Эль Греко (1541-1614) — мастер испанской живописи. Грек по происхождению, он обычно подписывал картины своим полным именем — Доменикос Теотокопулос.
Эль Греко (“грек”) черпал своё вдохновение в основном из расцветающего итальянского и испанского ренессанса. Индивидуальный стиль быстро вывел его за рамки любой традиционной школы. Он очень заинтересовался движением "новый маньеризм", группой, которая отвергала простое подражание природе в искусстве и вместо этого стремилась выразить глубинные психологические стороны произведения.
На картине "Святая Троица", изображён Бог Отец, держащий на руках умирающего Христа. Они парят среди небесных облаков, а над их головами - голубь Святого Духа. Их окружают шесть ангелов в разноцветных одеждах, а за их спинами сияет яркий золотой свет, исходящий сверху.
В работе присутствуют уникальные черты, которые определили творчество Эль Греко и составили его фирменный язык. Историк искусства Кит Кристиансен утверждает:
"Он создал вытянутые, извилистые формы, радикальный ракурс и нереальные цвета основой своего искусства".
Яркое и выразительное использование цвета в одеяниях, переплетении тел, удлинённость фигур, особенно в теле Христа. Особую интерпретацию можно найти в используемых цветах, где мрачные облака символизируют смерть, а золотые лучи над ними символизируют вечное.
Этот портрет дворянина или рыцаря в возрасте около 30 лет, имя которого неизвестно. Он одет в традиционную испанскую одежду и держит в одной руке меч, а другую прижимает к сердцу.
Изображение обладает особыми технически точными чертами, такими как борода, в сочетании со стилизованными элементами, такими как удлинённые пальцы и торс. Приглушённые тёмные тона очень контрастируют с белым цветом. Эффектное использование контраста и света значительно усиливает эмоциональную и психологическую глубину портрета, который ссчитается одним из самых известных.
Эль Греко с его способностью трансформировать реальность, чтобы показать внутреннее ви́дение или внутренний мир, можно рассматривать как предшественника современного искусства.
Это большое полотно, шириной три с половиной метра и высотой почти пять метров, считается величайшим шедевром Эль Греко и ярким примером маньеризма.
"Погребение графа Оргаса" — популярная в Толедо легенда о благочестивом и милосердном человеке, который после своей смерти оставил церкви крупную сумму, а затем был похоронен и отправлен на небеса святым Стефаном и святым Августином.
В нижней части картины изображена сцена похорон: граф окружён двумя святыми, за ними следуют знатные люди и священнослужители в одежде 16-го века. Эта сцена контрастирует с царством на небесах, включающим Марию, Христа, Бога Отца, Иоанна Крестителя и ангелов.
Все наблюдают за происходящим, они изображены более органично и свободно, чтобы представить неосязаемость и нематериальность духа. Говорят, что мальчик слева — Хорхе Мануэль, сын художника.
Одна из возможных интерпретаций картины заключается в сопоставлении двух миров: физического мира земли и духовного мира небес. Земля изображена в обычном масштабе с более пропорциональными фигурами, в то время как небо состоит из клубящихся облаков и абстрактных форм, придающих фигурам более неосязаемый характер.
Другую интерпретацию предлагает историк искусства, доктор Вайда Халл. По её мнению, аморфный характер и удлинённость тел — всё это создаёт ощущение глубокой потусторонности, поскольку именно душа графа возносится на небеса.
Картина изображает Марию и младенца Иисуса, восседающих на небесах, в сопровождении святой Агнессы, держащей ягнёнка, и святой Мартины. Фигуры доминируют на большей части этой масштабной картины, переплетаясь друг с другом сложным взаимозависимым образом.
Эта работа является примером его глубоко экспрессивной натуры и стилизованного подхода к форме. В ней широко используется яркая цветовая гамма, которая также характерна для картин Эль Греко: плащи ангелов и Марии выполнены в тёмно-красных, синих и жёлтых тонах. Для Эль Греко использование цвета считалось фундаментальной особенностью каждой картины, гораздо большей, чем форма, и он считал это чрезвычайно сложным вопросом, утверждая, что считает имитацию цвета "величайшей трудностью искусства".
Основополагающим посланием этой картины является изображение духовной сферы как реального присутствия в мире.
На картине изображён вид на город Толедо, где Эль Греко прожил бо́льшую часть своей жизни. Пейзаж написан в драматической манере, с яркой растительностью на переднем плане и бурлящими облаками на заднем плане, которые предвещают бурю. Город изображён в серых тонах, поскольку он расположен на вершине естественных холмов, спускающихся к римскому мосту Алькантара.
