Настоящие супруги Кузякины: Надежда и Василий (им в фильме не поменяли ни имён, ни фамилии) жили не в частном доме городка Черемхово Иркутской области, а в каменной двухэтажке на первом этаже, а на втором этаже жила семья сценариста Владимира Гуркина.
В детстве Владимир дружил со старшими детьми Надежды и Василия - Лёшей и Людой.
В 1976 году, уже работая в Омском драмтеатре, актер и начинающий сценарист приехал в Черемхово навестить родителей. Именно тогда мама и поведала сыну пикантно-увлекательную историю про курортный роман соседа снизу. "Поотрубать бы им органы движения!", - ругалась острая на словцо мадам Гуркина. Вернувшись в Омск, Владимир Павлович набросал диалоги будущей пьесы и отправил по почте в московский театр "Современник". Ответ пришел быстрый и радостный: "Будем ставить спектакль". В 1982 году премьеру спектакля "Любовь и голуби" увидел кинорежиссер Владимир Меньшов и загорелся снять фильм о курортных похождениях Василия Кузякина. Наскоро собрав чемодан, Меньшов полетел в Сибирь к драматургу. Накатали сценарий, и уже в 84 году фильм вышел на экраны.
"О том, что наши имена прогремели на всю страну, мы узнали от знакомых, - рассказывает Ольга, младшая дочь четы Кузякиных, - Сюрприз был не совсем приятный: нас не предупредили об огласке, но в тот момент нам было не до кино: в 84 году погиб мой брат Алексей (Лёнька)
Поэтому посмотрели намного позже. Со временем привыкли, что историю родителей показывают по всем телеканалам".
Конечно, сценарий был написан на реальной истории, но много и "дорисовок": Василий на самом деле был шахтером, а не рабочим леспромхоза. Про зашитые деньги в трусы - чистая правда. Василию как участнику войны и ветерану труда часто выдавали путевки на курорты Ялты, Сочи, Евпаторию, и жена зашивала ему деньги в пришитый карман на трусах.
Сестра Людмила действительно повязывала отцу галстук, а Оля просила привезти ракушки с моря, а вот про веточку пальмы - выдумка. После очередного отпуска Василию подозрительно часто стали приходить письма. Он говорил, что "от нового приятеля, - вспоминает Ольга, - Но один раз сестра распечатала письмо, а оно оказалось от женщины! Так правда о курортном романе и вскрылась. Мама просила отца уйти. А вот пассия в нашем доме никогда не появлялась. Мы ничего о ней не знаем". Кто стал прототипом Раисы Захаровны - загадка по сей день. В Черемхове считают, что эта "крашена сучка" из местных, но по другим данным она из Иркутска. Настоящие Вася и Надя пожили порознь два месяца. По фильму он жил под навесом у реки. "На самом же деле папа ушел к своей матери. Да и на свидания наша мама на речку к нему не бегала. Она постоянно плакала, - вспоминает Ольга, - А папа обивал порог дома, вымаливал прощение. И вымолил! Как-никак дети, но главное - родители любили друг друга". В конце фильма Надя узнает, что беременна в четвертый раз, но на самом деле у Кузякиных уже было четверо детей, но младшая дочка не попала в сценарий, её оставили на потом в качестве, так сказать приятного сюрприза. Тамара (так звали девочку) и стала прототипом будущего ребенка воссоединенных супругов и завершением счастливого финала картины 😊.
Сейчас в Черемхово нашумевшей истории о Наденьке и Васеньке, о любви и голубях стоит памятник.
Такие вот дела...