Начиная с марта 1977 года в различных частях Ленинграда стали происходить страшные надругательства над несовершеннолетними девочками. Причем прямо у них дома. Дети оставались одни, родители на работе, время было спокойным, так что за жизнь и здоровье школьниц взрослые не переживали. Как оказалось, зря. Четыре девочки в возрасте 13-15 лет были изнасилованы с перерывом в три-четыре недели.
Был предусмотрителен, никогда полностью не оголялся
Маньяк действовал по схожей схеме во всех случаях. Сперва он стучал в дверь и ждал, пока ему откроет ребенок. Если на пороге появлялись взрослые, представлялся сотрудником милиции, показывал удостоверение и рассказывал о каком-то незначительном происшествии: сломанной двери в колясочной или погнутых качелях во дворе. Уточняя несколько расплывчатых деталей, он благодарил за помощь и уходил. Однако, когда открывала дверь девочка школьного возраста, сообщая, что дома одна, он сразу же узнавал, во сколько вернутся родители, а затем говорил, что ему нужно задать несколько вопросов и просил пройти, чтобы «задать пару вопросов».
Школьницы без опаски впускали незнакомца в квартиру. Как только замок щелкал за его спиной, «правоохранитель» резко менялся. Угрожая ножом, он заставлял девочек раздеться, уточняя, девственницы ли они. Невинность девушек была фетишем этого извращенца. Он совершал с ними половой акт, затем забирал ценные вещи и тщательно стирал все следы.
Маньяк был предельно аккуратным. Он заставлял жертв мыться под его присмотром, удаляя все улики. Более того, он расчесывал им лобковые волосы, проверяя на наличие своих. Удивительно, что он никогда не применял силу, а также не снимал полностью нижнее белье, что впоследствии помогло следствию.
Сотрудники органов поняли причину стеснения маньяка
Прекрасное понимание преступника относительно того, как осуществляется следственная экспертиза и какие детали исследуются, привело правоохранительные органы к мысли, что он может иметь криминальное прошлое. Также обращало на себя внимание его странное поведение — он оголялся лишь частично. В то время к заключённым, осуждённым за изнасилование, в колонии относились особенно пренебрежительно: их «опускали» и наносили на бедрах уничижительные татуировки на ягодицах. Следствие пришло к выводу, что наличие таких знаков могло стать причиной «скромности» маньяка.
Крупнейшей ошибкой стало то, что долгое время милиция не придавала огласке проблему, связанную с появлением такого преступника в городе. В то время насильник продолжал свои деяния, после которых проводил с девочками часы, обсуждая вопросы чести и важности целомудрия для первого партнёра.
Однако летом 1977 года маньяк внезапно исчез на полгода, что породило догадку о его задержании по другому делу. Проверки не принесли результатов. Осенью «оперативник» снова начал обходить квартиры, проявляя всё большую наглость, обсуждая с жертвами откровенные темы. Затем последовал длительный перерыв до весны 1978 года, после чего было зарегистрировано три новых случая.
Похожие случаи были отмечены и в других городах
До осени 1982 года Ленинград сотрясала серия жестоких изнасилований, совершенных так называемым «охотником на девственниц» Андреем Григорьевым. Преступник действовал с перерывами, появляясь в городе весной и осенью, а зимой и летом исчезая.
Такая цикличность в поведении насильника привлекла внимание правоохранительных органов. Они предположили, что злоумышленник либо приезжал в Ленинград в командировки, либо работал вахтовым методом. Решив предать дело огласке, милиция разослала информацию о ленинградском насильнике во все управления внутренних дел.
К удивлению сотрудников правоохранительных органов, они получили сообщения о похожих преступлениях, совершенных в других городах. Все силы были брошены на проверку сотрудников транспортных предприятий, поскольку предполагалось, что мужчина мог быть связан с этой сферой деятельности.
«Я жертва чудовищной ошибки»
В конце весны 1983 года следователи обратили внимание на 37-летнего дальнобойщика Сергея Григорьева, имевшего судимость за преступления сексуального характера. Установлено, что маршруты его поездок совпадали с местами совершения преступлений, приписываемых маньяку.
По прибытии Григорьева в Ленинград его незамедлительно задержали, это произошло 6 мая 1983 года. При осмотре его транспортного средства обнаружен тайник, в котором находилось золотое кольцо, недавно похищенное маньяком из квартиры в Зеленограде. В ходе обыска его жилища были изъяты вещи, вывезенные из разных уголков страны. Потерпевшие, даже спустя длительное время, безошибочно опознавали Григорьева.
Несмотря на улики, Григорьев упорно отрицал свою причастность к преступлениям, утверждая, что стал «жертвой чудовищной ошибки». Однако его доводы не были приняты во внимание. За совершение более 30 изнасилований на территории СССР он был приговорен к 15 годам лишения свободы.
В 1999 году Григорьев вышел на свободу, но через год трагически погиб при обстоятельствах, которые не были до конца выяснены.