Найти в Дзене
Мой канал

Мои тяжбы за наследство

Оглавление

Вступление

Перед зимними каникулами я задавался вопросом, чем мне заняться длинными зимними вечерами, выбор пал игру Clash of Sovereigns. Это варгейм про Войну за Австрийское наследство — военный конфликт между европейскими державами в 1740–1748 годах с целью передела обширных владений дома Габсбургов. Игра Боба Калиновски получила неоднозначные отзывы, а попросту говоря провалилась, судя по оценкам на БГГ. Но я все равно решил дать ей шанс: во-первых, коробка была куплена почти-то даром, во-вторых, у меня была платка с исправленными каунтерами от игр ГМТ Геймс за 2023 год, и в-третьих, у меня есть принтер, ламинатор, канцелярский нож, линейка и руки. Почему бы и нет?

Обложка коробки с игрой
Обложка коробки с игрой

Первым делом я залез на сайт ГМТ https://www.gmtgames.com/p-745-clash-of-sovereigns-the-war-of-the-austrian-succession-1740-48.aspx и скачал апдейт пак и эррату. В архиве кстати, лежат не последние версии Правил и Книги сценариев, поэтому их надо скачать отдельно.

Через какое время я был готов сыграть первый сценарий 1740-1743, рассказывающий о неожиданном вторжении армии короля Пруссии Фридриха II в Силезию, провинцию Австрии. Clash of Sovereigns представляет собой варгейм на карточном движке (card driven game) для 2-4 человек. Война за Австрийское наследство всегда начинается с розыгрыша карты "Неожиданно вторжение", подобно тому как игра "Пути славы" всегда начинается с розыгрыша "Августовских пушек".

Обзор

И тут нам встречается первый минус дизайна игры: в отличии от других кард дривен геймс, карты с событиями, которые можно разыграть только один раз, не выходят из игры навсегда, а остаются в игре, но теперь могут дать только Очки Кампании (или очки операций, как они называются в Сумеречной Борьбе), а то что "одноразовое" событие было разыграно, игроки должны либо запоминать, либо отмечать на специальном листе, напечатанном на обложке книги сценариев.

Игра вчетвером проходит в режиме "два на два" союз игроков за Францию и Пруссию (сторона называется "Бурбоны") против союза игроков за Британию и Австрию ("Прагматики"). Помимо вышеперечисленных игровых фракций, у сторон конфликта есть ещё и младшие союзники, некоторые из которых по ходу игры в результате событий могут вступать в войну, заключать перемирие или сменить лагерь. Можно играть и меньшим составом, когда один игрок контролирует две союзные фракции, ловко справляясь с двумя веерами карт.

Члены альянса могут выиграть вместе (по автопобеде), но по истечении всего сценарии победа присуждается только одному (об этом надо помнить и помогать союзнику не очень усердно :)).

Все игровые фракции ассиметричные, отличаются буквально во всем:

Пруссия имеет слабый мобилизационный потенциал и самую тощую игровую колоду. Сравнительно небольшая армия Пруссии, а большую им и не надо, потому что их интересы сосредоточены только на одном театре военных действий, имеет хорошую подготовку, способна проводить кампании зимой, походу игры может провести реформы и стать ещё более качественной, а их король превращается из Молодого Фридриха в Фридриха Великого (заменяется фишка командующего на новую с улучшенными характеристиками). По ходу полной кампании Пруссия может заключать перемирие или выйти из войны раньше, чем закончится Война за Австрийское наследство, поэтому чтобы игрок не скучал игровой механикой предусмотрено, что прусский игрок в дополнении к своей армии управляет ещё испанскими войсками (союзники бурбонов) на Итальянском театре. Причём победные очки у Пруссии и Испании разные, и чтобы прусскому игроку преуспеть, он должен быть успешен на обоих театрах военных действий.

Фридрих возмужал
Фридрих возмужал

Франция - старший союзник в этом дуэте. Их колода почти в два раза толще, чем у Пруссии. И в ней есть события на все случаи жизни: дипломатия, действия с флотом, мобилизация войск испанских союзников и т.д. Как было описано выше игровой механикой предусматривается такая "кооперация" в лагере Бурбонов: французский игрок мобилизует и активирует испанские войска, а прусский игрок ими двигается и сражается. Интересы французской короны простираются по всей карте Европы: они участвуют в военных действиях на разных театрах, пытаются посадить на трон Священной Римской Империи своего кандидата и спонсируют восстание Карла Стюарта. Богатства Франции позволяют ей сформировать сформировать и содержать самую огромную армию в игре, но она разделена на несколько театров боевых действий и её снабжение обходится французам дороже, чем всем остальным. Французская армия сильна всех остальных в осаде крепостей, что отражено и в модификаторах на осаду и в картах событий, а ещё на её стороне лучший полководец в игре (после его повышения до маршала) Мориц Саксонский.

