Найти в Дзене

Почему нужно выходить за привычные рамки: теорема Гёделя для чайников

Периодически я посещаю «лабораториум» Сергея Борисовича Переслегина, где собираются люди, которым интересно говорить о будущем, социальных процессах и сложных концепциях. Я называю их «умными людьми», но не для того чтобы поставить себя в позицию «неумного» — напротив, подобные встречи помогают «отращивать новые нейронные связи». Когда на тебя обрушивается поток новых терминов, мозг волей-неволей начинает работать активнее, стараясь ухватить суть. Такая интеллектуальная наркота ;) Однако есть один нюанс: если не делать «перевод» с «умного» на «человеческий» хотя бы для себя, сложные идеи могут остаться чем-то далеким и непонятным. И ведь недаром в анекдоте говорится: «Сто три раза объяснил — и наконец сам понял!» Пересказывая кому-то новую идею, мы и сами лучше постигаем её смысл. Чем и займёмся :) Когда мы сталкиваемся с необычной теорией или концепцией, которая поначалу кажется громоздкой, полезно найти простые метафоры и примеры. Так мы не только упрощаем задачу, но и начинаем луч
Оглавление

Периодически я посещаю «лабораториум» Сергея Борисовича Переслегина, где собираются люди, которым интересно говорить о будущем, социальных процессах и сложных концепциях. Я называю их «умными людьми», но не для того чтобы поставить себя в позицию «неумного» — напротив, подобные встречи помогают «отращивать новые нейронные связи». Когда на тебя обрушивается поток новых терминов, мозг волей-неволей начинает работать активнее, стараясь ухватить суть. Такая интеллектуальная наркота ;)

Однако есть один нюанс: если не делать «перевод» с «умного» на «человеческий» хотя бы для себя, сложные идеи могут остаться чем-то далеким и непонятным. И ведь недаром в анекдоте говорится: «Сто три раза объяснил — и наконец сам понял!» Пересказывая кому-то новую идею, мы и сами лучше постигаем её смысл. Чем и займёмся :)

Зачем «переводить» с умного на человеческий?

Когда мы сталкиваемся с необычной теорией или концепцией, которая поначалу кажется громоздкой, полезно найти простые метафоры и примеры. Так мы не только упрощаем задачу, но и начинаем лучше понимать сказанное.

Взять, например, одну из самых впечатляющих идей ХХ века — теорему Гёделя о неполноте. Сама по себе она из области логики и математики, но мудрецы вроде Сергея Переслегина и представители «Социософт» @sociosoft нередко упоминают её, обсуждая социологию и управление обществом.

Давайте кратко «переведём» эту теорему на наш жизненный язык.

Теорема Гёделя «на пальцах»

Очень упрощённо:

Любая достаточно сложная система не может полностью доказать все истинные утверждения только своими правилами.

В математике это означает, что если мы берём систему аксиом (например, арифметику), там всегда найдутся высказывания, которые в рамках этих аксиом нельзя ни доказать, ни опровергнуть

Чтобы разобраться во всех деталях, придётся выйти за пределы самой системы.

Если система хочет убедиться в своей непротиворечивости или полноте, ей нужен «взгляд извне» — новые аксиомы, другие критерии или внешние инструменты.

В жизни это звучит так: ни одна сложная структура (организация, семья, даже наше «Я») не может понять себя целиком и исчерпывающе, если опирается только на собственные внутренние критерии. Нужно обращаться к чему-то или кому-то «извне», чтобы увидеть недостающие смыслы и незаметные факторы.

Пример из организационной психологии: почему важно «смотреть снаружи»

В организациях часто практикуют KPI (ключевые показатели эффективности) и различные регламенты. Руководители искренне верят, что если все показатели будут прописаны и контролируемы, то картина эффективности станет «прозрачной». Но в реальности: Есть вклад сотрудников, который не учитывается KPI: от неформальной помощи коллегам до создания благоприятного микроклимата. Могут существовать конфликты между разными регламентами или между желанием компании быть гибкой и одновременным требованием строго следовать процедурам.

