Введение
Когда родитель понимает, что обстоятельства складываются так, что без репетитора не обойтись, возникает ряд проблем. Одна из них звучит так: какими инструментами воспользоваться, чтобы найти репетитора? Существует множество инструментов поиска репетитора. У каждого из них есть достоинства и недостатки. Однако недостатки часто скрывают от родителей. Как правило, это связано с продвижением компаний на рынке образования.
В статье собраны основные инструменты, которые так или иначе используются родителями для поиска репетиторов. Инструменты разбиты на две группы. Первая группа базируется на использовании ресурсов интернета. Вторая группа не использует их вообще. В рамках исследования подробно рассматриваются две эти группы.
В статье приведен шаблон для формирования поискового запроса, который позволяет составить поисковое объявление. Шаблон учитывает основные параметры, на которые обращают внимание репетиторы при прочтении объявлений.
******************************************************
Важно:
- Данная статья должна быть прочитана только после первой статьи
- В статье показан подход к использованию инструментов поиска, а не четкий алгоритм действий.
- Вам не надо читать статью, если вы считаете, что все можно найти по первой ссылке в Google.
******************************************************
Ошибки родителей при поиске репетитора
Под ошибками мы будем понимать систематически неправильные действия (последовательности действий), которые совершают родители при подборе репетитора для своего ребенка (ученика). Ошибки расположены в порядке их частотности.
Ошибка 1. Выбор первого встречного репетитора
Такую ошибку совершают родители, как правило, впервые столкнувшиеся с необходимостью выбора репетитора. Подобрать хорошего репетитора с первого раза — это удача. Однако, вопреки здравому смыслу, родители выбирают первого встречного репетитора и думают, что он именно тот специалист, который решит их учебную задачу.
Ошибка 2. Выбор репетитора через друзей (знакомых)
Эта ошибка совершается из-за того, что технологии подбора репетитора на сегодняшний день просто нет. Родители дают «клич» по своим знакомым. Так делать нежелательно, потому что это сужает круг поиска репетитора. Бывают ситуации, когда так сделать можно и даже нужно, но это происходит очень редко.
Ошибка 3. Выбор репетитора через школу
Эта ошибка погубила очень многих хороших учеников. Нельзя брать в репетиторы своего школьного учителя, потому что, если что-то пойдет не так, он станет вашим врагом. Ищите репетитора на стороне. В таком подходе есть много положительных моментов. Хотя бы тот момент, что ваш ребенок увидит разные подходы к объяснению (преподаванию).
Ошибка 4. Действия в состоянии «аффекта»
Когда оценки ухудшаются, ребенок «ноет», ему очень сложно учиться, а репетитора еще нет. Родитель, находясь под влиянием этих обстоятельств, выбирает хотя бы что-то. Ему плевать на последствия, лишь бы с него сняли ответственность в целом. Однако учебная задача как была, так и осталась. Серьезные решения “на скачке” не принимаются. Подбор репетитора — это как раз таки серьезное решение.
Ошибка 5. Попадание под влияние рекламы
На сайтах-агрегаторах у репетиторов все анкеты просто ВАУ!!! Репетиторы прямо супермены. Всё могут. Всё умеют. Даже кран поменять на кухне! Видео научились снимать о себе и атаковали YouTube. Родитель попадает под влияние рекламы и образа, созданного PR-технологиями, и начинает делать выбор исходя не из учебной задачи, а из того, что ему нравится.
Ошибка 6. Игнорирование мнения ребенка о репетиторе
Родитель хочет, чтобы репетитором ребенка был мужчина, так как со школьных лет он помнит, каким строгим был Тимофей Ильич — учитель математики. Это становится приоритетным для выбора репетитора. Все «прилепляется» к образу Тимофея Ильича. Потом происходит коллапс, так как репетитора вы выбрали не Вашему ребенку (ученику), а себе.
Все приведенные ошибки так или иначе совершаются родителями при подборе репетиторов. Так происходит, потому что родители тоже люди, и, как правило, не обладают профессиональной квалификацией в области образования и HR.