Игрокам за Пруссию и Францию противостоит союз "Прагматиков":

Британия, извечный противник Франции в те времена, обладает самой маленькой армией из игровых фракций, но её сила не в этом. Британская колода полна карт с дипломатическими событиями, помощи союзникам, операций флота и, конечно же, плохих ивентов для противников. Англичанка сидит на острове и гадит, а на континенте управляет разношёрстными армиями своих маленьких союзников, ещё ей даётся порулить Пьемонтом (собирательное название в игре для княжеств Пьемонт и Сардиния в Северной Италии) если те примкнут к Прагматикам, чтобы не дать Бурбонам захватить это маленькое, но гордое государство. Игрок за Британию меньше всех будет участвовать в военных кампаниях в Европе, но зато он будет субсидировать армии Австрии и Нидерландов. Важной задачей Британии является перехват конвоев, ежегодно перевозящих богатства из французских колоний, чтобы лишить Францию средств для пополнения армии. Морские вылазки в игре реализованы довольно абстрактно, но заставляют тратить ресурсы (карты) для строительства флота и морских операций.

Родина английского короля Георга II захвачена
Родина английского короля Георга II захвачена

Австрия обладает обширными территориями по всей Европе: сама метрополия плюс владения Габсбургов в Нидерландах и Италии. Пользуясь неопытностью только взошедшей на престол Марии Терезы, её противники пытаются разжиться этими территориями. Австрия всю игру вовлечена в войну на нескольких фронтах и пытается вернуть Габсбургам корону Священной Римской империи, но на её стороне большая армия, хорошие генералы (которые вынуждены подчиняться посредственному маршалу - принцу Карлу Лотарингскому) и уникальные нерегулярные войска (гусары и хорватские партизаны), которые устраивают набеги на пути снабжение противника, а также материальная помощь Британии.

Так выглядят "цепочки" событий: Якобитское восстание 1745 года и Возвращение короны
Так выглядят "цепочки" событий: Якобитское восстание 1745 года и Возвращение короны

Генералам и маршалам Войны за австрийское наследство в автор Clash of Sovereigns уделил много внимания: генералов повышают и разжалуют, они внезапно умирают и приходят по событиям, каждый генерал может вести за собой ограниченное число войск. Чтобы сформировать большие армии надо объединять войска нескольких генералов. Но из-за правила старшинства (генералы отличаются по звёздам на погонах), может оказаться, что армией руководит не самый талантливый, а самый знатный военноначальник. Наконец, по картам Событий ваш монарх тоже может захотеть примерить на себя лавры Александра Македонского и лично возглавить армию, тогда такую армию лучше держать подальше от линии фронта.

Людовик XV возглавляет французскую армию в Баварии
Людовик XV возглавляет французскую армию в Баварии

Вообще-то, тут много манипуляций с армиями. В начале года на каждый театр военных действий назначается командующий, который должен возглавлять самую большую армию на каждом конкретном театре (опять же может получится, что звёздный генерал может задвинуть младшего и талантливого). Армия может состоять из отрядов и командиров разных национальностей, и это опять накладывает ряд ограничений. Плюс есть ограничение на общую численность всех войск для каждой державы, тут, правда, можно считать только кавалерию. Превысить лимит по пехоте, можно только, если всю играть полную кампанию, копить войска и ни с кем не воевать. Короче, много микроменеджмента, много нюансов, кому то это может показаться слишком сложным и скучным.

Игровая область, представленная в Clash of Sovereigns, превосходит по масштабу игровые области у своих конкурентов Maria и A Pragmatic War: The War of the Austrian Succession 1741 – 1748. Тут даже представлены маленькие абстрактные территории в Северной Америке и Индии.

По карте Европы армии двигаются, как везде в подобных играх еще со времён Ганнибала: перехваты, уклонения и осады. Но снабжение наиболее сложное из подобных игр. Армии снабжаются от больших крепостей на два перехода (от малый крепостей всего на 1), а если нужно дальше, то потребуется покупать склады (1 склад снабжения за целую карту!). Во время летних и осенних кампаний армии снабжаются от этих цепочек складов, а зимой расквартировываются в крепостях или опять же складах снабжения. А весной склады снабжение удаляются, и приходится снова отрывать от сердца драгоценные ресурсы (карты), чтобы организовать снабжение для новой военной кампании.

