Пройдя многовековой путь развития и оформления, концепция разделения властей стала важнейшим принципом государственной власти. В современном мире существуют различные подходы к пониманию данной концепции. Для того чтобы понять в чем заключается сущность концепции разделении властей, необходимо рассмотреть современное понимание содержания концепции разделения властей.
«Разделение властей – это политико-правовая доктрина, конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства; это теория о соотношении властей в государстве, согласно которой для эффективного функционирования государства необходимо существование независимых друг от друга ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной».
В научных работах, посвященных концепции разделения властей не существует единого подхода к понятию сущности разделения властей, в связи с чем возникают расхождения в понимании данной концепции.
Современные российские ученые-правоведы трактуют разделение властей по-разному. Например, М. Н. Марченко под разделением властей понимает «существование в государстве для его нормального функционирования относительно самостоятельных друг от друга ветвей власти». При этом он не уделяет внимание видам ветвей власти, просто говорит об их наличии, но в то же время делает упор на их самостоятельность и независимость.
В отличие от М.Н. Марченко другой российский юрист-правовед В.В. Лазарев определяет разделение властей «как недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемой, под которой понимается определенный государственный орган, другой. В качестве подсистем, то есть государственных органов, Лазарев выделяет законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы и суды». В данном случае ученный рассматривает разделение властей с другого аспекта, нежели Марченко. В.В. Лазарев вкладывает в основу понятия непосредственно разделение функций, выполняемых органами власти, он определил компетенцию каждого органа власти в системе разделения властей.
В настоящее время ученые расходятся во мнении о количестве ветвей власти. Если в эпоху Просвещения Ш.Л. Монтескьё выделял лишь три ветви власти, то на данных момент говорят о существовании более 3-х ветвей власти.
Так, профессор юридических наук С.А. Авакьян считает, что власть разделяется не только на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, а также на учредительную, надзорную, прокурорскую, контрольную, финансово-банковскую и избирательную. По его мнению, каждая из ветвей власти выражена определенным государственным органом и реализуется в России на данный момент.
Наиболее подробно сущность концепции разделения властей и походы к её пониманию рассмотрел С.Е. Дробот. Он подробно проанализировал разделение властей в нескольких аспектах:
1) «функциональное разделение властей;
2) институциональное разделение властей;
3) персональное разделение властей».
Первый аспект (функциональный) к пониманию сущности разделения властей подразумевает, что каждая ветвь государственной власти, исходя из выполняемых ею функций, имеет одну основную функцию, но при этом она имеет возможность право выполнять не только определенную, характерную для них функцию, но и другие функции. Конечно, основная функция каждой из ветвей власти является главной, она определяет основную деятельность органа власти. Например, основная функция законодательной власти – принятие законов. Но в Российской Федерации для того чтобы закон, принятый законодательным органом, вступил в юридическую силу, необходимо его подписание и обнародование президентом. Помимо принятия законов законодательный орган утверждает бюджет РФ, осуществляет представительство. Из этого следует, что полномочия законодательной власти выходят за пределы основной функции.
Таким образом, на примере законодательной власти чётко видно, что круг полномочий органов власти шире соответствующих государственных функций.
Институциональный подход к пониманию разделения властей заключается в отделении государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, друг от друга. Так, один государственный орган не может осуществлять полномочия всех ветвей власти, или хотя бы ещё одной дополнительной, кроме той ветви власти, которую она осуществляет.
Исходя из этого аспекта, можно сказать, что при разделении исполнительной и законодательной власти законодатель не в праве осуществлять полномочия органов исполнительной власти, так как у каждой ветви власти есть свой круг функций, за пределы которых они не имеют права выходить согласно институциональному подходу к понятию разделения властей.
Таким образом, никакая из ветвей власти не может даже косвенно вмешиваться в деятельность другой ветви государственной власти. В данном подходе выражается важнейшая характеристика разделения властей – её самостоятельность и независимость.
