В 2006 году высшее военное руководство Великобритании разместило заказ на создание колёсной боевой машины повышенной проходимости, созданной для разведывательных мероприятий. Так началась история БРДМ Supacat Jackal MWMIK и её производных.
История создания
Корни использования относительно малогабаритных колёсных машин в военных целях (в Королевской армии) уходят в 30-е года ХХ века. В те годы, стоявшие на вооружении бронеавтомобили неоспоримо считались «королями диверсий» - тот же самый Humber Scout мог совершать глубокие рейды в тыл противника, разрушая работу логистических цепочек, военной инфраструктуры, а порой и устраивать полномасштабные диверсии.
Не отказались от подобных методов ведения войны и в наше время – по крайней мере, британские военные могли совершать нечто подобное, «оседлав» стоявшие на вооружении автомобили повышенной проходимости Land Rover Wolf WMIK или Snatch. Но беда этих автомобилей была в том, что они не могли оказать огневую поддержку бойцам, находившимся в нём. Да и тонкие борта, по сути, гражданских автомобилей не могли гарантировать хоть какой-то защиты бойцам внутри.
Глядя на это, а также на потери, которые несут сухопутные войска из-за отсутствия полноценной БРДМ в армии, военное руководство и озадачилось поиском подрядчиков для постройки универсальной машины, способной выполнять целый ряд дополнительных задач - транспортировку провизии и боеприпасов, осуществление разведывательно-дозорных и диверсионных мероприятий, охрана локальных объектов от возможного нападения вражеских диверсантов и т.д.
Формируя требования к новой машине, Министерство обороны Великобритании отдельно указывало, что нужна лёгкая патрульная машина, маневренная, хорошо вооружённая и достаточно подвижная. Это ещё раз подводит к мысли, что одними патрульными операциями служба машины ограничиваться не будет. Помимо этого, требовалось создать машину с отличной проходимостью – учитывая, что машина нужна была в разгар военной операции коалиции НАТО в Афганистане, есть мнение, что внедорожным качествам машины должно было уделяться немало внимания.
Производство боевых машин поручили компании Supacat – известному в некоторых кругах производителю армейской и сопутствующей техники. Это не первый раз, когда правительство заказывает военную технику у частных компаний – в Великобритании такое положение дел считается нормой и по сей день. Всего было заказано 550 бронеавтомобилей, часть из которых была направлена для прохождения службы в Афганистан (операция «Херрик»).
Описание конструкции
Бронеавтомобиль был построен на базе шасси ранее производимого транспортного автомобиля повышенной проходимости HMT 400 (колёсная база 4х4), созданном ранее компанией Supacat (ныне производством этой модели занимается компания Lockheed-Martin). Изменений в конструкции было немного, но всё же были.
Корпус
Корпус открытого типа, в целом, особым изменениям не подвергался – за исключением применяемых в его постройке материалов. В «боевом» варианте корпус машины был собран из листов композитной алюминиевой брони – фактически он представляет собой пикап с открытой (!) кабиной, что несколько ограничивает его применение в боевых операциях. В кузове может расположиться до четырёх человек десанта, а также полезный груз (ограниченный объёмом кузова и мощностью амортизаторов) до двух тонн.
Открытой кабину оставили не зря – конструкторы считали, что такая компоновка корпуса улучшает обзор экипажу, а также позволяет при необходимости покинуть машину в кратчайшие сроки. А для того, чтобы передвигаться на такой машине было «веселее», командиру машины вручили дополнительное вооружение, исключавшее установку щитка. Хотя как раз-таки щиток там был необходим.
Толщина брони и применяемый её тип находятся под грифом «секретно». Однако известно, что борта, носовая часть и днище машины полностью бронировано. И если носу рациональные углы бронирования были просто необходимы, то днище бронировали специально против размещённых на пути взрывных устройств. С этой целью днищу изначально придавали V-образную форму для отражения поражающих элементов и взрывной волны.
Вооружение
Штатным вооружением для «Шакала» было два пулемёта – 12,7 мм пулемёт Browning M2HB, установленный в средней части корпуса на кольцевом лафете, а также 7,62-мм пулемёт GPMG, устанавливаемый в носовой части машины. 12,7 мм пулемёт предназначен для борьбы с лёгкой бронированной техникой противника, а также для борьбы с лёгкими укреплениями. Насколько я знаю, при помощи этих пулемётов «останавливали» автомобили талибов, а также «работали» по глинобитным домам, если они оказывались занятыми противником.
Курсовой пулемёт калибра 7,62-мм предназначался для «расчистки» пути, в том числе и от живой силы противника. Если удавалось заранее заметить подготовленный на дороге «сюрприз» (такое бывает очень редко, можно сказать, в исключительных случаях), его можно было попробовать подорвать при помощи пары очередей. Разумеется, если это не имело эффекта, в дело вступали сапёры.
