Найти в Дзене
Тамбовская беседа

Владимир Лызо: «Родные места Беларуси всегда в моём сердце!»

Застать этого человека отдыхающим практически невозможно: он или занят вопросами сбора гуманитарной помощи, либо уже в пути и доставляет этот ценный груз, находясь где-то недалеко от передовой. Но мне повезло – мы встретились с полковником в отставке Владимиром Лызо, поговорив о его корнях, армейской службе и тех задачах, которые он выполняет сегодня. Родом из партизанского района – Владимир Владимирович, расскажите о себе, кем были родители? – Родился я в Могилёвской области, Кличевский район, в деревне Бацевичи. Наш район в годы войны по праву считался партизанским – борьба с захватчиками велась все годы оккупации очень активно. Фашисты захватили наши места стремительно, поэтому никто из моих родных эвакуироваться не успел. И отец, и мама жили в оккупации – на тот момент они были ещё несовершеннолетними. Отца звали Владимир Ефимович, маму – Нина Николаевна. В то время, когда шла война, они были ещё не знакомы, мама жила в Минской области, а отец – в Могилёвской. Родина отца – деревня

Застать этого человека отдыхающим практически невозможно: он или занят вопросами сбора гуманитарной помощи, либо уже в пути и доставляет этот ценный груз, находясь где-то недалеко от передовой. Но мне повезло – мы встретились с полковником в отставке Владимиром Лызо, поговорив о его корнях, армейской службе и тех задачах, которые он выполняет сегодня.

Родом из партизанского района

– Владимир Владимирович, расскажите о себе, кем были родители?

– Родился я в Могилёвской области, Кличевский район, в деревне Бацевичи. Наш район в годы войны по праву считался партизанским – борьба с захватчиками велась все годы оккупации очень активно. Фашисты захватили наши места стремительно, поэтому никто из моих родных эвакуироваться не успел. И отец, и мама жили в оккупации – на тот момент они были ещё несовершеннолетними. Отца звали Владимир Ефимович, маму – Нина Николаевна. В то время, когда шла война, они были ещё не знакомы, мама жила в Минской области, а отец – в Могилёвской. Родина отца – деревня Осовы, в Бацевичах наша семья стала жить уже после войны, где и родились мы – помимо меня это старшая сестра Валентина и младший брат Николай. Сейчас они живут в Минске, там похоронена и наша мама. К сожалению, очень рано ушёл от нас отец – ему было только тридцать пять лет, а мне в то время – всего-то пять.

– Вам сразу, с детства, хотелось стать военным?

– Нет, я – деревенский парень, о таком и мечтать не мог. Хотя, признаюсь, с завистью смотрел на старших односельчан, которые окончили разные военные училища и служили в строевых частях. У меня же сначала было желание стать строителем, потом – пойти в лётчики, я имею в виду гражданскую авиацию. Попробовал поступить в Минске, но не прошёл медкомиссию по зрению: совсем чуть-чуть нашлось отклонение, а к этому был строгий подход. До армии в Бобруйске получил строительную специальность, освоив профессию облицовщика-плиточника. Затем призвали в армию. Срочную проходил в Прибалтийском военном округе, в авиации ПВО на стартовом командном пункте, был радистом-связистом.

Хулиганистый лидер

– Как же всё-таки определилось, что вы пошли именно по военной стезе?

– В школе я был секретарём комсомольской организации. Как говорится, вожаком. И был таким немного хулиганистым лидером. Без каких-то серьёзных нареканий, но и примерным пай-мальчиком тоже не назовёшь (смеётся). Но именно за таким, каким я был, ребята тянулись, доверяли, и это во многом определило мою судьбу.

– То есть, чтобы не хулиганил, направили в мирное русло, избрав секретарём комсомольской организации?

