Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки, недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви.
Основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт, возрождён в 1993 году.
Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. По названию монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.
Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1.
Несколько причин приехать в Ипатьевский монастырь:
- История. Монастырь был заложен в 1330 году и всегда играл важную роль в жизни города. Сюда часто приезжали цари России, именно здесь начала свой монарший путь династия Романовых. Здесь находится усыпальница семьи Годуновых.
- Архитектура. Ипатьевский монастырь — образец русской крепостной архитектуры. Его облик окончательно сложился в XVIII веке, и после этого архитектура уже практически не менялась.
- Ценности и святыни. В монастыре много разных ценностей, в том числе фрески Гурия Никитина в Троицком соборе — шедевр русской православной живописи. Также в монастыре богатейшая библиотека, в которой есть книги ещё времён Годунова, и знаменитая Ипатьевская летопись.
- Музей. В монастыре работает историко-археологический музей, в котором немало интересного и ценного.
В настоящее время архитектурный комплекс Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь разделен на два города Старый и Новый. Монастырь располагается на территории Нового города - доступ закрыт. Старый город действует как музей – вход платный. Свободный доступ на территорию Старого города предоставляется только на время богослужений.
На территории монастыря за отдельную плату можно фотографировать, но есть нюансы. Нельзя делать фотографии внутри храма, а также строго запрещено фотографировать монахов.
За небольшую плату можно прогуляться по крепостной стене, а также подняться на колокольню.
История Ипатьевского монастыря
За многовековую историю монастырь пережил как этапы процветания, так и упадка. Мне особенно интересны два периода, а именно как он собственно возник, а также время, когда здесь укрывался юный Михаил Романов, в связи с чем Ипатьевский монастырь называют колыбелью династии Романовых.
Удивительно, как повторяется история. Так, в 1689 году во время стрелецкого бунта в Москве за стенами Сергиева монастыря укрылся Петр I. Подробнее о Троице-Сергиевой лавре смотрите в этой публикации канала:
Ниже приведены выдержки об этих периодах с официального сайта монастыря (полную историю можно изучить там же):
За полвека до Куликовской битвы
Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.
Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.
Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких столетий, были намного сложнее и разнообразнее, чем о них говорят сухие строки учебников истории. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу. Таков был и мурза Чет. Справедливости ради отметим, что выдвигались и другие версии, касающиеся времени появления обители. Академик С.Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века.
Современные историки полагают, что обитель возникла ещё раньше – примерно в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как покровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монастыря не подлежит сомнению.
Юный царь Михаил Романов
История Святой Руси хранит для будущих поколений уроки тяжких невзгод и потрясающих триумфов. Русский народ в своей истории был ведом Богом то путем славы и величия во времена всеобщего стремления к благочестию и чистоте духовной, то по тернистому пути испытаний за великие грехи наши. Но как только православный народ возносил покаянные молитвы, Русь возвращалась на путь благоденствия. Так было и во время Смуты начала XVII века, по слову Пушкина, «величественной драмы, начавшейся в Угличе и закончившейся в Ипатьевском монастыре».
После нескольких лет войн и раздоров пришло время единения и все общего национального согласия. В феврале 1612 года Кострома напутствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного освобождения от польского засилья.
Вскоре в Москве собирается Земский Собор, который «яко едиными усты» избирает на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. 21 февраля 1613 года Собор присягнул православному царю. Сам избранник в это время пребывал в своей костромской вотчине – селе Домнине.
Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. В это же самое время поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его. Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас юного царя – надежду России.
14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы.
Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью, инокиней Марфой. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Однако юный избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести.
И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила отринуть сомнения, принять решение Собора и положиться на «праведные и непостижимые судьбы Божий». Представ пред чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство.
Заключение
Спасибо за Ваше внимание, уделенное время, прочтение и активность (подписка, комментарии, лайки)!
Популярные направления
Посмотрите на список, может Вас заинтересуют эти направления для путешествия:
• Москва • Московская область • Санкт-Петербург • Ленинградская область • Владимирская область • Калининградская область • Рязанская область • Тверская область • Нижегородская область • Новгородская область • Псковская область • Мурманская область • Тульская область • Краснодарский край • Чувашская республика • Костромская область • Ярославская область • Самарская область • Калужская область • Смоленская область •