Найти в Дзене
Страна огней

Что стало с женами и дочерями шехзаде Баязида?

После казни в 1553-м году царевича Мустафы у Сулеймана Великолепного оставалось двое сыновей. При жизни своей матери Хюррем они держались приличий, но уже на следующий год младший из них показал, что хочет сам царствовати и всем владети. Сулейман отравил Баязиду письмо с требованием покаяться и распустить войска, но в мае 1559-го года тот все равно атаковал своего старшего брата Селима. Тем не менее, последний одержал победу при помощи войск из Стамбула. Потерпевший поражение шехзаде вместе со своей семьей и свитой бежал в Персию, где поначалу был принят с большим почетом. Два года велась переписка между иранским шахом и османским султаном. В конце концов, последний обещал коллеге уступить часть земель и выплатить внушительную сумму золотом. Когда согласие было получено, Баязид был приговорен: 25-го сентября 1561-го года эмиссары Сулеймана избавились от шехзаде и его сыновей, которые были выданы на расправу персами. Вместе с тем, девочек и девушек царского рода в Османской империи не б

После казни в 1553-м году царевича Мустафы у Сулеймана Великолепного оставалось двое сыновей. При жизни своей матери Хюррем они держались приличий, но уже на следующий год младший из них показал, что хочет сам царствовати и всем владети.

Сулейман отравил Баязиду письмо с требованием покаяться и распустить войска, но в мае 1559-го года тот все равно атаковал своего старшего брата Селима. Тем не менее, последний одержал победу при помощи войск из Стамбула. Потерпевший поражение шехзаде вместе со своей семьей и свитой бежал в Персию, где поначалу был принят с большим почетом.

Два года велась переписка между иранским шахом и османским султаном. В конце концов, последний обещал коллеге уступить часть земель и выплатить внушительную сумму золотом. Когда согласие было получено, Баязид был приговорен: 25-го сентября 1561-го года эмиссары Сулеймана избавились от шехзаде и его сыновей, которые были выданы на расправу персами.

Вместе с тем, девочек и девушек царского рода в Османской империи не было принято трогать, даже если их отцы лишались жизни в рамках исполнения строгого закона Фатиха. Единственным, кто пошел наперекор этому правилу, стал в 1595-м году Мехмед III. Он отправил на тот свет не только 19 своих малолетних братьев, но и примерно равное количество сестер. Это вызвало такое народное возмущение, что уже его сыном порочная практика была отменена.

Так или иначе, при Сулеймане Великолепном до этого было далеко, и женщины из семьи Баязида могли чувствовать себя в безопасности. За их участь не волновался даже сам шехзаде, когда поднял мятеж. Дочерей он оставил в своем бывшем санджаке Кютахье и не пытался забрать их с собой, когда проиграл войну.

-2

В отличие от своих братьев, у Баязида было много детей. Различные источники утверждают, что на момент ухода их жизни у него имелось то ли 9, то ли 11 отпрысков. Причем, все, кроме двух сыновей, родились от разных наложниц.

К сожалению, о последних мы знаем исключительно мало. Но обижать их было не принято. Как правило, их судьбой занимался действующий султан, который выдавал их замуж за одного из мелких вельмож. А в случае отказа назначал небольшую пенсию. При желании одалиски умершего шехзаде имели возможность вернуться в семью и получали возможность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью.

Единственной из возлюбленных Баязида, о которой хоть что-то известно, стала некая Фатьма. Она была любимицей своего господина и родила ему, по крайней мере, двух сыновей. Согласно легенде тех лет, эта женщина наложила на себя руки, когда о смерти ее мужа стало известно.

Что касается дочерей шехзаде-неудачника, что двое из них ушли из жизни еще во младенческом или детском возрасте. В то время это было нормой даже для богатых людей. Но две их сестры выжили, и оставили определенный след в истории Османской империи.

-3

Михрюмах и Айше были взяты на попечение в гарем султана, как представительницы рода Османов. Это означало, что им дали надлежащее воспитание и предоставили содержание, соответствующее их положению. Хотя старшая уже вошла в брачный возраст, ее выдали замуж только после единовременной свадьбы трех дочерей шехзаде Селима.

Избранником Михрюмах стал Мюзаффер-паша, карьера которого с того времени пошла в гору. В разное время он занимал пост губернатора Кипра, Багдада и Лурестана. Последние два региона были важными, но оспариваемыми Ираном владениями. С одной стороны, это говорит, что Мюзаффер-паша пользовался в Стамбуле доверием. С другой – что его не желали видеть в столице вместе с женой. Брак был счастливым, продлился много лет, дети султанши вошли в состав османской аристократии.

Про Айше известно, что при Сулеймане она большую часть времени проводила в своих собственных покоях. То есть, не считалась одной из любимых внучек султана. Но Селим II во время своего правления позаботился о дочери брата. Девушку выдали за Ходжи Али-пашу, который после этого был назначен наместником Токата – санджака в Центральной Анатолии.

Айше родила своему мужу сына, но затем то ли овдовела, то ли развелась. И тогда вышла замуж повторно, но уже по собственной воле. Ее избранником стал некий Газанфер-паша – человек не слишком знаменитый, но входивший в состав османской элиты, если судить по титулу.

-4

Таким образом, дочери шехзаде Баязида прожили жизнь, обычную для османских аристократок своего времени. Им нашли богатых мужей, они никогда ни в чем не нуждались, и, надо полагать, были достаточно счастливы. Они пережили и дядю, и большинство двоюродных сестер, видели многих султанов и скончались, Михрюмах в 1602-м, а Айше – в 1601-м году.