Постарались найти по стоимости и качеству контента самую лучшую платформу.
К сожалению, сегодня люди меньше ходят в кинотеатры. Да, мы тратим на билеты больше денег, потому что цены выросли, но в количестве зрителей кинозалы очень сильно просели. Тенденция зародилась в пандемийный 2020 год (помните, что такое с нами случилось? Мы вот почти забыли): в те долгие месяцы люди, запертые дома, остро нуждались в развлечениях, и в нашу жизнь ворвались как с горы на лыжах стриминги. В тот год выручка платформ взлетела и составила суммарно более ₽68 миллиардов — невиданные цифры, особенно в сравнении с предыдущими годами и учитывая менталитет русского человека, не привыкшего платить за лицензионный контент.
Для нас психологически тяжелее отдать условные ₽400 за месячную подписку, чем заплатить ₽600 за билет в кино на один фильм. Это парадокс, но он действительно существует и порой проявляется в виде паники, стресса, самоедства. Психологи называют это явление разновидностью хрометофобии, когда жалко потратить деньги на свои удовольствия.
Далее ситуация ухудшилась: ушедшие из нашей страны крупные студии фактически отвадили зрителя от кинотеатров — зачем же туда идти, если нормального ничего не показывают? Да и распробовавший удобство платформ человек уже не хотел выходить из зоны комфорта, предпочитая смотреть кино и сериалы дома.
Это подтверждают и цифры: за первое полугодие 2024 года онлайн-кинотеатры заработали на подписках и за счёт показа рекламы почти ₽52 миллиарда. Да, это меньше, чем в пандемийный год, но больше, чем в 2023 и цифры эти отображают данные только первых шести месяцев.
Как строится работа
Фильм после проката раньше издавался на DVD или Blu-Ray, чтобы студии могли ещё больше заработать, а люди пополнить свою коллекцию. Сегодня после показов в кинотеатре у фильма случается цифровой релиз, и он переезжает в библиотеку платформ, которые покупают лицензию на показ, продавая возможность посмотреть уже конечному потребителю, то есть нам с вами.
Онлайн-кинотеатры зарабатывают на подписках (самая большая часть дохода), предоставляя доступ к каталогу. Это десятки тысяч фильмов и сериалов со всего мира, но на горячие новинки и блокбастеры обычно подписка не распространяется и зрителю приходится дополнительно покупать разовый или постоянный доступ к этим единицам контента. По сути, библиотека у всех российских платформ более-менее одинаковая, ведь права на показ студии продают всем заинтересованным в этом аудиовизуалам. Исключения составляют лишь релизы собственного производства, но иногда фильм или сериал снимают два онлайн-кинотеатра, и тогда они появляются в каталоге обоих. Иногда права на суперспешный originals (собственный контент) перепродаются по лицензии, и он начинает странствовать по платформам.
Стриминги также зарабатывают на показах рекламы. Два-три ролика, которые нам приходится смотреть перед началом фильма, приносят онлайн-кинотеатрам мешки денег (за первые полгода-24 этот показатель приблизился к ₽3 миллиарда).
Как выбрать платформу
Обращайте внимание на несколько пунктов:
- Контент. Крупные кинотеатры релизят качественные премьеры своего продакшена очень часто — чем богаче платформа, тем выше вероятность, что её продукт понравится массовому зрителю, потому что есть возможность привлекать топовых сценаристов, режиссёров и актёров.
- Совместимость. Некоторые smart-tv не поддерживаются для обновлений (это как с айфонами), и их каталог приложений не обновляется. Соответственно, вы не сможете установить нужное для просмотра на морально устаревший телевизор.
- Цены. Стоимость месячной подписки держится примерно на одном уровне, но многие платформы предлагают бесплатный пробный период. У одних он может составлять до трёх месяцев, другие дают не более одной-двух недель.
- Функциональность. Некоторые аудиовизуалы предоставляют возможность скачать выбранные фильмы или программы на устройство, чтобы после посмотреть без доступа к интернету.
- Отзывы. Самое полезное, что вы можете сделать перед оформлением подписки — это прочитать отзывы.
Какой онлайн-кинотеатр выбрать
По сути они все одинаковые: открывают доступ к фильмам, сериалам и телепрограммам за вознаграждение, разбавляя стандартный каталог продукцией собственного производства. Чем лучше контент, тем больше зрителей. Значит, больше подписок, просмотров, рекламодателей и прибыли.
Снова обратимся к цифрам и посмотрим на лидеров рынка первого полугодия-2024. Первое место, как и год назад, удерживает бывший сайт о кино, а теперь полноценный онлайн-аудиовизуал «Кинопоиск»; второе место забрал себе старейший кинотеатр страны «Иви», а третье место занимает Wink, бомбивший весь год сериальными хитами. Теперь давайте пройдёмся по ценам и специальным предложениям самых популярных платформ России.
