у ребенка гораздо позже, чем начинает формироваться его самооценка, а у некоторых этот навык, кстати, вообще не появляется до старости. Неоценимый вклад в формирование самооценки каждого из нас, разумеется, вносят родители, воспитатели, учителя, другие значимые взрослые да и сверстники со временем подключаются и подбрасывают свои дровишки в костер сгорающей врожденной детской уверенности в себе.

Очень много зависит от самооценки!

Если у дошкольника завышенная самооценка, это норма. В пять лет ребенок не только может, но и должен ощущать себя «королем». Однако к школьному возрасту важно, чтобы самооценка была не заниженной, не завышенной, а именно адекватной.

Что значит адекватная самооценка:

  1. У ребенка развита критичность к себе и окружающим;
  2. Он умеет выделять свои сильные и слабые стороны. Например, танцую я очень хорошо, а вот читаю средне;
  3. Его самооценка устойчива. То есть одно замечание или неприятная ситуация не должны вызывать апатию и разрушать его мир.

Что мы, как родители, можем сделать для формирования здоровой, адекватной самооценки ребенка:

  1. Правильная похвала. Хвалить нужно за действия. Не оценочно и беспричинно говорить «ты лучше все», «молодец и умница», а за конкретное приложенное усилие и результат.
  2. При этом важно сравнивать ребенка с самим собой вчера. Нужно фокусировать внимание на том, что прилагая усилия, ребенок с каждым днем делает шаг вперед и становится все успешнее. Но не сравнивать его с другими детьми как в плюс, так и в минус. И тем более не сравнивать с недостижимым идеалом!
  3. «Я — МОГУ!» Важно развивать компетентность. То есть учить самостоятельности. Самое главное, что придает уверенности в себе, — не похвала, а осознание, что «Я — МОГУ!». Для этого крайне важно вовремя обучать ребенка всем навыкам самообслуживания: учите готовить, делегируйте ему домашние обязанности. Последнее особенно играет ключевую роль в формировании личности, ребёнок должен понимать, что есть обязанности и уметь нести за них ответственность. Посильную в каждом возрасте. А в более старшем возрасте будут полезны походы, «лагеря выживания».
  4. Важно обеспечить ребенку успешность. Часто альтернативную. Например, когда ребенок не очень успешен в школе, необходимо отдать его в кружки с фокусом на его увлечения и сильные стороны, чтобы обеспечить ситуации успеха.
  5. Показывайте нужность ребенка семье. Ребенок должен знать и чувствовать, что он вносит важный вклад в семью. Например, моет посуду, убирает в комнате, сходил в магазин, помог накрыть на стол. Не «уберегайте» детей от деятельности и обязанностей, не делайте все за них, развивая пассивное отношение. Это может сильно аукнутся в подростковом возрасте, когда ребенок будет искренне не понимать, что от него требуется, а родитель будет не понимать, почему ребёнок не понимает. Каламбур, но несмешно.

И, конечно же, крайне важны здоровая атмосфера в семье, поддержка родителей и безусловная любовь. Это является неотъемлемой базой формирования здоровой самооценки детей. 

Если информация была для вас актуальной и полезной, обязательно подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, где вы открыто можете задать вопрос о воспитании и развитии ребёнка, и я с удовольствием отвечу или поделиться своей историей.

Меня зовут Яна Александровна Шмидт, я детский нейропсихолог и педагог высшей категории, психолог-консультант в сфере клинико-психологической диагностики и психотерапии.