19 января – 90 лет дирижеру-лауреату Академического симфонического оркестра филармонии Александру Сергеевичу Дмитриеву!
Посвященный ему концерт в Большом зале 19 января откроет пьеса «Отражения в воде» Дебюсси в оркестровой версии юбиляра. И это неслучайно. Французская музыка составляла важную часть репертуара Дмитриева!
О том, с чего началась его любовь к композиторам Франции, а также о многом другом Александр Сергеевич рассказывает в большом интервью, снятом в 2016 году в рамках digital-проекта «100-летие филармонии».
Подробная биография, много архивных фото и филармонические программы дирижера в этой статье.
Дмитриев Александр Сергеевич – дирижер, с 6 апреля 1977-го по 29 июня 2018 года художественный руководитель и главный дирижер, а затем дирижер-лауреат Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Огород был и у скрипачки Заслуженного коллектива Эстер Лерман, ее отец Меер Моисеевич стал первым учителем Дмитриева. Но занятия скрипкой продолжались недолго, как и учеба в общеобразовательной школе. В октябре 1943 года, во время дворовой мальчишеской игры «в войну» (во что еще было играть тогда?) первокласснику Дмитриеву попал в левый глаз осколок от брошенной бутылки («гранаты»), стекло врачи удалили, но зрение не восстановили. Школу придется бросить. Зато отец чаще берет сына на репетиции: именно в Новосибирске он впервые услышит симфонический оркестр.
В годы учебы случится и первый опыт дирижирования симфоническим оркестром: готовясь к отправке студенческих коллективов на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву (1957), консерватория проводит конкурс, в котором за пультом объединенных хора и оркестра стоят не только дирижеры-симфонисты, но и хоровики. Жюри, председателем которого был руководитель студенческого оркестра Николай Семенович Рабинович, присуждает победу Александру Дмитриеву. В Москве ему предстояло дирижировать кантатой «Москва» Чайковского.
На фестиваль он, впрочем, мог поехать и в составе другого студенческого коллектива – первого в СССР эстрадного вокально-инструментального ансамбля «Дружба», того самого, в котором начала карьеру студентка университета Эдита Пьеха. Ансамбль создал в 1955 году однокашник Дмитриева Александр Броневицкий, а Дмитриев пел в октете мужских голосов. Но до Москвы начинающий музыкант в тот раз так и не добрался, остался дома со сломанной ногой. На фестивале дирижировал студент Неэме Ярви.
В ансамбль «Дружба» Дмитриев уже не вернется, в 1958 поступит в аспирантуру в класс оперно-симфонического дирижирования профессора Рабиновича. Государственный экзамен, прошедший 7 мая 1961 года в Малом зале имени Глинки, одновременно становится и филармоническим дебютом Дмитриева.
В декабре 1960 года, еще аспирантом, Дмитриев начнет работать с оркестром Карельской филармонии, где вскоре займет место главного дирижера. Десятилетие, проведенное в Петрозаводске (1961–1971), будет насыщено и другими важными событиями: в 1966-м Дмитриев становится лауреатом II премии Второго Всесоюзного конкурса дирижеров (I премию завоевал Юрий Темирканов), в 1968–1969 проходит стажировку (осенний и весенний семестры) в Венской музыкальной академии.
Стажироваться в Австрию Дмитриева направляет Министерство культуры по программе студенческого обмена. У Ганса Сваровски слушает теоретические лекции – за столом с партитурами, в основном, бетховенскими (Александр Сергеевич вспоминает, что поначалу понимал примерно 80% сказанного), Карл Эстеррайхер ведет практические занятия – за пультом оркестра.