«Кинопоиск»
Сайт о кино с 2018 года работает как онлайн-кинотеатр, а с 2020 производит свои фильмы и сериалы. Удобство в том, что вместе с подпиской на «Кинопоиск» пользователь получает доступ к платным сервисам «Яндекса», в структуру которого тот входит. А ещё не выходя с сайта можно смотреть рейтинг и отзывы (которые часто бывают накрученными или, наоборот, искусственно заниженными). В 2025 году сервис будет наращивать своё производство и инвестирует в originals ₽100 миллиардов. Ожидается размах, если судить по недавней премьере «Преступления и наказания», о которой мы писали. Среди уже заявленных проектов киноадаптация русских комиксов, расширенная вселенная Алисы Селезнёвой, экранизация одной из самых обсуждаемых видеоигр Atomic Heart и продолжение «Монастыря» с Марком Эйдельштейном (пока неизвестно, примет ли участие в съёмках отменённая Настя Ивлеева, игравшая главную роль в первом сезоне). Попробовать все прелести подписки на сервисы, в том числе и на кинотеатр, можно за ₽1 на 30 дней, далее стоимость возрастёт до ₽399 в месяц.
«Иви»
Стриминговый сервис работает в нашей стране с 2010 года, а с 2020 производит originals. В пакете кинотеатра собственные хиты «Райцентр», «Разрешите обратиться», «Мёртвые души» и многие другие, а в начале 2025 года ожидается премьера сериалов «Гостья», о которой мы писали, и «Мамонты» с Юрием Стояновым. У «Иви» один из самых удобных интерфейсов, быстрый движок (сервис почти не подвисает) и множество подборок по интересам. Например, новогоднего кино или сериалов каталога Amediateka. Подписка на первый месяц стоит ₽1 для новых пользователей, далее стоимость составит ₽399. А ещё кинотеатр часто и щедро задаёт промокоды, активировать которые может каждый, кто не пользовался сервисом больше 180 дней.
Wink
Аудивизуал, образованный в 2018 году, принадлежит крупнейшей российской телекоммуникационной компании «Ростелеком». Деньги у сервиса есть, поэтому он снимает много и в основном хиты: в активе сервиса «Комбинация», «Слово пацана» и «Дети перемен» (созданные совместно с платформой Start), «Чистые», «Подростки в космосе», «ГДР», «Фишер» (кстати, снимают второй сезон) и многие-многие другие. В 2023 году компания присоединила неудачный сервис more.tv, пополнив свою библиотеку другими оригинальными проектами. Помимо всего прочего сервис позволяет слушать музыку и аудиокниги. Пробный период длится 7 дней, далее стоимость подписки зависит от выбранного тарифа — самый дешёвый обойдётся в ₽99/месяц, самый дорогой стоит ₽1800/месяц.
Okko
Пожалуй, самый крутейший в плане контента стриминг страны. Кроме кино и сериалов на платформе можно смотреть балетные постановки, лекции, спортивные трансляции, красивые документалки о природе и фитнес-тренировки. Если бы не одно огромное НО — платформа дичайшим образом тормозит и вышибает пользователей из приложение на телевизоре. Среди собственных хитов, запущенных в производство с 2019 года, есть сильно нашумевшие и поднявшие индустрию на новый уровень «Юг», «Трасса» и «Лихие». А ещё у Okko единственного из стримингов в России есть права на показ шедевров Studio Ghibli. Пробный месяц для новых подписчиков стоит ₽1, второй ₽199, последующие от ₽399 в зависимости от тарифного плана.
Start
Запущенный в 2017 году стриминг снимает очень много оригинального контента как самостоятельно, так и в партнёрстве с другими сервисами, многое из которого становится оглушающе успешным. «Слово пацана», «Содержанки» и «Дети перемен» самые яркие сериальные примеры, из полных метров площадка сняла «Последних богатырей», «Холопов» и «Чебурашку». На платформе нет рекламы, вся прибыль идёт только от подписок, а фильмы можно скачивать на устройство. Оценить работу сервиса можно за ₽1 (неделя тестового периода), после полный доступ обойдётся ₽499/месяц или ₽1199 /3 месяца.
KION
Платформа, созданная МТС в 2021 году, активно сотрудничает с «Первым каналом», поэтому почти все громкие премьеры сервиса оказываются в его эфире. Например, «Раневская», «Девятаев» и «Обоюдное согласие». Стриминг с постоянной периодичностью представляет свой главный сериал месяца — в декабре таким стал «Первый номер», о котором мы писали. Подписка стоит от ₽84/месяц и до ₽1690/год (с промокодом дешевле почти вдвое).
Ещё в нашей стране работают:
- Premier, входящий в один холдинг с ТНТ, НТВ, ТВ-3, «Пятницей» — весь контент этих телеканалов выходит на платформе, либо на телеканалах после релиза на стриминге.
- «Смотрёшка» от МегаФона— относительно новый сервис, ничем не выделяющийся и предлагающий стандартный набор услуг без собственного контента.
- «Смотрим» — проект холдинга ВГТРК, где тонны контента, состоящего из Петросяна, ура-патриотических шоу и прочего наполнения «России-1».
Автор материала: Денис Фокин