1983 год, Тверской бульвар. В квартире вице-адмирала Холостякова около десяти утра раздался звонок. У дверей стояла молодая пара, представившаяся студентами журфака МГУ. Ничего необычного в этом визите не было. К Георгию Никитичу часто приходили журналисты, писатели, студенты. Всех интересовали его воспоминания о войне, о флотских операциях, о боевых товарищах.
В свои восемьдесят лет вице-адмирал сохранил ясную память и любил принимать гостей. Наталья Васильевна, его жена, как всегда приготовила чай. Она и сама была хранительницей военной памяти, а также вдовой легендарного майора Цезаря Куникова, погибшего при обороне Новороссийска.
Георгий Никитич увлечённо рассказывал о войне. О том, как командовал Новороссийской военно-морской базой, как проводил десантные операции на Чёрном море. В конце беседы он подарил "студентам" свою книгу "Вечный огонь" с автографом.
На следующий день они пришли снова, якобы что-то уточнить. Но писатель Николай Ланин, заглянувший к старому другу, помешал их, как оказалось впоследствии, коварным планам. А утром 18 июля "журналисты" появились в третий раз. Их настойчивость насторожила Наталью Васильевну, но законы гостеприимства были нерушимы и визитёров пригласили в дом.
Финал этой встречи оказался трагическим. Девушка попросила воды, и когда Наталья Васильевна направилась на кухню, её спутник последовал за хозяйкой. В сумке у него была спрятана монтировка. Услышав шум, Георгий Никитич поспешил в коридор и тоже получил несколько ударов. Внучка погибшей, Наталья Куникова, спала в соседней комнате. Её смог разбудить только громкий звук захлопнувшейся двери.
Убийцы забрали китель с наградами прославленного адмирала. Унесли и орденские книжки, и адмиральский вымпел из кабинета.
Весть о страшном преступлении потрясла страну. Дело взяли на контроль в Прокуратуре СССР. На заседание коллегии вызвали заместителя начальника МУРа Анатолия Егорова. Ему поручили руководить расследованием. Когда генеральный прокурор Рекунков спросил, считает ли тот себя профессионалом, муровец сдержанно ответил, что жизнь сама расставит всё по местам.
К делу подключили лучших сыщиков Московского уголовного розыска. Первые же версии указывали на след "коллекционеров", тех, кто охотился за боевыми наградами ветеранов. Вскоре у оперативников появились фотороботы подозреваемых - парень и девушка в больших очках уже обманули нескольких фронтовиков, представляясь студентами-журналистами.
Герой двух морей
В уездном городке Барановичи Минской губернии в июле 1902 года в семье рабочего родился мальчик. Звали его Георгий Холостяков. В тринадцать лет он уже работал на станции, потом на спичечной фабрике, маслобойне, лесопильном заводе. Казалось, судьба готовила ему обычную рабочую долю. Но в 1921 году местный комсомол отправил парня по путевке на Балтийский флот.
Георгий с отличием окончил Высшее военно-морское гидрографическое училище. Многие выпускники выбирали надводные корабли, но Холостяков решил стать подводником. После специальных курсов командного состава его направили на Тихий океан. Там он создавал первые в истории подводные силы на восточных рубежах страны, командовал первым дивизионом, затем первой бригадой подлодок. В 1935 году на кителе молодого командира засиял орден Ленина.
К началу войны Холостяков уже возглавлял штаб Новороссийской военно-морской базы. Вскоре он принял командование базой. Под немецкими бомбами его моряки отбивали атаки врага, высаживали десанты на занятое противником побережье, защищали город. В этих боях погиб майор Цезарь Куников, муж женщины, которая позже станет спутницей жизни Холостякова.
Зимой 1943 года Холостяков, уже контр-адмирал, принял Азовскую флотилию. Его корабли прорывались к берегам Крыма, высаживали десанты у мыса Тархан и в порту Керчи. А через год начался главный поход его жизни по Дунаю, через четыре страны, от Черного моря до предгорий Альп.
Дунайская флотилия Холостякова участвовала в штурме Будапешта и Вены. За эти операции он получил звание вице-адмирала. А в 1965 году на его кителе рядом с шестью боевыми орденами засверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза.
После войны Холостяков командовал флотом в Каспийском море, руководил 7-м флотом на Дальнем Востоке, служил заместителем начальника Главного штаба ВМС. В отставку ушел только в 1969-м - почти полвека отдав флоту.
Криминальная география
Супруги Калинины начали свой преступный путь в 1980 году. За три года они превратили охоту за наградами ветеранов в настоящий промысел. География их преступлений поражала: Кишинёв, Тирасполь, Бендеры, Одесса, Белгород, Брянск, Владимир, Павловский Посад, Рязань, Электросталь, Тула, Смоленск. В каждом городе они действовали по одной схеме.
Геннадий и Инна тщательно готовились к каждому визиту. В тетрадях они записывали биографии героев войны, делали вырезки из газет и составляли досье на будущих жертв. У них даже был специальный рукописный сборник о фронтовиках, своего рода каталог потенциальных целей. Портрет вице-адмирала Холостякова в этом сборнике был перечёркнут.