Но Вена запомнилась прежде всего другим. Входные билеты в оперу стоили 1 шиллинг, потрачено их было немало. Дмитриев переслушал здесь всего Вагнера, впервые услышал «Воццека» Берга. Попасть на концерты Венских филармоников было куда сложнее, а посещение репетиций и вовсе не разрешалось. Помог счастливый случай. В Вену приехал Давид Ойстрах, чтобы дирижировать Венским филармоническим оркестром. С великим Давидом Ойстрахом Дмитриев отправился знакомиться в отель «Империал», попросил портье соединить его со знаменитым русским гастролером по телефону, Ойстрах спустился в холл, выслушал молодого человека, назначил ему встречу перед репетицией в зале Музикферайн, там познакомил с администратором и попросил пускать любознательного стажера не только на свои, но и на другие репетиции. Отказать Ойстраху не посмели. Это была удача! Здесь Дмитриев слышал и Отто Клемперера. Позднее он вспоминал:
«Естественно, Клемперер, этот «памятник», уже был в преклонном возрасте и дирижировал сидя, но на его концерты попасть было совершенно невозможно, билеты были проданы за год. Он был очень высокого роста, и на репетиции его выводили под руки два дюжих молодца, тоже очень высоких. Он практически не говорил оркестру ни слова, дирижировал взглядом. Это был совершенно страшный взгляд, он просто гипнотизировал музыкантов, они играли, раскрыв рот. … Сейчас почти никого нет, кто застал Клемперера в живых».
Другой удачей стало посещение Зальцбурга. Автобусную поездку вдоль Дуная и его притоков организовала для иностранных студентов Вены австрийская пивоваренная компания Schwechater. Так Дмитриев оказался в Festspielhaus на генеральной репетиции «Золота Рейна», которую проводил накануне спектакля Герберт фон Караян.
Но основная работа Дмитриева в 1971–1977 связана с другим зданием на площади Искусств – Михайловским театром (тогда Малый театр оперы и балета). Как главный дирижер труппы, он ведет текущий репертуар и готовит премьеры. Самая громкая и обсуждаемая – балет Тищенко «Ярославна», поставленный режиссером Юрием Любимовым и балетмейстером Олегом Виноградовым. Но были и другие важные премьеры – опера Карла Орфа «Умница», спектакль-триптих по Глюку: I акт – «Ифигения в Авлиде» (фрагменты), III акт – «Ифигения в Тавриде», II – балетные сцены из этих реформаторских опер композитора. Приглашают Дмитриева дирижировать и в Берлинскую государственную оперу на Унтер-дер-Линден (тогда – ГДР): здесь он стоит за пультом на премьерном представлении оперы «Не только любовь» Щедрина, до начала 1990 года постоянно дирижирует «Евгением Онегиным», эпизодически – «Тоской» и «Фиделио». Выступает и с зарубежными оркестрами – Берлина, Дрездена, Валенсии, Лиссабона, Лилля, Гетеборга, Катовице и Будапешта, Токио и Осаки, Брюсселя, Льежа, Осло, Бергена, Загреба.
С 1977 года Александр Дмитриев гастролирует уже как главный дирижер Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с которым свяжет всю свою дальнейшую судьбу.
Именно с этим коллективом он впервые дает концерт на сцене Большого зала 5 февраля 1967 года в дневном абонементе «Дебюты молодых дирижеров». В этом же абонементе 15 января 1967-го в Большом зале первый раз дирижирует Юрий Темирканов. Дмитриев и сменит Темирканова (он уйдет в Мариинский театр) на посту художественного руководителя Симфонического оркестра. Первые шаги не были простыми. Музыканты оркестра привыкли к яркому, взрывному темпераменту Темирканова, которого называли своим «окном в Европу»: с ним начались систематические зарубежные гастроли. Дмитриев – по-немецки сдержанный, по-французски элегантный, негромкий, педант, жестко придерживающийся авторской партитуры. Но уже первый выезд за рубеж с оркестром отмечен западной критикой самыми лестными эпитетами. Интерес вызывают и выступления коллектива на домашней площадке.
Внешняя сдержанность органично сочетается у Дмитриева с внутренней свободой. Она проявляется прежде всего в многообразии репертуара. Репертуарные предпочтения у дирижера, конечно, есть. Важнейшая сфера его интересов – французская музыка. О «первой любви» к ней Дмитриев рассказывал уже в 2016 году:
«Как-то приехал знаменитый дирижер Андре Клюитанс с оркестром французского Радио [майские гастроли в 1959], играли французскую музыку. Играли, конечно, потрясающе, тем более что наш оркестр тогда французской музыки почти не исполнял. И вот это был человек, у которого было, что называется, все – и внутри, и в руках, и он произвел на меня потрясающее впечатление. Возможно, я и тогда, и даже сейчас, подражаю его дирижированию, очень изящному».