Основная часть
Виды поисковых инструментов
Под инструментами поиска мы понимаем подходы к поиску, которые родитель может использовать для подбора репетитора под свою учебную задачу. Все инструменты можно разделить на две большие группы. Первая группа — это подходы, которые использовались в те времена, когда интернета не было вообще. Вторая группа — это подходы, которые активно начали развиваться на базе интернет-технологий в начале 2008 года.
Далее мы рассмотрим более подробно каждую из групп. Укажем, какие подходы относятся к каждой группе, а также отметим достоинства и недостатки. Для удобства все подходы будут приведены в виде таблицы.
Первая группа инструментов
В первой группе описаны четыре основных подхода. Первые два относятся к поиску, который осуществляет сам родитель. Во второй группе поиск идет через надсистему, то есть через вуз или школу. В этом случае родитель «доверяет» надсистеме среднего и высшего образования.
Таблица 1. Описание первой группы
Название подхода:
Сарафанное радио
Описание подхода:
Родитель обращается к своим родным, друзьям, коллегам и знакомым. Объясняет ситуацию: у ребенка упала успеваемость по математике. Далее родитель спрашивает, нет ли какого-нибудь репетитора, который может позаниматься с ребенком. Получает номер телефона репетитора, звонит и договаривается о занятиях.
Бывает так, что это происходит в обратном порядке. Коллега рассказывает о том, какого классного репетитора он нашел для своего ребенка. Родитель попадает под «яркие» эмоции и по инерции просит номер репетитора, звонит и договаривается о занятиях.
Достоинства подхода:
— Вы можете получить реальные данные (отзывы) о репетиторе.
— Вы можете быстро найти репетитора.
Недостатки подхода:
— Выбор репетитора на основе одного параметра.
— Исключение лучших вариантов.
— Попадание под влияние знакомых (коллег).
Частота использования:
Встречается очень часто, так как у родителей сильно работает инерция мышления.
Название подхода:
Газеты и объявления
Описание подхода:
Родитель узнает о падении успеваемости ребенка. После работы возвращается домой и видит на двери подъезда объявление о том, что в его доме на 5 этаже есть репетитор. Он срывает номер телефона, звонит и договаривается о занятиях.
Достоинства подхода:
— Нет…
Недостатки подхода:
— Все и сразу (но, может быть, вам действительно повезет).
Частота использования:
Это аналогично сарафанному радио с одним лишь отличием — поиск идет не через знакомых, а просто наудачу (русская рулетка).
Название подхода:
Школа
Описание подхода:
У ребенка снизилась успеваемость по математике. Родитель идет в школу и начинает выяснять ситуацию. В итоге приходит к выводу, что ситуация может быть исправлена, а для этого можно взять дополнительные уроки у учителя. Родитель считает, что учитель в школе — великий педагог и все будет дальше “без сучка и задоринки”.
Достоинства подхода:
— Быстрота подбора.
— Ребенок знает учителя и его подход.
— Возможность занятий без отрыва от школы.
Недостатки подхода:
— Попадание в зависимость от школы.
— Попадание в зависимость от учителя.
— Попадание в зависимость от внешних обстоятельств.
— Как правило, школьный учитель умеет работать с классом, но не всегда хорошо работает индивидуально.
Частота использования:
Встречается довольно часто. Как правило, профессиональный педагог таким видом деятельности не занимается. Если и занимается, то ищет учеников на стороне.
Название подхода:
Подготовительные курсы при вузе
Описание подхода:
Ребенок хочет поступить в вуз своей мечты и для этого посещает подготовительные курсы. На подготовительных курсах в аудитории сидит около 100 учащихся. Родитель понимает, что эффективность таких занятий не всегда достаточна для ребенка. Приходит идея попросить о дополнительных занятиях ведущего преподавателя с курса. Договаривается, и ребенок занимается с преподавателем.
Достоинства подхода:
— Ребенок получает максимально актуальные знания, необходимые для сдачи ДВИ.
— Ребенок общается с будущим преподавателем, у которого, возможно, будет учиться.
— Возможность обратить на себя внимание на кафедре.
Недостатки подхода:
— Это коррупция в чистом виде.
— Не всегда преподаватель является и грамотным репетитором тоже.
