Найти в Дзене
Глобальная История

Мессенские Войны (из истории Древней Греции)

Крахом античной Греции классического периода стала Пелопоннесская война (431 – 404 гг. до н.э.), в ходе которой Афины и их союзники воевали со Спартой, и ее союзниками. Названия свое эта война получила по имени полуострова Пелопоннес, на котором и располагалась Спарта. Тут можно заметить, что историю античной Греции мы считываем по афинскому варианту изложения, так как для Спарты та война была, конечно же, не Пелопоннесской, а Афинской, но культурное преобладание Афин привело к тому, что название дошло именно таким – Пелопоннесская война. Но нас, в данный момент, интересует вообще не она – а этот самый полуостров – Пелопоннес, много раньше, чем Афины Перикла решили совершить самоубийственный для всей Древней Греции акт, и сойтись в борьбе со Спартой. На юго-западе Пелопоннеса располагается, ныне, один из пятидесяти четырех номов (административная единица в современной Греции) – Месиния. И вот эта сама Месиния, задолго до войны Спарты и Афин, стала причиной трех войн (с большим временны

Крахом античной Греции классического периода стала Пелопоннесская война (431 – 404 гг. до н.э.), в ходе которой Афины и их союзники воевали со Спартой, и ее союзниками. Названия свое эта война получила по имени полуострова Пелопоннес, на котором и располагалась Спарта. Тут можно заметить, что историю античной Греции мы считываем по афинскому варианту изложения, так как для Спарты та война была, конечно же, не Пелопоннесской, а Афинской, но культурное преобладание Афин привело к тому, что название дошло именно таким – Пелопоннесская война.

Пелопоннес на карте Древней Греции
Пелопоннес на карте Древней Греции

Но нас, в данный момент, интересует вообще не она – а этот самый полуостров – Пелопоннес, много раньше, чем Афины Перикла решили совершить самоубийственный для всей Древней Греции акт, и сойтись в борьбе со Спартой. На юго-западе Пелопоннеса располагается, ныне, один из пятидесяти четырех номов (административная единица в современной Греции) – Месиния. И вот эта сама Месиния, задолго до войны Спарты и Афин, стала причиной трех войн (с большим временным промежутком между ними) Спарты за «благородное» дело порабощенья одних греков другими.

Первая Мессенская Война

Древняя погребальня камера на территории Древней Мессении. Источник фото: By Peulle - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=63473177
Древняя погребальня камера на территории Древней Мессении. Источник фото: By Peulle - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=63473177

Если говорить прямо в лоб, то Мессенские войны – это три войны между Спартой и Мессенией. Первая из них имела не-случайность случиться (извиняюсь, за странный каламбур) во второй половине VIII века, конечно же – до нашей эры, примерно тогда же, когда по основной ученой версии окончательно оформился массив текстов приписываемых (а лучше сказать объединяемых-под именем) Гомеру. Если конкретнее, то эту войну относят к 743 – 724 гг. до н.э., но это – приблизительно. В ходе этого первого столкновения, Спарта начал потихоньку «отжимать» землю у Мессении, в данном случае успешно забрав под свое управление восточную часть Мессении и ее же южное побережье, помимо этого, спартанцы обязали побежденных греков (все греки равны, но некоторые из них спартанцы, видимо) отдавать половину своего урожая.

Вторая Мессенская Война

Примерно сорок лет мессенцы осознавали, насколько плачевно им живется под- и рядом со Спартой, да и половина урожая явно казалась большой и горькой потерей. В итоге мессенцы восстали, разыграв этим восстанием Вторую Мессенскую войну (примерно в 685 – 668 гг.). Во главе восставших стоял некто Аристомен, выказавший в ходе войны немалое мужество и отвагу (при этом три раза попадал в спартанский плен, из которого все три раза чудом спасался), мессенцы так восхищались своим вождем, что хотели избрать его царем (в Греции того периода вещь уже редкая), но он предпочел остаться просто руководителем восстания.