Эль Греко придумал эту сцену, чтобы передать желаемые эмоции. Замок Сан-Сервандо расположен правильно, все остальные здания созданы его воображением. Это изображение неба является одним из самых известных в западном искусстве, и это единственный сохранившийся образец пейзажей Эль Греко.
В картине изображён экстаз святого Франциска, популярный сюжет в классическом искусстве. На ней изображена сцена из легендарной жизни святого Франциска Ассизского, итальянского святого XII века, который за два года до своей смерти в 1224 году отправился в путешествие на гору Ла-Верна, чтобы сорок дней поститься и молиться. Однажды утром во время молитвы, он впал в религиозный экстаз и получил стигматы (знаки Христа на своём теле, когда он был пригвожден к кресту) от ангела или серафима.
На картине Эль Греко изображён святой Франциск именно в этот момент, с лицом, полным эмоций преданности, боли и покорности. Перед святым изображён череп, который обычно ассоциируется со святым и является символом смертности.
Эль Греко использует свой обычный свет, красочные изображения и создаёт общую тёмную и мрачную атмосферу, чтобы воссоздать болезненные и драматические переживания святого.
На этой картине изображён Христос, держащийся одной рукой за глобус, а другой указывающий на небеса. Белый свет исходит либо из-за его спины, либо изнутри, образуя ореол на чёрном фоне. Она написана в фирменном плавном стиле Эль Греко и обладает глубокой эстетической и психологической силой, главным образом благодаря напряжённому взгляду глаз Христа, которые проникают глубоко в душу зрителя. Яркий красный цвет одеяния сильно контрастирует с приглушёнными и мрачными цветами, использованными в остальной части картины. Удлинённые пальцы и туловище придают картине сказочный вид, одновременно реальный и глубоко неземной, словно Христос принадлежит обоим мирам.
На картине изображён миф о Лаокооне, троянском жреце, который, согласно легенде, предупредил местных жителей о троянском коне, а также осквернил храм Бога. В результате гигантские змеи, посланные разгневанными богами, убили его и двух его сыновей, Антифанта и Тимбрея. Все трое изображены на переднем плане. Справа один из сыновей, лежащий на земле, кажется уже мёртвым, в то время как Лаокоон и его второй сын борются за свои жизни. На заднем плане изображён троянский конь и город, окружённый деревьями в насыщенных синих и зелёных тонах. Эти яркие краски жизни сильно контрастируют с приглушённой серой палитрой, используемой для изображений фигур, символизирующих смерть. Две фигуры, стоя́щие справа, предположительно, являются Аполлоном и Артемидой, которые наблюдают за разворачивающейся драмой. Основное толкование, которое можно сделать, вытекает из самого мифа о том, что человек бессилен и безнадёжен в царстве Божественного и должен подчиниться своей неизбежной судьбе.
Эта работа считается одной из лучших поздних работ Эль Греко.
Это большое полотно считается ещё одним шедевром Эль Греко. На ней изображён отрывок из библии, Откровение Иоанна Богослова (6:9-11), в котором описывается снятие Пятой печати в конце времён и раздача белых одежд "тем, кто был убит за дело Божье и за свидетельство, которое они несли".
На переднем плане мы видим вытянутую фигуру святого Иоанна, стоя́щего на коленях с широко распростёртыми руками и молящего Всевышнего. Позади него изображена группа обнажённых фигур, которые тянутся к небесам за своими одеждами, одни из которых белые, а другие цветные. Это души мучеников, которые взывали к Богу о справедливости.
Эль Греко умер до того, как смог завершить картину, и говорят, что у картины отсутствовала верхняя часть, которая, как полагают, была уничтожена в 1880 году. Ходят слухи, что на недостающей части, возможно, был изображён Агнец, снимающий Пятую печать.
Искусствовед Джонатан Джонс утверждает, что Эль Греко "говорил мессианским языком религиозного обновления". Это обновление через веру, по сути, является одним из главных мотивов Эль Греко и основным посылом, лежащим в основе этой работы, которая подчёркивает важность спасения и защиты добрых душ.
Эль Греко считается одной из ведущих фигур испанского Возрождения. Хотя в то время из-за его чрезвычайно индивидуалистического экспрессивного стиля его творчество воспринималось с большой неохотой и недоумением, сейчас он считается одним из "избранных членов современного пантеона великих художников", как утверждает искусствовед Кит Кристиансен, и считается настоящим художником-провидцем, который значительно опередил своё время.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники:
1. "Эль Греко: Жизнь и творчество — новая история" Автор: Фернандо Мариас
2. :Эль Греко и модернизм" Автор: Майкл Шольц-Гензель
3. Википедия — фото картин