— Цена таких занятий, как правило, высокая.
Частота использования:
Встречается у тех, кто ходит на подготовительные курсы. Как правило, преподаватели не хотят репетиторствовать. Если и делают это, то берут потенциально талантливых учеников.
Вторая группа инструментов
Во второй группе инструментов 4 основных подхода к подбору репетиторов. Их можно разделить на две группы. К первой группе относятся специальные сайты-агрегаторы и сторонние сайты услуг. Вторая группа связана с социальными сетями и видеохостингами.
Таблица 2. Описание второй группы инструментов
Название подхода:
Сайты-агрегаторы
Описание подхода:
Родитель включает компьютер, открывает браузер, вбивает в поисковую систему запрос, который состоит из двух слов, и получает 200 страниц с сайтами-агрегаторами репетиторов. Тут родитель немного приходит в замешательство, так как сайтов очень много, а репетитор нужен лучший. В итоге выбор репетитора сводится к терпению и выдержке родителя.
Достоинства подхода:
— Высокая доступность.
— Множественный выбор.
— Много параметров отсева кандидатов.
— Все предметы.
Недостатки подхода:
— Слишком много анкет.
— Отсутствуют критерии проверки качества репетитора (удаленно).
— Нет возможности проверить документы.
— Встречаются мошенники (сайты-мошенники).
Частота использования:
На сегодняшний день это является самым используемым подходом. Современные родители на достаточном уровне владеют ПК, чтобы реализовать данный подход.
Название подхода:
Сайты товаров (Авито и др.)
Описание подхода:
Родитель, находясь под действием инерции мышления, идет на сайты, где продаются товары, а также услуги репетиторов. Такие сайты не специализируются на подборе репетиторов, но дают возможность репетиторам разместить свои анкеты. Родитель может получить номер телефона в два клика.
Достоинства подхода
— Низкие цены на услуги.
— Не нужно ждать, пока репетитор откликнется на заказ.
— Работает в небольших городах.
Недостатки подхода:
— Нет информации о репетиторе.
— Нет гарантий вообще.
— Как правило, там можно найти молодых репетиторов.
Частота использования:
Такой подход используется родителями в небольших городах. Молодые репетиторы, как правило, размещают анкеты везде, где только можно. Поэтому вероятность нарваться именно на молодых репетиторов очень высока.
Название подхода:
Видеохостинги (RuTube)
Описание подхода
Родитель, сделав пару запросов в поисковике, не получает желаемого. Однако интернет очень умный, и, как только родитель заходит на RuTube, умная лента подкидывает ему видео с разбором заданий от репетитора. Родитель начинает «копать» и находит в итоге контакты и даже курсы от этого репетитора.
Достоинства подхода
— Можно сразу оценить качество работы репетитора.
— Ребенок может посмотреть видео и сказать, нравится ли ему такое изложение материала.
— Как правило, репетиторы, которые делают видео, уже не молодые (минимум несколько лет работают).
— Такой репетитор не заинтересован в плохих отзывах.
Недостатки подхода:
— Очень высокая цена за час занятий.
— Часто не ведут индивидуально (только группы).
— Бывает так, что нет обратной связи.
— Работа не на результат, а на пиар или шоу (часто встречается).
Частота использования:
Последние 4-6 лет количество обучающего контента на YouTube стремительно растет. Это хорошо, так как раньше такого не было. Сейчас есть выбор. Но реально хороших репетиторов, которые делают контент для учеников и думают об учениках, все равно мало. Часто такие репетиторы являются частью онлайн-школ и не хотят работать индивидуально.
Название подхода:
Социальные сети (группы в социальных сетях)
Описание подхода:
Родитель использует социальные сети для подбора репетитора, набирает запрос и находит страницу репетитора. Далее пишет ему в личные сообщения и договаривается о занятиях.
Достоинства подхода
— Можно написать ученикам и спросить о качестве занятий.
— Приведена информация о репетиторе.
— Есть целые группы репетиторов.
Недостатки подхода:
— Высокая цена за час занятий.
— Часто не ведут индивидуально (только группы).
— Работа не на результат, а на пиар или шоу (часто бывает).
