Найти в Дзене

Явление Бога в мир: иконы Крещения в собрании Музея им. Андрея Рублёва

Богоявление – один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество. С IV века они начинают праздноваться раздельно, но обоим дням предшествует сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста. На иконах «Крещения» («Богоявления») традиционно в центре композиции изображается Христос, стоящий в водах Иордана в окружении ангелов, а слева от него на скалистом берегу - Иоанн Креститель. О чем рассказывают эти образы? Какие редкие иконы на этот сюжет находятся в собрании Музея имени Андрея Рублёва?

БОГОЯВЛЕНИЕ. Первая треть XIX века. Мастерская Я.И. Шапошникова. Живописная эмаль на медной основе; серебро, штамповка. 10,3 × 7,3 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
БОГОЯВЛЕНИЕ. Первая треть XIX века. Мастерская Я.И. Шапошникова. Живописная эмаль на медной основе; серебро, штамповка. 10,3 × 7,3 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Праздник 6/19 января – один из самых древних в истории Церкви. Он входит в число двунадесятых. Первоначально, в этот день отмечали Эпифанию – явление Бога в Мир, одновременно вспоминая Рождество Христово, Поклонение волхвов и Крещение. К IV–V векам произошло разделение двух праздников. Сейчас Православная Церковь в этот день вспоминает события, описанные в Евангелиях от Марка и от Матфея. Иоанн Предтеча крестил множество народа в реке Иордан, и Иисус пришел к нему принять крещение. Иоанн сперва отказывался, считая себя недостойным крестить Спасителя, однако затем совершил обряд. В момент, когда Иисус выходил из воды, Иоанн увидел, как Дух Божий, в виде голубя, сошел на Христа, и услышал глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение». Одновременное явление миру Бога в Трех Лицах объясняет современное название праздника Крещения Господня – «Богоявление». Традиционно в центре композиции изображается обнаженный Христос, стоящий в водах Иордана. Слева от него, на скалистом берегу - Иоанн Креститель в «одеждах из верблюжьего волоса». На обоих берегах реки стоят ангелы, держащие в руках одежды Христа. С небес на Иисуса нисходит Святой Дух в виде голубя.

БОГОЯВЛЕНИЕ. Вторая четверть XVII века. Кострома (?). Дерево, темпера; 51 × 44 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
БОГОЯВЛЕНИЕ. Вторая четверть XVII века. Кострома (?). Дерево, темпера; 51 × 44 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Такое число ангелов изображено на иконе «Богоявление», происходящей из праздничного ряда неизвестного иконостаса, которая была недавно подарена музею. Ее иконография лаконична, а тонкие черты ликов, мягкая передача объемов, крупные зрачки и теплый колорит свидетельствуют о ее создании в Поволжье во второй четверти XVII века. Интенсивный голубой фон относится к позднейшему поновлению иконы - на левом поле оставлены фрагменты записей, свидетельствующие о количестве поздних слоев.

БОГОЯВЛЕНИЕ. Конец XVII века. Москва. Оружейная палата. Дерево, темпера; 31,4 х 28,2 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
БОГОЯВЛЕНИЕ. Конец XVII века. Москва. Оружейная палата. Дерево, темпера; 31,4 х 28,2 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Композиция другой иконы из собрания Музея имени Андрея Рублёва отличается любопытными особенностями: автор ввел в нее ангельский небесный сонм, плотно заполняющий верхние углы изображения. При этом сама сцена Богоявления сверху заключена в сферу, а ангельский сонм находится вовне, наблюдая за происходящим внутри сферы событием. Подобное решение в иконографии Богоявления не имеет аналогий ни в русской, ни в греческой иконописи, но известно по сюжетам «Собор Богоматери» и «Рождество Христово». Фон внутри сферы разделен на две части – нижнюю золотую и верхнюю розовую, пронизанную исходящими от нижней части золотыми тонкими лучами, хотя обычно на иконах данного сюжета потоки золотого света нисходят сверху. Нижняя часть фона прописана по золоту твореным серебром с эффектом цветовой растяжки. Такой прием придает памятнику особую рафинированность. Обе части фона объединяет изображение парящего белого голубя, окруженного плотным золотым сиянием.