В некоторых случаях на место крупнокалиберного пулемёта устанавливали автоматический 40-мм гранатомёт Heckler & Koch GMG (или же L134A1 по британской классификации). В таких случаях гранатомёт снаряжается осколочными снарядами и «работают» ими либо по скоплению войск противника, либо по его лёгким укреплениям и зданиям.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки конструкторы выбрали 5,9-литровый дизельный двигатель Cummins ISBe Euro3 мощностью в 185 лошадиных сил. Работающий в паре с трансмиссией Allison, он позволяет машине разгоняться до 130 км/ч по ровному и твёрдому грунту, а по пересечённой местности – до 80 км/ч. Коробка передач – автоматическая, пятискоростная.
Ходовая часть основана на независимых двойных поперечных рычагах, соединённых с пневматическими рессорами и двумя внешними дополнительными амортизаторами (применительно к каждому колесу). Пневматические рессоры обеспечивают регулируемый клиренс до 380 мм, что заметно сказывается на проходимости автомобиля по пересечённой местности. Двигается бронемашина на шинах run-flat, литых резиносплавных бандажах, защищённых от проколов на дороге.
Модификации
На основе анализа опыта боевого применения «Шакалов» в Афганистане, была разработана модификация «Шакал-2», отличавшаяся увеличенным до четырёх человек экипажем, смещённым ближе к носу основным оружейным постом (для обеспечения кругового обстрела), а также усиленным бронированием днища. Также новая машина получила новый двигатель, что усилило динамические характеристики машины. Новая машина была представлена как пакет модернизации для «Шакала», и на сегодня известно, что на 2010 год Министерство обороны заказали, в общей сложности, доработку 240 машин из тех, что были заказаны ранее. Насколько я знаю, заказ был выполнен и модифицированные машины «Шакал-2» стоят в качестве резервного вооружения на армейских складах.
Ещё одной модификацией «Шакала» можно назвать бронированный транспортёр средней грузоподъёмности – колёсного наследника некогда существовавших Universal Carrier. Это машина, созданная на шасси с формулой привода 6х6, способная перевозить до 4 тонн груза и вооруженная одним пулемётом калибра 7,62 мм. Грузовая версия получила собственное имя «Койот» и построена на базе модернизированного «Шакал-2», что позволяет давать несколько более смелые прогнозы относительно их дальнейшего применения в войсках. Всего их было выпущено около сотни единиц, и они также находятся на резервных складах Королевской армии.
Боевое применение
Боевой дебют «Шакала» состоялся 8 апреля 2008 года в рядах 16-й воздушно-штурмовой бригады сухопутных войск и 3-й бригады коммандос морской пехоты Великобритании. Эти подразделения были задействованы в рамках операции «Херрик» (часть военных мероприятий, возложенных на Великобританию, как члена НАТО, во время операции против талибов в Афганистане). За всё время службы автомобиль получал относительно высокие оценки военных, и даже получил высокую оценку защитных качеств корпуса. Однако за один год (с 2008 по 2009) безвозвратные потери живой силы, находившейся в этих машинах, составили 13 человек. Тут, конечно, нужно сказать, что большинство из них было потеряно в результате засад и массированных обстрелов машин, в том числе и из РПГ (от него, разумеется, никакой защиты у бронеавтомобиля нет). Но статистика военных – штука странная. Сказано, что в этих машинах погибло 13 человек, значит виноваты конструкторы – тут недоглядели, там недокрутили.
По завершению операции, уцелевшие машины вернулись в Великобританию, поступив на вооружение трёх полков лёгкой кавалерии (остальные ушли на резервные склады). Машины, стоящие на вооружении этих полков задействованы в патрулировании и охране армейских объектов, то есть выполняют свои прямые функции (как изначально задумывалось МО Великобритании, судя по бумагам). Часть машин была направлена в Польшу, и с 2016 года участвует в программе расширенного военного присутствия НАТО в Восточной Европе. Ещё десяток таких машин направили в Мали для усиления присутствующего британского контингента в Африке. Ещё четыре машины «Шакал-2» переданы Вооружённым силам Эстонии для экспедиционной группировки страны в Мали, которые выполняют обязательства перед блоком НАТО.
Заключение
Конструкторы из Supacat, по моему мнению, создавали больше бронированный грузовик, нежели машину поддержки и транспортировки пехоты – слабое бронирование, почти открытая перевозка войск, отсутствие возможностей для повышения шансов на спасение… Однако британские военные (во всяком случае, высшее военное руководство) бронеавтомобиль «Шакал» оценили достаточно высоко.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!