Найти в Дзене
Замполит8888

«Общество соединённых славян», сплочение славянских наций под революционными идеями

В эпоху Просвещения XVIII века идеи свободы и разума охватили не только передовые страны Европы, но и славянские народы, находившиеся в глубоком кризисе. В конце XVIII века угроза ассимиляции европейских славян не казалась преувеличением. Отчасти поэтому в начале XIX века часть российского «благородного общества» вспомнила о своих славянских корнях и начала искать свои национальные исторические истоки. Корни проблем славянских народов в политике Российской империи В то время проблемы славянских народов в Российской империи были не менее серьёзными, чем на порабощённых Балканах или в Центральной Европе. Это было связано с практически неограниченным влиянием иностранцев в высших слоях власти и культуры. Рождение идеи о славянских народах в России происходило в условиях пренебрежения к русской и, следовательно, славянской культуре на протяжении почти всего XVIII века. Попытки таких людей, как Ломоносов и Татищев, изменить отношение государства и элиты к славянским корням истории страны вс
Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

В эпоху Просвещения XVIII века идеи свободы и разума охватили не только передовые страны Европы, но и славянские народы, находившиеся в глубоком кризисе. В конце XVIII века угроза ассимиляции европейских славян не казалась преувеличением. Отчасти поэтому в начале XIX века часть российского «благородного общества» вспомнила о своих славянских корнях и начала искать свои национальные исторические истоки.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Корни проблем славянских народов в политике Российской империи

В то время проблемы славянских народов в Российской империи были не менее серьёзными, чем на порабощённых Балканах или в Центральной Европе. Это было связано с практически неограниченным влиянием иностранцев в высших слоях власти и культуры.

Рождение идеи о славянских народах в России происходило в условиях пренебрежения к русской и, следовательно, славянской культуре на протяжении почти всего XVIII века.

Попытки таких людей, как Ломоносов и Татищев, изменить отношение государства и элиты к славянским корням истории страны встречали жёсткое сопротивление правящей элиты и привилегированных сословий. Поэтому неудивительно, что первая общественная организация, высказывавшая идею объединения славянских народов, стала частью революционного Южного общества декабристов.

Проникновение идей славянского единства в сознание русского общества

В начале XIX столетия среди образованных людей из славянских стран и прогрессивной молодёжи возник интерес к изучению истории своего народа. К тому времени славянские народы почти полностью ассимилировались в среде других европейских государств. Процесс ассимиляции зашёл так далеко, что даже чешский историк и филолог Йозеф Добровский, который основал науку о славянских языках, писал свои труды на немецком языке. Он был убеждён, что история его народа уже завершилась.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

В России же влияние иностранцев привело к тому, что славянские корни русского народа были забыты. Аристократия считала, что у неё особые исторические корни, которые отличают её от простых людей. Однако идеи славянского возрождения проникали в Российскую империю и находили отклик в умах прогрессивной части общества. Возрос интерес к истории своей страны, в светских кругах обсуждалась «История государства Российского» Н. М. Карамзина.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Как создавалось общество соединённых славян

После окончания Отечественной войны 1812–1814 годов и заграничного похода русской армии в России начали возникать различные кружки и общества, которые были охвачены самыми разнообразными интересами — от научных и просветительских до революционных. Одним из самых обсуждаемых вопросов стал славянский вопрос.

Первое славянское общество в России прошло через два этапа своего становления.

Во-первых, в 1818 году в селе Решетиловка Полтавской губернии Андрей и Пётр Борисовы, сыновья отставного флотского майора, организовали любительский кружок под названием «Общество первого согласия». На своих встречах они обсуждали проблемы славянских народов и пути их объединения.

Целью общества, которое позже было переименовано в «Общество друзей природы», было не только объединение славян и изучение природы, но и проведение демократических преобразований в России. Пётр Борисов разработал устав и правила для этого объединения. Однако молодые братья не обладали достаточными лидерскими качествами и политическим опытом, что привело к распаду общества.

Во-вторых, после распада первого общества братья Борисовы стали офицерами и отправились на Кавказ. Там они познакомились с Юлианом Липницким, польским шляхтичем, который был сослан в Новоград-Волынскую артиллерийскую бригаду за революционную деятельность. Липницкий, человек с сильным характером и политическими взглядами, определил и сформулировал программные установки для создаваемого Общества соединённых славян.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Регламент Общества состоял из двух небольших текстов: «Катехизиса» и «Клятвенного обещания». Члены общества видели свою социальную опору в широких слоях населения. Они допускали возможность революционных преобразований в государстве и обществе, но рассматривали их как крайнюю меру. Однако развитие событий привело к тому, что многие «объединённые славяне» стали более радикальными. В основе нового общества лежали две ключевые цели: Во-первых, упразднение самодержавия и крепостного права в России и создание республики. Во-вторых, формирование союза независимых славянских республик.

Предполагалось, что Польша вновь обретёт независимость (влияние Липницкого), а также в будущем союзе примут участие государства Центральной и Восточной Европы, включая неславянские Венгрию, Трансильванию и Молдавию.

В состав организации входили мелкопоместные дворяне без титулов, младшие офицеры и чиновники низших рангов. Всего насчитывалось до пятидесяти человек.

Поскольку все участники были равны по социальному положению и не было явного лидера, организация скорее напоминала дискуссионный клуб, чем тайное общество. Тем не менее, при вступлении в кружок участники получали псевдонимы, связанные с именами известных личностей из античности, таких как Протагор, Катон, Сципион и другие.

Общество соединённых славян не ставило перед собой конкретных задач для достижения целей.

Слияние с декабристами и самороспуск общества

Общество соединённых славян возникло позже тайного Южного общества (январь 1822 года) и на год отставало в своей деятельности. Однако это был значительный срок для социально-политических процессов в России того времени.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Идеи ранних обществ определяли развитие более поздних. Общество соединённых славян отвергало диктатуру, что противоречило концепции Пестеля из «Русской правды». Но после объединения с Южным обществом в сентябре 1825 года «соединённые славяне» приняли задачи декабристов. Братья Борисовы дали клятву участвовать в цареубийстве, превратившись из мечтающих о славянском единстве «ботаников» в радикальных бунтовщиков.

После объединения общество утратило свои особенности, раскололось на сторонников и противников объединения, потеряло демократизм и часть сторонников. Общество соединённых славян в своём первоначальном виде перестало существовать.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Организация, присоединившаяся к Южному обществу декабристов, разделилась на пехотную и артиллерийскую управы, было введено централизованное управление и запрет на приём поляков и гражданских. Общество готовило солдат к восстанию и сыграло ключевую роль в восстании Черниговского полка в конце декабря 1825 года.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Общество соединённых славян и феномен революционного народничества

Анализируя историю революционного движения в России, можно утверждать, что истоки революционного народничества берут своё начало в Обществе соединённых славян. В среде дворян-декабристов, которые в основном были «далёки от народа», можно было заметить необычную группу участников восстания, которые отличались своим особым отношением к народу. Этими людьми были бывшие члены Общества соединённых славян, которые растворились в движении декабристов и остались «в тени». Однако самим декабристам суждено было оказаться в «политическом тупике», тогда как, почти ассимилированные ими «объединённые славяне», получили «взрывную перспективу» в прямом и переносном смыслах. Такое иногда случается в истории.