Найти в Дзене
CINEMA

Художественный фильм 1984 года, который был снят на личные деньги известного советского композитора

Сорок лет назад состоялась премьера телевизионного музыкального фильма «Свадьба соек». Фильм снят замечательным советским режиссёром Евгением Александровичем Гинзбургом в 1984 году по одноимённому мюзиклу грузинского композитора Александра Басилая. Сюжет для мюзикла Басилая взял из одноимённого рассказа грузинского классика Важи-Пшавелы конца девятнадцатого века. Евгений Гинзбург был признанным мастером экранизации водевилей и мюзиклов. А ещё он был большим поклонником грузинской эстрады, особенно ансамбля «Иверия». И именно ему принадлежала идея снять этот фильм с участием любимых музыкантов. Дело в том, что ещё в 1982 году композитор Басилая, который был основателем и руководителем ВИА «Иверия», написал для своего ансамбля мюзикл «Свадьба соек», с которым музыканты успешно гастролировали по республике. Успех был невероятным! И если начинали они выступать в домах культуры и небольших концертных залах, то завершали свои гастроли уже во дворцах спорта и на стадионах! Александр Басилая

Сорок лет назад состоялась премьера телевизионного музыкального фильма «Свадьба соек».

Фильм снят замечательным советским режиссёром Евгением Александровичем Гинзбургом в 1984 году по одноимённому мюзиклу грузинского композитора Александра Басилая. Сюжет для мюзикла Басилая взял из одноимённого рассказа грузинского классика Важи-Пшавелы конца девятнадцатого века.

Евгений Гинзбург был признанным мастером экранизации водевилей и мюзиклов. А ещё он был большим поклонником грузинской эстрады, особенно ансамбля «Иверия». И именно ему принадлежала идея снять этот фильм с участием любимых музыкантов.

Дело в том, что ещё в 1982 году композитор Басилая, который был основателем и руководителем ВИА «Иверия», написал для своего ансамбля мюзикл «Свадьба соек», с которым музыканты успешно гастролировали по республике. Успех был невероятным! И если начинали они выступать в домах культуры и небольших концертных залах, то завершали свои гастроли уже во дворцах спорта и на стадионах!

ВИА "Иверия".
ВИА "Иверия".

Александр Басилая не исключал, что будет успех и то, что гастроли выйдут за пределы республики. Поэтому либретто было написано сразу на двух языках – на грузинском и на русском. Причем песни в мюзикле органично перетекают из одного языка в другой и обратно.

-3

Когда этот мюзикл на сцене увидел Гинзбург, он сразу загорелся идеей снять по его мотивам музыкальный фильм с участием ВИА «Иверия».

Поначалу все музыканты и сам Басилая отнеслись к этой идее плохо. Они готовились проехать с этим мюзиклом по всей стране. Но если фильм выйдет раньше гастролей, то исчезнет интрига, и посещаемость выступлений может быть ниже. Так думали артисты вначале.

Но известный концертный администратор Михаил Плоткин, который был другом Басилая, убедил его в том, что всё обстоит ровно наоборот! И что лучшей рекламы для гастролей и не придумаешь.

Всё обдумав, Басилая, который в начале отказал Гинзбургу, сам позвонил в Москву и сообщил ему о своём согласии.

В начале 1984 года Евгений Гинзбург утвердил сценарий будущего фильма и приступил в Останкино к съёмкам павильонных сцен. Для этого артисты ансамбля на два месяца приехали в Москву. А натурные съёмки чуть позже проводили в Грузии.

-4

Когда уже сняли больше половины фильма, руководство Творческого объединения «Экран», на базе которого снималась картина, сообщило о невозможности дальнейшего финансирования работы над фильмом. Это случилось в сентябре 1984 года, когда все творческие организации страны стали получать значительно меньше средств из госбюджета. Поэтому все киностудии были вынуждены сократить количество выпускаемых фильмов. В числе других пострадал и мюзикл «Свадьба соек».

И тогда Александр Басилая, будучи по советским меркам небедным человеком, решил доснять этот фильм за свои личные деньги. Рассчитывая на то, что будущие гастроли все потери компенсируют.

-5

Но и его средств оказалось недостаточно для полноценной работы. Поэтому пришлось экономить на всём. Съёмочную группу сократили до участников ансамбля «Иверия», а также режиссёра, оператора и пародиста Геннадия Хазанова, который согласился практически бесплатно стать Ведущим фильма (птицей-рассказчицей).

Гинзбургу пришлось отказаться от студийных рабочих, осветителей, гримёров и костюмеров. Роли гримера и костюмера успешно выполнила девушка, которая работал администратором в ансамбле «Иверия». Ну а одежду для съёмок артисты использовали из своих личных гардеробов.

-6

Короче, фильм снимали на голом энтузиазме. И даже когда потребовалось сделать опасный конный трюк, то вместо дорогостоящего каскадера его выполнил сам режиссёр. И сломал себе обе ноги! Поэтому доснимать фильм ему пришлось в инвалидном кресле.

Фильм на телеэкранах имел большой успех, и последующие гастроли ансамбля прошли с аншлагами. Телевизионный мюзикл на самом деле оказался отличной рекламой!

-7

К тому времени у композитора уже был готов второй мюзикл под названием «Аргонавты». Перед всесоюзными гастролями Басилая опять захотел снять фильм. И опять режиссёр Евгений Гинзбург добился запуска производства картины на базе всё того же ТО «Экран».

Новый мюзикл назвали «Весёлая хроника опасного путешествия». В этот раз в картине, помимо артистов ансамбля «Иверия» снимались настоящие звёзды советского кино: Александр Абдулов, Сергей Шакуров, Леонид Ярмольник и др.

И опять был успех на телеэкранах, а чуть позже и на гастролях! К тому же миллионным тиражом вышел виниловый диск с двенадцатью песнями из этого мюзикла.

Прошло много лет, но многие любители музыки и сегодня считают, что первый мюзикл композитора «Свадьба соек» в музыкальном плане был более мелодичным, чем «Аргонавты». Позже в этом частично признался и сам композитор. Объяснив это тем, что первый мюзикл он написал по велению души, а второй уже был чисто коммерческим проектом.

Михаил Лешков.

Опубликованы кадры из фильма "Свадьба соек" (1984 год).

_______________________

Если статья понравилась кликните 👍