– Не скажу, что именно так. Но по прошествии десятков лет хочу сказать слова благодарности моим школьным учителям, которые разглядели во мне некоторые лидерские качества, организаторские способности и направили меня с моей неуёмной энергией в нужное русло. Когда же меня призвали в армию, замполит батальона капитан Пётр Орлов, прочитав моё скудное на тот период «досье», сказал: «Быть тебе секретарём комсомольской организации роты!». Собрали собрание. Проголосовали. Дали мандат. Я, помимо служебной нагрузки, тянул ротную комсомольскую ячейку и при этом не знал, что замполит меня отслеживает в плане организации и проведения комсомольской работы. Служба срочная шла размеренно. Прошёл учебку. Присвоили воинское звание младший сержант. Но после того, как я отслужил 15 месяцев, он – замполит батальона, меня вновь вызвал и сказал: «Поехали поступать в Курганское высшее военное политическое авиационное училище!». Это было единственное такое училище в стране. До его предложения я, конечно, стал подумывать о военном училище. Боевые лётчики, с которыми на СКП я общался ежедневно, меня к такой мечте подталкивали, чтобы поступить в военное училище. Но я всё же думал про себя: «Куда там мне…». Но при всех сомнениях я начал втайне готовиться к поступлению. Благо моя служба тогда этому способствовала. Прошёл отборочные вступительные экзамены в Риге и поехал оттуда в Курган. Никому из родных не сказал, что буду поступать, а назвал это командировкой в Зауралье: думал, что провалюсь. До конца не верил, что смогу поступить в такое училище.

Быть тебе комиссаром!

– Помните, как сдавали экзамены?

– Конечно. Первым предметом была география. Принимал полковник – теперь уже не вспомню фамилии. Он спросил, помимо того, что было в экзаменационном билете, какие газеты я читаю. А мне мама с ранних лет привила чтение газеты «Правда» и районной – «Стяг советов», которая выходила на белорусском языке. И когда я рассказал полное содержание нескольких последних номеров газеты «Правда», в том числе о том, как Фидель Кастро и Че Гевара брали власть на Кубе, полковник встал и сказал: «Ты поступишь! Быть тебе комиссаром!» Так я поступил и отучился четыре года, мне присвоили звание младшего сержанта. Был командиром курсантского отделения. Училище окончил с отличием. После получил распределение в город Винница, в 18-ый армейский авиационный корпус. В то время я уже был женат.

-2

– А где вы познакомились в супругой? В Кургане во время учёбы?

– Нет, с моей будущей женой я познакомился намного раньше, ещё в девятом классе. Мы учились в одном классе и сидели за одной партой! С 1972 года и по сей день мы с Фаиной Ивановной неразлучны. Она проводила меня в армию, и, когда поступил в училище, чтобы не терзать душу девушке, на втором курсе я приехал домой и женился на ней. В училище у нас родился первый ребёнок – дочь. Пять лет моя служба проходила на Украине, затем оттуда сам попросился на Дальний Восток. Служил в Приморском крае, в городе Спасск-Дальний. После года службы мне предложили поступить в военную академию в столицу. Три года учился в Московской военно-политической академии имени В.И. Ленина, на идеологическом отделении педагогического факультета. К тому моменту у нас родилась вторая дочь. После окончания академии я мечтал попасть на родину, но вместо Минска меня распределили в Тамбов.

– Здесь где вы служили?

– В Тамбовском высшем военном авиационно-инженерном училище имени Дзержинского, в быту «связь». Этому училищу я посвятил 17 лет: с 1989 по 2007 годы. Я прибыл на должность пропагандиста политотдела училища, а затем пошёл на повышение и стал замполитом факультета радиотехнического обеспечения, после был назначен заместителем начальника училища по воспитательной работе. Вышел на пенсию, хотя мне предлагали дальше служить, но я посчитал, что правильнее уступить дорогу молодым. Затем ещё 11 лет я отработал в Главном управлении МЧС России по Тамбовской области, участвовал в формировании системы добровольно-пожарной охраны региона.

Политруки на пенсию не уходят!

-3

– Сегодня вы вместе с единомышленниками поддерживаете людей, выполняющих боевые задачи в зоне СВО, расскажите об этом.

