Ввиду особенно развивающегося в последнее время среди Донского казачества интереса к своему славному прошлому и предпринятых трудов по собиранию материалов, относящихся к истории Дона, нелишне будет описать одно из выдающихся событий, имевших место на Дону в середине прошлого столетия. С этим событием связаны лучшие воспоминания Донских казаков о своих геройских подвигах конца XVIII и начала XIX века. В это время во главе донцов стоял знаменитый герой-атаман Матвей Иванович Платов, которому и был воздвигнут в Новочеркасске монумент и именем которого назван главный проспект города.
Событие это – торжественное открытие 9 мая 1853 года бронзового памятника с надписью: «Атаману графу Платову, за военные подвиги, с 1770 по 1816 год; признательные Донцы».
Памятник был сооружён исключительно на пожертвованные деньги. Во главе жертвователей стоял бывший войсковой наказной атаман, генерал от кавалерии Максим Григорьевич Власов. Им же было испрошено и Высочайшее соизволение на сооружение монумента, бюст которого был отлит из бронзы знаменитым в то время художником, бароном Клодтом. Вместе с тем, был изготовлен из сердобольского гранита изящный пьедестал, на котором и поставлена воинственная фигура незабвенного Донского атамана, графа Матвея Ивановича Платова.
Подробное описание монумента, пожалуй, будет излишним, так как вряд ли кто-либо из приезжающих в Новочеркасск не обратил на него удивлённого внимания и не осмотрел его. Поэтому, пользуясь ценным материалом, помещённым в «Русском Инвалиде», за 1853 год, № 141 и устными сказаниями старожилов, я перейду к описанию самого торжества открытия монумента.
Открытие было приурочено ко дню войскового круга 9 мая, установленного в память пожалования в число регалий (в 1826 году) Государем Императором Николаем Павловичем (Николай I) той сабли, которую носил Александр Благословенный (Александр I). К этому дню, как говорит автор статьи в «Русском Инвалиде»:
Государь Император желая почтить доблестную память графа Платова и вместе с тем оказать новый знак Всемилостивейшего внимания к заслугам Войска Донского в Отечественную войну, Высочайше повелеть соизволил: Свиты Его Величества генерал-майору графу Орлову-Денисову присутствовать, от Августейшего лица Его Величества, при открытии графу Платову памятника.
Об этом Всемилостивейшем внимании было объявлено перед началом торжества, что ещё более увеличило торжественный характер обстановки.
Праздник начался торжественным перенесением войсковых регалий к кафедральному собору. Впереди шли воспитанники учебных заведений, казаки торгового общества, депутаты от станиц и отставные нижние чины - георгиевские кавалеры. Затем были несены регалии, а за ними, в порядке шествовали: георгиевские кавалеры из служащих и отставных генералов, штаб и обер-офицеров. В их числе находился и старший георгиевский кавалер третьей степени генерал-лейтенант М. М. Кузнецов (бывший адъютант графа Платова). За кавалерами несли знаки атаманского достоинства и следовал войсковой наказной атаман Михаил Григорьевич Хомутов (Максим Григорьевич Власов до открытия памятника не дожил), в сопровождении своего штаба, генералов, штаб и обер-офицеров. Шествие замыкали хор войсковой музыки и две пеших сотни учебного полка.
По окончании литургии в соборе Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Донской и Новочеркасский, произнёс живое, увлекательное слово, глубоко растрогавшее присутствовавших.
Из кафедрального собора войсковой круг, в том же составе, направился к месту открытия памятника. К нему присоединилась и духовная процессия с крестами и хоругвями. Шествие это было необыкновенно торжественно и представляло собой великолепное зрелище.
У самого памятника были расположены: команда гвардейского полка, дивизион Атаманского полка, учебный полк в конном строю, две батареи без орудий, калмыцкий бакша, гелюны с хурульными значками и калмыки; одна батарея с орудиями стояла за монументом.
По прибытии войскового круга к монументу и по занятии указанных в церемониале мест, совершено было молебствие с водоосвящением.
При провозглашении многолетия Государю Императору и Августейшему Дому был произведён 101 пушечный выстрел, а регалии и войска были окроплены святой водой. После этого была провозглашена вечная память Императору Александру Первому и атаману графу Платову.
Затем, по знаку наказного атамана, упал занавес, скрывавший блестящую и мужественную фигуру статуи славного донского героя, графа Матвея Ивановича Платова. При этом было произведено три пушечных выстрела и загремело тысячеголосое «ура», громовыми раскатами полетевшее по всему городу.
По окроплении открытого монумента святой водой, кафедральным протоиереем Василием Смирновым было произнесено слово, после чего крестный ход возвратился обратно в кафедральный собор.
Проводив крестный ход, войсковой наказной атаман обратился к Донцам со следующей речью:
Друзья-Донцы! Ныне мы воздаём достойному - достойное. Он водил вас от победы к победе; он возвысил вашу воинскую славу. Благоговеем же к памяти его. Пройдут времена, нас не станет, но этот безмолвный металл, этот памятник вашей чести и славы и Царских к вам милостей передаст отдалённому потомству ваши боевые доблести, вашу верность Престолу и Отечеству. Друзья, близкие моему сердцу, держитесь дружнее рука за руку, молитесь, служите! За Богом молитва, а за Царём служба не пропадают. Ура!
Речь наказного атамана была покрыта долго не смолкавшим «ура», в котором участвовали даже женщины и дети, густой толпой окружавшие площадь монумента.
После наказного атамана произнёс речь граф Орлов-Денисов. Он сказал следующее:
Государь Император, желая почтить память покойного графа М. И. Платова и оказать новый знак Всемилостивейшего внимания к отличным заслугам Войска донского в Отечественную войну, высочайше повелел мне присутствовать, от Августейшего лица Его Величества, при открытии памятника славному атаману нашему. Это Монаршее повеление я считаю одной из лучших наград моих: оно доставляет мне счастливый случай передать вам, достойные сослуживцы, что служба ваша не перестаёт обращать на себя внимание Его Величества; что Государь Император сочувствует нам во всех событиях наших и отечески печётся о благе нашем и о благе потомства нашего. Да умножит и сохранит Всевышний драгоценные дни Августейшего Благодетеля нашего… Ура!
Гром того же «ура» был повторен с не меньшей силой и после речи графа Орлова-Денисова.
Когда стихли восторженные клики, последовал церемониальный марш перед регалиями, после чего, они, в сопровождении наказного атамана, начальника штаба и начальника артиллерии с их штабами, а также хора войсковой музыки и двух сотен учебного полка, торжественно были перенесены в хранилище.
Проводив регалии, наказной атаман верхом, в сопровождении других начальствующих лиц, ведя за собой почётный караул с музыкой, направился к монументу, у которого караул и музыка оставались до самого вечера.
Вечером в верхней зале дворянского собрания собралось около 500 военных и гражданских чинов и дворян, а в нижнем помещении ещё более нижних чинов – георгиевских кавалеров, станичных правителей, представителей станиц и калмыков. Всем собравшимся полковником графом И. М. Платовым и поручиком графом М. И. Платовым, сыном и внуком героя, было устроено обильное угощение.
Этим и было закончено редчайшее на Дону торжество открытия памятника герою-атаману, графу Матвею Ивановичу Платову.
А. Гончаров.
Газета «Донские областные ведомости» № 21 от 27 января 1911 года.
- Интересный материал о пушках у памятника Вихрь-Атаману.
Навигатор ← Черкасский округ
► Подборка "Культура"