Частота использования:
Используется довольно часто теми родителями, которые пользуются социальными сетями.
Выбор оптимального поискового инструмента
Количество подходов к поиску репетитора действительно очень велико. Как родителю выбрать нужный? Ответа на этот вопрос нет. Необходимо использовать комбинации подходов. Это даст возможность провести сравнительный анализ репетиторов и выбрать лучшего. Самая распространённая комбинация — это использование сарафанного радио и сайтов-агрегаторов.
Для того чтобы воспользоваться рассмотренными подходами, вам необходимо четко описать вашу учебную задачу и дать максимальное количество входной информации репетитору в вашем объявлении. Репетитор не знает вас лично, и поэтому вам необходимо заполнить шаблон поискового запроса. Это даст возможность на начальном этапе провести отсев кандидатов.
Шаблон для создания поискового запроса
Шаблон поискового запроса включает в себя необходимое количество параметров, на которые репетиторы обращают внимание, когда просматривают вакансии на сайтах-агрегаторах. Даже если вы не хотите использовать сайты-агрегаторы, вам необходимо будет общаться с репетитором и описывать ему исходную ситуацию. В этом вам сильно поможет заполненный вами лично шаблон.
Таблица 3. Шаблон поискового запроса
Параметр
Описание (пример)
Пол ребенка:
Мальчик (девочка)
Возраст ребенка:
15 лет
Класс:
9 класс
Учебная дисциплина:
Математика,
Физика
Тип школы:
Физмат школа/класс
Текущая оценка:
4
Отношение к предмету:
Неприязнь не испытывает
Формат занятий:
Очные
Количество занятий в неделю:
Ориентировочно два раза в неделю
Описание ситуации (2-5 предложений):
— Проблемы с темой “Функции”.
— Упала успеваемость.
— Не понимает объяснения нового учителя.
Цель занятий:
— Повысить успеваемость.
— Сдать экзамены.
— Подготовиться к ДВИ.
Продолжительность занятий:
3 месяца до экзаменов
Дополнительная информация:
Ребенок интроверт, следовательно, нужен подход
Пол репетитора:
Мужчина
Возраст:
25-35 лет
Стаж репетитора:
От 5 лет
Договор об указании услуг:
Необходим
Оплата:
По факту проведения
Цена за час работы:
Не более 1200 р.
Пробное занятие:
Бесплатное
Доп. информация:
Профильное и педагогическое образование (дипломы необходимо предоставить)
В результате заполнения данной таблицы вы сможете сформулировать небольшой текст вашего объявления, из которого репетитору будет понятно, какая учебная задача стоит перед вами.
Пример объявления.
Добрый день! Ученик — мальчик, возраст 15 лет. Обучается в 9 классе физико-математической школы. Текущая оценка “хорошо”. К математике относится хорошо, неприязни к предмету нет. Рассматриваем очные занятия на дому. Ориентировочно два раза в неделю. Учебная задача, которую хотим решить: понять тему “Функции”. Тема была пройдена, однако объяснения учителя ученик не понял. Начались проблемы с другими темами. Занятия планируем продолжать до конца учебного года. Дальнейшее сотрудничество в зависимости от достигнутых результатов. Ученик интроверт, нужен подход.
Рассматриваем репетитора мужского пола. Возраст — 25-35 лет. Стаж репетитора — от 5 лет. Работа по договору. Необходимо профильное и педагогическое образование. Первое пробное занятие проводится бесплатно. Приемлемая цена за час занятий — 2000 рублей.
Такой запрос сразу сужает количество репетиторов и выделяет тех, кто необходим именно вам. Кандидат, прочитав такой запрос, сможет сделать выводы о том, готов ли он решать вашу учебную задачу или нет.
Выводы
1. У каждого подхода есть достоинства и недостатки. Идеального решения нет. Вам придется собрать его по частям.
2. Лучше использовать комбинации первой и второй группы инструментов для поиска репетитора.
3. Нужно тщательно заполнить шаблон поискового запроса, чтобы составить качественное поисковое объявление. В противном случае вы будете терять время.
P.S:
Запись на занятия по физике/математике: https://t.me/mathsdv