В игре хорошо показаны царившие тогда в Европе взгляды на военное искусство, генералы стараются избегать решающих сражений и преимущественно занимаются манёврами и осадами крепостей. Навязать генеральное сражение более слабой армии противника очень сложно, командующий армии с хорошими боевыми рейтингами легко может уклонится от боя, поэтому чтобы вынудить его на битву нужно отрезать его от источников и складов снабжения, а также занимать выгодные позиции на поле, позволяющие контролировать с помощью перехвата как можно больше областей.

Прусская армия под командованием князя Ангальт-Дессау ( в ячейке армии наверху) сошлась в битве с австрийской армией при осаде Праги
Прусская армия под командованием князя Ангальт-Дессау ( в ячейке армии наверху) сошлась в битве с австрийской армией при осаде Праги

Бои тут разыгрываются следующим образом: считается сила армии, бросается 1d6, результат зависит от броска (который модифицируется: уровнем подготовки солдат в армии, навыком генерала, боевыми картами, состоянием армии (усталая, деморализованная, без снабжения) и т.д.), в итоге определяется результат, который показывает, сколько армия в процентном отношении от своей силы наносит урона противнику. Оригинальная таблица очень неудобная и требует наличие калькулятора или умения умножать в у уме на 0,02 или 0,33, к тому же даже в Апдейт Паке, на ней не показаны все модификаторы бросков кубика, поэтому выкидываем, то что положили в коробку ГМТ и печатаем нормальную табличку с БГГ. Обратите внимание, что огромные армии не очень эффективны, ни в бою, ни в движении, поэтому собирать все фишки в один могучий кулак не очень эффективная стратегия. Чтобы правильно использовать большую армию нужно, чтобы ей командовал выдающийся маршал и иметь в руке боевые карты. Только в таком случае можно нанести противнику сокрушительное поражение, которое даёт Победные Очки и уменьшает у противника "Волю Монарха" к продолжению войны.

Таблица боя из коробки и с БГГ (во второй процентное соотношение нанесённых противнику потерь заменена столбцами с численностью армии и конкретными значениями)
Таблица боя из коробки и с БГГ (во второй процентное соотношение нанесённых противнику потерь заменена столбцами с численностью армии и конкретными значениями)

Ещё один важный аспект игры, про который я хотел упомянуть, это события. События тут бывают трёх видов: события на картах (которые игроки могут разыграть в свой ход), обязательные события (происходят по таблице событий, каждый год, но точная дата остаётся игрокам неизвестной) и две долгие цепочки "Восстание якобитов 1745 года" и "Возвращение короны Священной Римской Империи Габсбургам" (прогресс происходит при определённых условиях и отслеживается на отдельных треках). Все эти события играют не менее важную роль, чем сражения и манёвры. Роль британского игрока, например, вообще больше сводится к разыгрыванию своих карт как события, а не как Очки Кампании (для передвижения армий). События вводят страны в войну, открывают новые театры боевых действий, выводят страны из войны и т.д. Правильный последовательный розыгрыш своих событий очень важен и во многих моментах безальтернативен. Отсюда напрашиваются два минуса: рельсовость игры и сложность её освоения. Новички легко научатся двигать армии, но для чего нужно то или иное событие, когда его нужно разыграть, а когда сохранить в руке даётся непросто. При это при всей рельсовости, остаётся много возможностей изменить ход истории: высадить французский десант в Британии, убедить Елизавету Петровну присоединится к альянсу Бурбонов, не дать англичанам захватить Луисбург и т.д.

Всего в Плейбуке 6 сценариев, продолжительностью по заверению автора от 3 до 12 часов, чему я охотно верю поиграв в короткие сценарии (примерно 1 час на полный ход).

1740-1743 Короткий сценарий. Посвящён вторжению прусского короля Фридриха II в Силезию. Рекомендовал бы его для двух игроков. Англия и Франция на начало сценария сохраняют нейтралитет, а боевые действия происходят в основном между армиями Пруссии и Австрии.

1744-1746 Короткий сценарии. Многие дипломатические события уже разыграны, сценарий захватывает самый интенсивный период войны. Рекомендую как вводный для четырёх игроков (полного состава).

1746-1748 Короткий сценарий. Пруссия заключает Дрезденский мир и выходит из войны. Франция остаётся "одна" против Британии, Австрии и их союзников. Но как говорилось выше игрок за Пруссию может управлять испанскими войсками на Итальянском театре боевых действий.