Чтобы увидеть эти «слепые зоны», организации приглашают внешних консультантов, проводят анонимные опросы, общаются с коучами и психологами. Проще говоря, выходят за пределы системы, чтобы взглянуть на неё свежим взглядом. И в этом суть тезиса Гёделя, применённого к работе с людьми: сама компания не может объяснить себя целиком, если не подключить «иные» (внешние) критерии.

Самоменеджмент: когда «план» и «списки дел» не спасают

Многие увлекаются планированием времени и ведут ежедневники, трекеры привычек, ставят цели на год. Эти «внутренние инструменты» замечательны, но порой наступает момент, когда:

  • Цели достигаются, галочки ставятся, а радости и смысла нет.
  • Возникает тревога или сомнение: «А то ли я делаю? Может, мне давно пора в другую сферу?»

Часто ответов не видно, потому что мы, оставаясь внутри своих привычных схем, не можем увидеть, что «больная точка» вообще вне поля нашего внимания. Именно тогда помогают внешние практики:

  • Обращение к психологу, коучу, наставнику, который не «зашит» в нашу систему и смотрит со стороны.
  • Общение с людьми из других профессиональных сфер, где подходы к работе и целям совершенно иные.

Подтверждается принцип: чтобы узнать себя, надо чуть отойти от себя, сменить контекст и взглянуть на свои привычные установки со стороны.

семейные правила vs. реальная жизнь

Родители нередко прописывают чёткие правила в семье: режим дня, лимиты на гаджеты, обязанность делать уроки сразу после школы и так далее. Однако столкнувшись с реальным поведением ребёнка, они замечают:

  • Правила работают формально, но в глубине душевное состояние ребёнка может оставаться без внимания.
  • Ребёнок сталкивается с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, в школе — и это не укладывается в «шаблон» домашних установок.
  • Родители не понимают, почему же «всё делаем правильно, а результаты плохие».

В итоге приходится выйти за рамки:

  • Обратиться к психологу, к учителю или к опытному педагогу за сторонним взглядом.
  • Общаться с другими родителями — иногда они замечают нюансы, которые внутри семьи упускаются.
  • Выстраивать доверительные отношения и эмоциональную близость, которые не сводятся к простому «соблюдению режима».

И тут снова срабатывает «эффект Гёделя»: семья, пользуясь только своими правилами, не может описать всё, что происходит с ребёнком, и требует «внешней точки опоры», альтернативных методов и мнений.

Можно сказать, что это и есть ответ теоремы Гёделя для повседневной жизни:

Любая система неполна — в ней есть области, которые остаются невидимыми или неопределёнными, если смотреть только изнутри

Нужен взгляд извне — другой человек, другая культура, другие инструменты оценок, чтобы обнаружить «слепые зоны» и увидеть большую картину.

Именно в столкновении с чужим опытом мы растём — как мысленно (когнитивно), так и эмоционально.

Выход за пределы «своей системы» помогает обнаружить новые критерии, которые в ней не были учтены. И чем сложнее наше окружение (бизнес, семья, собственная личность), тем важнее бывает этот выход.

-2

Хотелось бы завершить словами признательности ко всем, кто организует подобные «лаборатории» и интеллектуальные встречи. Именно благодаря их труду мы имеем возможность встречаться с иными перспективами, учиться новому языку идей, перенимать чужой опыт. А главное — учиться «переводить» сложные концепции на человеческий язык, в результате чего мы сами начинаем понимать их глубже.

Так что, если вы чувствуете, что застряли в рамках своей системы, — ищите людей, сообщества, методики, способные дать вам внешнюю точку зрения. Именно так мы открываем для себя новые горизонты — в управлении, саморазвитии и воспитании детей.

Спасибо всем, кто делится знаниями и идеями, помогая нам расширять границы наших собственных миров.