Персональный подход к пониманию сущности разделения властей подразумевает под собой разделение функций, осуществляемых государственными органами. Но при этом в рамках данного подхода следует отметить, что государственные органы, осуществляя определенные функции в рамках их полномочий, продолжают активно взаимодействовать друг с другом, поскольку от этого зависит эффективное функционирование государственной власти в целом.
Проанализировав три подхода к пониманию сущности разделения властей, можно сделать вывод о том, что:
1. Ветви государственной власти выполняют не только их главную функцию, но и ряд других. Как правило, ветвь власти не привязана к выполнению определенной функции, круг полномочий органов власти шире соответствующих государственных функций.
2. Ветви государственной власти самостоятельны и независимы, они отделены друг от друга и не имеют права вмешиваться в деятельность иной ветви власти.
3. Не допускается полного обособления ветвей власти друг от друга, так как появляется необходимость в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия разделенных властей.
Разделение властей не допускает противоборства между ветвями власти, так как это приведет к нестабильности единства государственной власти. Для обеспечения единства государственной власти и устранения между ветвями власти каких-либо противоречий существует система сдержек и противовесов. Она призвана обеспечить взаимодействие властей и недопущение одной ветви власти преобладать, «быть выше» другой ветви власти.
Система сдержек и противовесов – баланс законодательной, исполнительной, судебной власти, осуществленный специальными правовыми мерами и обеспечивающий взаимодействие и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.
Система сдержек и противовесов состоит в том, что:
1. Органы каждой ветви власти имеют различный срок полномочий;
2. Каждая ветвь власть имеет различные источники формирования;
3. Каждая ветвь власти имеет собственную компетенцию и необходимый объем властных полномочий для противостояния злоупотребления со стороны других ветвей власти;
4. Судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;
5. Ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней.
Разделение властей можно также рассматривать в качестве признака и принципа правового государства. В научных работах встречаются различные точки зрения о том, признак это или принцип. Так, Н.И. Карчевская и О.В. Семенова рассматривают разделение властей как признак правового государства.
В большинстве случаев разделение властей рассматриваются как принцип правового государства, так как, по мнению А.В. Демидова, он обеспечивает процесс его формирования. «Только после того, как правовое государство будет сформировано и принцип разделения полностью реализован, только тогда он обретет статус признака правового государства».
Разделение властей как принцип правого государства рассматривает также судья Конституционного суда – А.Н. Кокотов. Он придерживается точки зрения о том, «что принцип разделения властей является основой конституционного строя любого государства, вследствие чего можно сказать о том, что разделение властей является принципом правового государства».
Например, Конституция РФ закрепляет Россию как правовое государство, основным принципом которого является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Таким образом, концепция разделения властей уходит своими корнями в античное время, когда были заложены основные идеи разделения властей. На протяжении веков мыслители и философы совершенствовали теорию разделения властей, дополняя и конкретизируя её.
На сегодняшний день нет единого подхода в определении концепции разделения властей, поскольку её можно рассматривать в различных аспектах. Вследствие чего существуют различные подходы к пониманию сущности разделения властей. Но основополагающими остаются разделение власти на 3 основные ветви власти, их независимость и самостоятельность друг от друга, а также осуществление ветви власти определенным органом, обладающим на это специальными полномочиями.
Итак, концепция разделения властей имеет многовековую историю, уходя корнями в античное время. В то время сформировались идеи разделения властей, которые в Новое время оформились в «классическую» концепцию разделения властей. Особый вклад в развитие концепции в Античности внесли Аристотель и Полибий, а в эпоху Просвещения – Джон Локк и Шарль Луи Монтескьё. Концепция, разработанная в XVIII веке, получила конституционное закрепление, в том числе в Российской Федерации. Но в каждой стране принцип разделения властей реализуется по-разному, в связи с чем возникают различные подходы к пониманию сущности разделения властей.