В эпоху Просвещения XVIII века идеи свободы и разума охватили не только передовые страны Европы, но и славянские народы, находившиеся в глубоком кризисе. В конце XVIII века угроза ассимиляции европейских славян не казалась преувеличением. Отчасти поэтому в начале XIX века часть российского «благородного общества» вспомнила о своих славянских корнях и начала искать свои национальные исторические истоки.
Корни проблем славянских народов в политике Российской империи
В то время проблемы славянских народов в Российской империи были не менее серьёзными, чем на порабощённых Балканах или в Центральной Европе. Это было связано с практически неограниченным влиянием иностранцев в высших слоях власти и культуры.
Рождение идеи о славянских народах в России происходило в условиях пренебрежения к русской и, следовательно, славянской культуре на протяжении почти всего XVIII века.
Попытки таких людей, как Ломоносов и Татищев, изменить отношение государства и элиты к славянским корням истории страны встречали жёсткое сопротивление правящей элиты и привилегированных сословий. Поэтому неудивительно, что первая общественная организация, высказывавшая идею объединения славянских народов, стала частью революционного Южного общества декабристов.
Проникновение идей славянского единства в сознание русского общества
В начале XIX столетия среди образованных людей из славянских стран и прогрессивной молодёжи возник интерес к изучению истории своего народа. К тому времени славянские народы почти полностью ассимилировались в среде других европейских государств. Процесс ассимиляции зашёл так далеко, что даже чешский историк и филолог Йозеф Добровский, который основал науку о славянских языках, писал свои труды на немецком языке. Он был убеждён, что история его народа уже завершилась.
В России же влияние иностранцев привело к тому, что славянские корни русского народа были забыты. Аристократия считала, что у неё особые исторические корни, которые отличают её от простых людей. Однако идеи славянского возрождения проникали в Российскую империю и находили отклик в умах прогрессивной части общества. Возрос интерес к истории своей страны, в светских кругах обсуждалась «История государства Российского» Н. М. Карамзина.
Как создавалось общество соединённых славян
После окончания Отечественной войны 1812–1814 годов и заграничного похода русской армии в России начали возникать различные кружки и общества, которые были охвачены самыми разнообразными интересами — от научных и просветительских до революционных. Одним из самых обсуждаемых вопросов стал славянский вопрос.
Первое славянское общество в России прошло через два этапа своего становления.
Во-первых, в 1818 году в селе Решетиловка Полтавской губернии Андрей и Пётр Борисовы, сыновья отставного флотского майора, организовали любительский кружок под названием «Общество первого согласия». На своих встречах они обсуждали проблемы славянских народов и пути их объединения.
Целью общества, которое позже было переименовано в «Общество друзей природы», было не только объединение славян и изучение природы, но и проведение демократических преобразований в России. Пётр Борисов разработал устав и правила для этого объединения. Однако молодые братья не обладали достаточными лидерскими качествами и политическим опытом, что привело к распаду общества.
Во-вторых, после распада первого общества братья Борисовы стали офицерами и отправились на Кавказ. Там они познакомились с Юлианом Липницким, польским шляхтичем, который был сослан в Новоград-Волынскую артиллерийскую бригаду за революционную деятельность. Липницкий, человек с сильным характером и политическими взглядами, определил и сформулировал программные установки для создаваемого Общества соединённых славян.
Регламент Общества состоял из двух небольших текстов: «Катехизиса» и «Клятвенного обещания». Члены общества видели свою социальную опору в широких слоях населения. Они допускали возможность революционных преобразований в государстве и обществе, но рассматривали их как крайнюю меру. Однако развитие событий привело к тому, что многие «объединённые славяне» стали более радикальными. В основе нового общества лежали две ключевые цели: Во-первых, упразднение самодержавия и крепостного права в России и создание республики. Во-вторых, формирование союза независимых славянских республик.
Предполагалось, что Польша вновь обретёт независимость (влияние Липницкого), а также в будущем союзе примут участие государства Центральной и Восточной Европы, включая неславянские Венгрию, Трансильванию и Молдавию.
В состав организации входили мелкопоместные дворяне без титулов, младшие офицеры и чиновники низших рангов. Всего насчитывалось до пятидесяти человек.
Поскольку все участники были равны по социальному положению и не было явного лидера, организация скорее напоминала дискуссионный клуб, чем тайное общество. Тем не менее, при вступлении в кружок участники получали псевдонимы, связанные с именами известных личностей из античности, таких как Протагор, Катон, Сципион и другие.
Общество соединённых славян не ставило перед собой конкретных задач для достижения целей.
Слияние с декабристами и самороспуск общества
Общество соединённых славян возникло позже тайного Южного общества (январь 1822 года) и на год отставало в своей деятельности. Однако это был значительный срок для социально-политических процессов в России того времени.
Идеи ранних обществ определяли развитие более поздних. Общество соединённых славян отвергало диктатуру, что противоречило концепции Пестеля из «Русской правды». Но после объединения с Южным обществом в сентябре 1825 года «соединённые славяне» приняли задачи декабристов. Братья Борисовы дали клятву участвовать в цареубийстве, превратившись из мечтающих о славянском единстве «ботаников» в радикальных бунтовщиков.
После объединения общество утратило свои особенности, раскололось на сторонников и противников объединения, потеряло демократизм и часть сторонников. Общество соединённых славян в своём первоначальном виде перестало существовать.
Организация, присоединившаяся к Южному обществу декабристов, разделилась на пехотную и артиллерийскую управы, было введено централизованное управление и запрет на приём поляков и гражданских. Общество готовило солдат к восстанию и сыграло ключевую роль в восстании Черниговского полка в конце декабря 1825 года.
Общество соединённых славян и феномен революционного народничества
Анализируя историю революционного движения в России, можно утверждать, что истоки революционного народничества берут своё начало в Обществе соединённых славян. В среде дворян-декабристов, которые в основном были «далёки от народа», можно было заметить необычную группу участников восстания, которые отличались своим особым отношением к народу. Этими людьми были бывшие члены Общества соединённых славян, которые растворились в движении декабристов и остались «в тени». Однако самим декабристам суждено было оказаться в «политическом тупике», тогда как, почти ассимилированные ими «объединённые славяне», получили «взрывную перспективу» в прямом и переносном смыслах. Такое иногда случается в истории.