– Это в чистом виде наш энтузиазм и инициатива. Мы – офицеры в запасе и отставке, создали в одном из мессенджеров свою группу, не без юмора назвав её «Комиссары-политруки». В ней собрались люди, которые в силу советского воспитания не привыкли оставаться в стороне, не могут проводить время, лёжа на диване, когда происходят такие события, а хотят приносить пользу Родине. Группа наша начиналась с небольшого круга единомышленников, а теперь объединяет порядка 150 человек из разных регионов России.

– Вы больше сосредоточены на помощи армии, или мирным жителям?

– Занимаемся разными задачами. Так, например, тамбовчане собрали книги – особенно активно помогли председатель регионального отделения Союза писателей России Юрий Мещеряков, писатели Елена Чистякова, Елена Зайцева, Раиса Хлыстова и другие. А первым, кто из творческих людей включился в работу, был наш бард Владимир Геращенко. Собранную литературу мы передали в методический центр Мариуполя. Если говорить о поддержке бойцов, мы работаем с 810-ой гвардейской бригадой морской пехоты Черноморского флота, а также с 169-ой танковой бригадой «Уральский медведь».

Один из батальонов танковой бригады возглавляет выпускник нашего училища с позывным «Прохор». И, конечно, как патриоты земли тамбовской мы стараемся помогать и нашим бойцам из 45-ой и 16-ой бригад. С ними налажено сотрудничество через региональную организацию «Народный фронт», «Боевое братство», телеграмм-канал «Za_opravdu_68» . Ещё мы решили, что всем, кто помогает, передаёт что-то для нужд бойцов и мирных жителей, мы обязательно ходатайствуем и вручаем благодарственные письма за подписью Руководителя Исполкома народного фронта России.

– Как часто сами выезжаете с гуманитарной миссией?

– Первая помощь, которую мы начали собирать, предназначалась для участников СВО, которые поступили на лечение в наш тамбовский военный госпиталь. Собрали индивидуальные пакеты для каждого бойца, Владимир Геращенко выступил с авторскими песнями под гитару. Затем начали помогать вынужденным переселенцам из Мариуполя. Что касается выездов, первый у меня был в Ростов-на-Дону, затем – Мариуполь. Были в Каланчаке – Херсонское направление, и в Рубежном – это уже Луганское. Не так давно отправили груз танкистам (участники нашей группы сопроводили), а сами поехали к морским пехотинцам-черноморцам на Курское направление.

– Кто вам активно помогает?

– Конечно, сами мы, офицеры, только своими средствами не справились, но в нашем регионе есть много неравнодушных людей, настоящих патриотов. Среди них есть фермеры. Это семья Черешневых – Александр и Ольга из Жердевского округа, а также семья Передерий – Александр и Татьяна из Бондарского округа. Помогают постоянно семьи Гладышевых, Невзоровых, Торопцевых, Молотковых – мои соседи по СНТ. Ещё хотелось бы отметить предпринимателей Светлану Камневу и Юрия Селиванова, Александра Рузаева и Оксану Сокольскую. Александр Егупов, Сергей Иванин, Юрий Кащееев – это бывшие и действующие сотрудники МЧС, которые всегда готовы помочь. Много и других достойных людей.

Тянет милая сторонка

– Как часто бываете на малой родине в Беларуси?

– Стараюсь приезжать, посетить моё родное село, поклониться могиле отца и родных. Обязательно едем в соседнее село на родину моей супруги. После – в Бобруйск, где похоронены бабушки и дедушки, и затем – в Минск, где покоится моя мама. Встречаемся с родственниками.

– Какие-то белорусские традиции в семье сохраняете? Например, кулинарные?

– Конечно, как всякий белорус, люблю блюда из картофеля, и драники на нашем столе бывают часто.

– Вы – отец двух замечательных дочерей. А кто-нибудь из внуков пошёл по вашим стопам?

– Да, мой (наш) старший внук Даниил – курсант пятого курса Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А. Гагарина. Так что можно говорить о преемственности поколений, а это, на мой взгляд, очень важно для меня как человека, отдавшего служению Отечеству 32 года.