Французский выбор Дмитриева сосредоточился на Дебюсси и Равеле (они, кстати, преобладали в программах гастролей Клюитанса). Со своим оркестром в разные годы в Большом зале он исполнял «Море», «Ноктюрны», «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, впервые представил в концертном исполнении его оперу «Пеллеас и Мелизанда» – в марте 1999 фрагменты, в ноябре 2010 полную версию. Под управлением Александра Сергеевича в филармонии прозвучали и оперы Равеля – «Испанский час» (2009), «Дитя и волшебство» – ее показали в детском абонементе 24 мая 2008 года с масками для персонажей, которые специально изготовили студенты Мухинского училища.
Когда филармония решила познакомить юных слушателей с этой чудесной музыкой Равеля, то в выборе дирижера не было сомнений: Равель чаще других звучал в программах Дмитриева – «Вальс», «Дафнис и Хлоя», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Моя матушка гусыня», Испанская рапсодия, «Гробница Куперена», вокальный цикл «Шехерезада» и фортепианные концерты. Особенно тщательно при подготовке оперы Дмитриев работал с исполнителем главной роли – Дитя, сам отобрав для концерта юного ученика Хорового училища, которое когда-то окончил.
Другая сфера интересов музыканта сосредоточена на австро-немецкой музыке. Это конечно классика – Бетховен, Шуберт, Брамс (в репертуаре все симфонии), много симфоний Гайдна, значительно меньше Моцарта, но едва ли не все его фортепианные концерты – от неигранных ранних до поздних. Еще Вагнер (чаще в программах, посвященных памяти Мравинского), Рихард Штраус. С начала 1980-х дирижер обращается к Малеру, исполняет все (кроме № 3 и № 7) симфонии композитора, а громадную Восьмую («Симфонию тысячи участников») – впервые в Петербурге (в октябре 1992-го, а потом в ноябре 2010-го). С середины 1970-х в его программах появляются нововенцы. С Надеждой Юреневой Дмитриев представляет ленинградскую премьеру концертной арии Берга «Вино» (1977), с Ириной Васильевой – Четыре песни для сопрано с оркестром, соч. 13 Веберна (2011). Из Веберна под управлением Дмитриева звучат и опусы для струнного оркестра – Langsamer Satz (2002 и 2012) и Пять пьес, соч. 5 (впервые в 1979-м, возвращается к ним до 2016-го). В 1990-е он обращается и к Шенбергу: ранние «Просветленная ночь» и «Пеллеас и Мелизанда» звучат в программах с Симфоническим оркестром, атональная монодрама «Ожидание», прежде не исполнявшаяся в Петербурге, – с Заслуженным коллективом и немецкой певицей Зигуне фон Остен.
В программах дирижера много отечественной музыки ХХ века: из классиков это чаще Шостакович, из круга сверстников ближе всего ему Юрий Фалик. Дмитриев стоял за пультом на премьерах нескольких сочинений композитора: скрипичного концерта (солировал Виктор Либерман, ЗКР, 1972), оперы «Плутни Скапена» (концертная версия I акта, 1982), концерта-симфонии для виолончели с оркестром, посвященного Наталии Гутман и исполненного ею (1989), «Симфонических этюдов» (Концерта № 2 для оркестра), которые с 1979 года прочно вошли в репертуар дирижера.
Несколько лет (1991–1998) Александр Сергеевич возглавлял оркестр норвежского города Ставангера, часто ездил дирижировать московскими оркестрами ( Светлановским, Филармоническим, БСО им. Чайковского), отправлялся на личные гастроли с оркестрами Японии, Китая, Южной Кореи, был профессором консерватории. Среди его воспитанников разных поколений – Андрей Борейко, Андрей Аниханов, второй дирижер АСО Владимир Альтшулер.
С Академическим симфоническим оркестром он связан уже более сорока лет. Его связь с Ленинградской-Петербургской филармонией – с довоенного, а потом и новосибирского детства. Потому на вопрос, что она значит для него, дирижер отвечает, не задумываясь:
«Для меня филармония – это дом, в котором прошла большая часть моей сознательной жизни. Здесь были и счастливые, и несчастливые минуты, и сложные, и простые. Передо мной прошла плеяда выдающихся дирижеров и исполнителей, что тоже не каждому дано, возможно, я бы даже не смог попасть на их концерты, если бы не служил здесь. И это уже счастье для человека, который всю свою жизнь посвятил музыке».