Представляясь студентами факультета журналистики МГУ, они входили в доверие к ветеранам. Инна надевала большие очки, чтобы выглядеть солиднее. Геннадий умел расположить к себе собеседника, задавал грамотные вопросы о войне. Они записывали рассказы фронтовиков в тетради для правдоподобия своей легенды.
За чашкой чая ветераны показывали им свои награды, рассказывали истории каждого ордена и медали. А через несколько дней "студенты" возвращались якобы что-то уточнить. И тогда награды исчезали. Добычей преступников стали несколько медалей "Золотая Звезда", "Серп и Молот", более пятидесяти орденов Ленина и множество других советских наград.
В Ивановской области Калинин с сообщником совершил первое убийство, они расправились со старушкой-попадьей ради икон. Но главной их целью оставались боевые награды. Они знали их стоимость на чёрном рынке, но если продать не удавалось, переплавляли ордена в золотые перстни. Один такой перстень, массивный, золотой, Геннадий носил сам, своего рода трофей преступлений.
Охота на охотников
В МУРе создали несколько оперативных групп. Одна из них, под руководством старшего инспектора Алексея Сидорова, проверяла факультет журналистики МГУ. Другая отрабатывала связи преступников в разных городах. Сведения стекались в кабинет Анатолия Егорова круглосуточно.
Первую серьёзную зацепку получили от информатора в Иваново. Некий Гена на вокзале хвастался местному уголовнику, что знает про учительницу с двумя орденами Ленина. Выяснилось, что этот Гена учился в Ивановском университете, но был отчислен с третьего курса.
Алексей Сидоров и Владимир Погребняк отправились в Иваново. В архиве университета нашли личное дело Геннадия Калинина. В городском отделе народного образования подсказали адрес учительницы с орденами. Её уже не было в живых, но сын вспомнил визит "студентов-журналистов". После их ухода ордена исчезли.
По документам выяснили, что у Геннадия есть жена Инна, студентка техникума. В больших очках она была точной копией девушки с фоторобота. Но супруги жили не по месту прописки, а где-то на съёмной квартире.
Два дня оперативники искали Геннадия по всему городу. Когда наконец взяли его под наблюдение, он умудрился уйти от слежки, запутав следы. Ещё два дня ушли на поиски. А когда нашли, стали ждать, когда тот сам придёт в ловушку.
В будний день Калинин отправился в баню. При выходе его задержали. При обыске ничего не нашли, но опытный муровец Сидоров решил ещё раз проверить кожаную куртку задержанного. За подкладкой обнаружился орден Красной Звезды. Проверка номера показала, что награда принадлежала одному из пострадавших.
Ловушка захлопывается
Оперативники провели одновременные обыски по нескольким адресам. У родителей Геннадия нашли только два незарегистрированных ружья. Но в доме Инны обнаружили настоящий склад улик: советские и иностранные ордена, тетради с записями "интервью", самодельный справочник по героям войны. Среди наград опознали орден, принадлежавший Холостякову.
Инна, узнав об аресте мужа, успела скрыться. Но оперативники МУРа Владимир Погребняк и Вячеслав Звигуль вышли на её след через неожиданный источник -подследственного по другому делу, чья подруга хорошо знала беглянку.
Ближе к полуночи сыщики нашли Инну в чужой двухкомнатной квартире. При повторном обыске обнаружили тайник с оставшимися наградами. За этими орденами и медалями стояли истории подвигов, человеческих жизней и пролитой крови. А для Калининых они были просто материалом для перепродажи и переплавки в ювелирные украшения.
На допросах преступники признались во всём. Рассказали, как через справочное бюро узнали адрес Холостякова. Как три дня готовили убийство, высматривая удобный момент. Геннадин утверждал, что не планировал убивать адмирала и его жену, но взял монтировку "на всякий случай".
Возмездие
В октябре 1983 года, всего через три месяца после убийства, дело передали в суд. Доказательства были неопровержимы. Геннадия Калинина приговорили к исключительной мере наказания. Инна получила 15 лет лишения свободы.
Расследование убийства адмирала помогло раскрыть целую сеть охотников за наградами. В Москве задержали банду Тарасенко. Эти преступники тоже выслеживали ветеранов войны, чтобы завладеть их орденами и медалями. Некоторые из похищенных наград удалось вернуть семьям фронтовиков.
Память о Герое Советского Союза вице-адмирале Холостякове увековечили достойно. Его имя присвоили улицам в нескольких городах и сухогрузу, построенному в 1984 году. В Барановичах открыли дом-музей. К столетию со дня рождения героя в Беларуси выпустили памятный почтовый конверт.
На Кунцевском кладбище в Москве над могилой Георгия Никитича и Натальи Васильевны горит бронзовый факел, символ вечной памяти. А рядом с мемориальной плитой стоит якорь. Этот морской знак напоминает о человеке, который прошёл путь от матроса до вице-адмирала. Он пережил войну, но погиб от рук тех, кто видел в его боевых наградах только золото и серебро.
Делитесь своим мнением в комментариях. Подписывайтесь на канал и отблагодарите автора лайком.
Ещё история для вас: