Бронеавтомобиль Ocelot был создан для замены, как оказалось, не годному к условиям боевых действий Land Rover Snatch. Новая машина получила улучшенное бронирование, повышенную проходимость и огромный запас по надёжности, которого не доставало Land Rover.
История создания
Опыт боевых действий в Афганистане продемонстрировал откровенную слабость бронеавтомобилей Land Rover Snatch к опасностям военных действий. Защита от стрелкового оружия посредственная, защита от взрывных устройств, чаще всего самодельных, и вовсе никакая. Военным понадобился новый компактный (по армейским меркам) бронеавтомобиль, способный защитить экипаж от различных угроз военного времени. Разумеется, полной защиты от всего требовать было невозможно – этого нельзя получить даже от самых современных танков, но исходя из требуемых задач, что-то сделать конструкторы могли.
Конструкторов «озадачили» новой машиной в 2003 году – практически сразу после начала Иракской и Афганской кампаний британской армии. Уже тогда военному руководству стало понятно, что воевать придётся не с привычной регулярной армией, а с партизанскими отрядами, которые сложно вычислить, сложно уничтожить и практически невозможно предугадать их следующее действие. Именно поэтому выживаемость разведывательных и патрульных групп стала одним из важнейших факторов обеспечения безопасности присутствия войск в регионе.
За разработку новой машины засели сразу две команды – от Ricardo PLC и Force Protection Europe. Основными требованиями военных была проходимость на уровне Humvee, массой до 7 тонн, а также противоминная защита от подрыва фугасных взрывных устройств массой до 14 кг в тротиловом эквиваленте. Особенно следовало учесть распределение взрывной волны – в некоторых случаях бронеавтомобили HMMWV массой до 4,6 тонн, от взрыва «подпрыгивали» на несколько метров. Виной тому, как выяснилось, было плоское днище автомобилей – в ходе работ выяснилось, что установка V-образного отражателя существенно снизит воздействие ударной волны на автомобиль.
От общей концепции к детальным чертежам перешли в 2008 году – и здесь хочется акцентировать внимание читателей на команде разработчиков. В неё входили бывший главный инженер раллийной команды Mitsubishi WRC Роланд Джейкоб-Ллойд, а также бывший главный конструктор болидов «Формула-1» от McLaren Майкл Кахлан. Немалое влияние на проект оказал Грэм Рамбол, руководитель проекта от компании Ricardo. Помимо них, активное участие в проекте принимали инженеры из BMW и Jaguar, а также эксперты из числа военных, участвовавших в реальных боевых действиях в Ираке и Афганистане. Благодаря этому, уже в конце 2009 года военным был представлен первый прототип боевой машины.
Описание конструкции
Самое интересное в конструкции бронеавтомобиля – это то, что он сделан полностью с нуля, а также «умеет» в легкодоступный ремонт благодаря полностью съёмному кузову.
Корпус
Корпус бронеавтомобиля собран по модульной технологии – каждый из его компонентов достаточно легко демонтируется и заменяется при необходимости. Форма корпуса – стандартная, коробчатая. Разделение автомобиля на отсеки устроено также по классической схеме – двигатель и пост управления расположены в передней части, в средней части корпуса расположено десантного отделения, а в кормовом – полки для крепления противоминной радиоэлектронной аппаратуры. Посадка и высадка десанта происходит через дверь в кормовой части машины, либо через два люка на крыше боевой машины. Командир машины имеет свою дверь с правой стороны автомобиля, а также люк на крыше. Водитель собственной двери не имеет, и он может попасть на своё рабочее либо через дверь в корме, либо через дверь командира.
При этом экипаж и десант находятся в защитной капсуле, которая и обеспечивает им высокий уровень защищённости. Сами пластины, из которых собирается корпус машины, изготовлены из композитной алюминиевой брони, достаточно тонких, чтобы обеспечить некоторый уровень защиты, не особо утяжеляя машину. Однако капсула, в которой размещался экипаж, производилась из стали. Пол капсулы – идеально ровный, а под ним уже располагаются элементы ходовой части и трансмиссии. Снизу элементы трансмиссии прикрыты V-образным защитным модулем, предназначенным для отвода взрывной волны и осколков в стороны от боевой машины.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки в бронеавтомобиле используется двигатель Steyr M16 – шестицилиндровый турбодизельный двигатель мощностью в 210 лошадиных сил при 2000 оборотов. Охлаждение двигателя – жидкостное. M16 хорошо показал себя при температурах воздуха от -32 до +49 градусов Цельсия. Соответственно, их использование допустимо не только на территории Великобритании, но и практически на всей площади Евразии и даже в условиях до-экваториальной Африки.
Коробка передач – автоматическая, шестиступенчатая ZF 6HP28X. В ней используется зубчатый механизм Лепеллетье в связи с эпициклическим редуктором, что обеспечивает большее передаточное число при значительно меньшем количестве компонентов. То есть, фактически, эта трансмиссия была значительно легче в сравнении с пятиступенчатыми агрегатами ZF, при этом выдаёт больший диапазон скоростей.
Шасси, пожалуй, самая интересная часть ходовой части – оно устроено по принципу «скейтборд» — это плоская платформа, на которой размещались силовая установка, трансмиссия, элементы рулевого управления, дифференциалы, топливные баки и элементы крепления независимой подвески. И всё это «прячется» в V-образный внешний корпус, к которому крепится кузов боевой машины. Именно такая конструкция и обеспечивает «Оцелоту» быстрое преобразование в грузовую, санитарную машину. Для этого нужно просто снять кузов и установить нужный – вся операция может быть произведена в полевых мастерских за пятнадцать-двадцать минут.
Шасси «Оцелота» можно с уверенностью назвать бессмертным – оно необычайно надёжное (по заверениям компании. В компании, кстати, обещали даже такой вариант работы – если взрывом оторвёт колесо (или его прострелят, проколется по дороге и т.д.), то машина вполне способна двигаться на трёх колёсах. Не могу сказать, насколько это правда, ибо не видел ни одного отчёта, подтверждающего эту возможность.
Заключение
«Оцелот» - машина в войсках достаточно новая (их начали поставлять мелкими партиями, если не ошибаюсь, в 2015 году) и на данный момент опыта боевого применения (не считая нескольких прототипов, которые были отправлены в Афганистан), нет. Но прототип – он на то и прототип, чтобы не всегда соответствовать машине, которая будет производиться в финале. А пока – подождём, возможно опыт применения «Оцелотов» в армиях Великобритании и Канады (куда их тоже предлагали) будет опубликован.
Данной публикацией завершается цикл статей по британской бронетехнике. В скором времени начнётся, как я и обещал, цикл публикаций "Броня России".
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!