-3

Судьба восстания, не смотря на мужество мессенцев и Аристомена лично, была предопределена тем элементарным обстоятельством, что Спарта была намного более сильна в военном отношении. Как итог – вся Мессения была захвачена и присоединена к Спарте, оставшиеся на этих землях мессенцы были превращены в илотов (сиречь – рабов, пусть и несколько своеобразных, с поправкой на общую странность Спарты относительно остальной Греции); впрочем, часть мессенцев переселилась на Сицилию, где ими был основан город Мессана; туда же звали они и своего вождя Аристомена, но он туда не отправился, а нашел прибежище на острове Родос, у своего зятя, где и скончался позже в городе Ялис, и удостоился почестей как герой (таким образом приобретя и некоторый флер божественности, ибо «герои» в Греции единственные «могли спорить с богами», и вообще «состояли» с ними в родственных отношениях).

Аристомен на картине Franc Kavčič. (хрнится: Национальная Галлерея Словении)
Аристомен на картине Franc Kavčič. (хрнится: Национальная Галлерея Словении)

Дела в Спарте и Третья Мессенская Война

Третья Мессенская война произошла много позже – на исходе первой половины V в. до н.э., когда в Греции уже успешно прошли основные акты борьбы с Персией (греко-персидские войны, стало быть). Надо сказать, что Спарта вообще находилась в странном положении в контексте обще-греческих дел: и с Персией не всегда правильно воевала, и других греков ущемляла. Так что, ничего удивительного, что именно тогда, когда победа над Персией принесла в Грецию особенно сладостное чувство свободы, илоты-мессенцы решили, что они – как настоящие греки, так же не должны держаться от свободы в стороне, вот они и устроили Спарте крупнейшее восстание, которое, собственно, и оказалось Третьей Мессенской войной, разражавшейся (как долгая гроза) над Пелопоннесом в промежутке между 465 и 458/455 гг. до н.э.

-5

Нужно сказать, что какими бы продвинутыми в культурном и научном плане не были греки той эпохи, неординарные природные явления вселяли в них богатую палитру эмоциональных состояний. Итак, в 465 (или 464) г. в Спарте имело место быть разрушительнейшее землетрясение, которое разрушило большую часть Спарты, и даже, как предполагали исторические источники, погубило до 20000 человек, ныне считается, что эта цифра была существенно завышена по сравнению с реальностью. Как бы там ни было, погибло много спартиатов, нарастала паник, что навело двести лет тянувших лямку унылого илотства мессенцев на идею нового восстания. Так они и поступили, в начале даже попытавшись (наверняка отважно) взять штурмом то ли Спарту, то ли (что вернее) ее полуразрушенные землетрясением останки. В любом случае, у мессенцев ничего не вышло, и они отошли в свою родную Мессению, где принялись укрепляться на горе Итома.

гора Итома
гора Итома

Там мессенцы продержались стойко почти десять лет, хотя Спарте оказывали помощь в борьбе с восставшими некоторые греческие полисы (поначалу даже – Афины), что, должно было стать неприятным сюрпризом для восставших илотов (мы все тут греки, спартанцы странные и плохие, как же так). Внезапная помощь Афин Спарте (поначалу) требует объяснения, и объяснение это состоит в том, что в Афинах тогда обладал наибольшим влияние в политическом отношении аристократ Кимон, настроенный проспартански (в Афинах как и долгое время до того продолжали раскачиваться качели борьбы между аристократией и народом). Учитывая, что мессенцы на горе Итома держались стойко, и успех не сопутствовал спартанцам со союзниками, то в Афинах наметился очередной виток внутриполитической борьбы и Кимона (как это часто и бывало с наиболее выдающимися афинскими лидерами) подвергли процедуре остракизма и изгнали из Афин.

Пролог Печального Грядущего

В конечном счете, когда поддержка Афин улетучилась, а мессенцы продолжали крепко держаться на все той же горе, потребовалось найти выход. И выход этот был найден, что прозвучит иронично – в выходе, а именно в том, что спартанцы вынуждены были предоставить восставшим возможность выти из Мессении (и Афины теперь уже помогали мессенцам – при их содействии восставшие поселились на северном побережье Пелопоннеса – в городе Навпакт).

Поскольку исторические события, и уж тем более такие крупные, нельзя рассматривать в вакууме, словно они ни к чему не относятся, нужно так же сказать, что историки, занимающиеся историей Древней Греции, видят в Третьей Мессенской войне своего рода пролог к дальнейшим Общегреческим конфликтам – Малой Пелопоннесской Войне, и, конечно же, к той самой (большой) – Пелопоннесской войне, с которой мы начали вести свое повествование сегодня.

Будьте Аристоменом в душе, не будьте в душе илотом.