Цветовая палитра художника отличается большим разнообразием и соответствует всем новаторским тенденциям иконописной мастерской Оружейной палаты. Мастер охотно использует в одеждах ангелов лиловый бакан и изумрудную ярь-медянку, а также цветные лаки. В колорите преобладают разнообразные оттенки зеленого и красного цветов. Течение Иордана передано частыми многочисленными волнистыми штрихами, создающими эффект струящихся вод. Горки изображены зелеными в соответствии с общими тенденциями стиля иконописной мастерской Оружейной палаты, и разделаны мелкими белильными лещадками. Рисунок этих лещадок своеобразен, аналогичный встречается только на иконе «Илия пророк в пустыне» Федора Зубова 1672 года из церкви Ильи пророка в Ярославле. При очень небольших размерах изображенных фигур лики выполнены очень сложно и многослойно, в соответствии с высокими требованиями, существовавшими в иконописной мастерской Оружейной палаты. Тонкость миниатюрного письма, нестандартность иконографического замысла, яркая декоративность памятника свидетельствуют о том, что его автором был жалованный мастер иконописной мастерской Оружейной палаты .

БОГОЯВЛЕНИЕ 1694 год. Карп Золотарев и живописцы Посольского приказа, Москва Дерево, масло; 72 × 56,2 см. Из праздничного ряда иконостаса верхнего храма церкви Покрова в Филях. Собрание Музея им.Андрея Рублева
БОГОЯВЛЕНИЕ 1694 год. Карп Золотарев и живописцы Посольского приказа, Москва Дерево, масло; 72 × 56,2 см. Из праздничного ряда иконостаса верхнего храма церкви Покрова в Филях. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Другое решение демонстрирует икона, созданная под руководством Карпа Золотарева. Иконостас верхнего Спасского храма церкви Покрова в Филях, куда входил образ «Богоявления» был выполнен не иконописцами, а живописцами, служившими при Посольском приказе и работавшими в новой для России масляной технике. Заказчик храма —дядя Петра I, боярин Лев Кириллович Нарышкин — возглавлял в то время этот приказ и привлек к работе над иконостасом артель мастеров под руководством Карпа Золотарева. Мастера этого времени пользовались западноевропейскими гравюрами как источниками иконографических, композиционных решений, и часто меняли традиционную схему. Иоанн Предтеча и ангелы на этой иконе изображаются вместе, на одном берегу, а уходящий вдоль пейзаж - с учетом перспективы.

БОГОЯВЛЕНИЕ. Конец XVIII – начало XIX века. Поволжье. Дерево, темпера; 79 × 57,5 см. Дар Т.В. Зенковой. Собрание Музея им.Андрея Рублева
БОГОЯВЛЕНИЕ. Конец XVIII – начало XIX века. Поволжье. Дерево, темпера; 79 × 57,5 см. Дар Т.В. Зенковой. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Овальная икона «Богоявления», переданная Музею в дар Т.В. Зенковой в числе других икон праздничного ряда этого же иконостаса, относится к более позднему времени, но ее иконография традиционна. В центре, в потоках вод Иордана, стоит Христос. Слева на берегу - Иоанн Предтеча, а на другом берегу - ангелы, держащие в руках белые ткани, которые иногда трактуют как одежды Иисуса. Вверху в небе представлен Господь Саваоф. Несколько необычно, что отсутствует изображение третьего лица Троицы, слетевшего, согласно евангельским текстам, к Христу в виде голубя. Художественные особенности иконы, типичные для Поволжья, характерны для эпохи господства стиля классицизма в искусстве.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!

Музеи
137 тыс интересуются