1740-1748 Полная кампания Тут всё понятно.

1740-1746 и 1744-1748 Короткие кампании Укороченные кампании, составленные из двух коротких сценариев.

Минусы и Плюсы

Объективные минусы: То что сейчас продает ГМТ в коробке Clash of Sovereigns - это полуфабрикат. По сути единственное, что в коробке не нужно исправлять это игровое поле и сама коробку, куда вы будете складывать своё ПнП. Кстати, маунтед поле можно купить отдельно. Оно двухсторонне: одна сторона для Clash of Sovereigns, а вторая для Clash of Monarchs (и вторая сторона шикарная).

Игровое поле для Clash of Monarchs (снизу новая маунтед версия)
Игровое поле для Clash of Monarchs (снизу новая маунтед версия)

Даже если вы станете счастливым обладателем исправленных и напечатанных ГМТ материалов, то хочу вас разочаровать, эта версия не соответствует последней эррате: исправлены не все карты, правила не последней версии, памятки боя не содержат всех модификаторов.

Что нужно сделать, чтобы поиграть? 1) Распечатать правила, книгу сценариев и подсказки; 2) исправить (вставками в протекторы) 15 карт (около 10% от всех карт); 3) достать 35 каунтеров из 2023 Replacement Countersheet. Стоит это того или нет, решать вам.

Правила написаны плохо: для обозначения одних и тех же игровых терминов используются разные слова-синонимы, многие моменты в правилах просто не отображены. Это касается также и текста на картах.

Странное дизайнерское решение с вычёркиванием разыгранных "одноразовых" событий, могли бы насыпать ещё маркеров для напоминания о разыгранных событиях. Такое ощущение, что издательство ограничило автора в количестве карт и платок с фишками, чтобы вылезть за рамки заявленной стоимости коробки. Качество ГМТ в этой коробке пробивает дно, например, большинство каунтеров заменяется не потому что изменяются характеристики (как у лидеров), а потому что обратная сторона фишки не соответствует передней.

Хотя Clash of Sovereigns и является упрощённой версией своего предшественника Clash of Monarchs (игру того же автора про семилетнюю войну), но по времени партии она не особо короче.

Субъективные минусы: 1) игра довольно сложная и полная кампания очень продолжительная по времени (одним словом не для всех); 2) игра не зайдёт тем, кто любит просто "поиграть в войнушку" и покидать кубы, кому неинтересна эта эпоха, кто не готов разбираться для чего разыгрывать то или иное событие вместо Очков Кампании; 3) по по причинам, изложенным в п.2 одному из игроков может быть не очень интересно играть за Британию; 4) мало родов войск по сравнению с Clash of Monarchs (только пехота, кавалерия и нерегулярные части), и отличия пехоты от кавалерии несущественные (хотя в других играх подобного масштаба вообще нет деления на рода войск).

Что мне понравилось: По моему мнению, Clash of Sovereigns, несмотря на описанные выше минусы, все равно остаётся одной самых глубокий и интересных из игр про конфликты 18 века, показанных в таком масштабе. Уступая разве, что непревзойдённой Clash of Monarchs (которую теперь достать не так уж и просто).

В самой игре, мне понравилось, что это стандартная КДГ с очень ассиметричными сторонами, у каждой особые стратегии и геймплей. Правила игры: передвижения, снабжения (более сложные, чем у подобных игр на карточном движке) , не дают собрать все войска у одного генерала и бегать им по карте, наказывая врагов.

Про то, что Война за австрийское наследство здесь показаны подробнее, чем в Марии или A Pragmatic War, можно было не упоминать, и так понятно. Причём обе эти игры мне ещё и по игровым механикам не подошли.

Формат игры (не только CoS) "пара на пару" мне нравится больше, чем дуэльные игры, по одной простой причине собраться и поиграть вчетвером всегда веселее, чем вдвоём. При этом командные игры исключают такие две проблемы игр на 3 и более игроков в формате "каждый сам за себя", как "кингмейкинг" и "все бьют одного".

Заключение

Для чего я собственно написал этот обзор. Я почти закончил перевод правил, и если вы дочитали до конца и вам интересна игра, то я буду признателен, если вы прочитав эти правила найдёте и укажите мне на ошибки: орфографические или пунктуационные, неправильные трактовки правил и перевод. На обложке есть мои контакты в телеграм. Буду рад любым отзывам по правилам.

Правила игры CoS v0.92.docx